Банк Астана – это почти Титаник. Только в финансовой сфере

Паника вкладчиков способна погубить любой даже самый устойчивый финансовый институт. А в случае с казахстанскими банками это сделать еще проще – увы, многие из них являются лишь условно устойчивыми

Банк Астана

«Если ситуация с Банк Астаны будет и дальше развиваться по негативному сценарию, то этот кейс будут рассматривать как уникальный. Это будет история, о том, как регулятор, вопреки своей функции стабилизации финансового рынка предоставил главе государства информацию о банках, получившую широкую огласку и спровоцировавшую бегство депозиторов в одном из них, тем самым ухудшив его ликвидность», – написала на своей личной странице в Facebook Бахыт Маженова.

Она много лет возглавляла Казахстанский фонд гарантирования депозитов, активно изучала международный опыт спасения и ликвидации банков, – так что толк в кейсах знает.

Но казахстанская практика – совсем другое дело. Здесь своя специфика.

«И самое интересное, что банк не сможет защитить свои права, поскольку первое лицо государства огласило эту информацию. Возможно эту историю будут приводить на многих презентациях и лекциях как не должен вести себя регулятор. А может быть не будут рассматривать, может просто посмеются над нами, такими незрелыми профессионалами», – полагает г-жа Маженова.

***

Под критику главы государства попали три банка – ЭксимБанк, Банк Астаны и Qazaq Banki. И она всколыхнула не только акционеров и менеджеров, но и инвесторов, и вкладчиков, и компании, которые имеют счета и средства в этих банках.

Нурсултана Назарбаев сказал, что «эти банки имеют ужасные показатели из-за того, что акционеры плохо руководили ими, задолжали и не могут ответить своим вкладчикам средствами – как они могут работать? И все это хотят взвалить на государство! Если хотят дальше работать, пусть акционеры вернут деньги, которые они вытащили оттуда самым неправильным образом».

В подобных случаях обычно объекты критики ведут себя смирно, чтобы лишний раз не попасть под горячую руку. Но в данном случае молчание и прятки – смерти подобны. Услышав негативный отзыв, и понимая, что это неспроста, компании захотели вывести из этих банков свои деньги, чтобы не потерять их, туда же бросились и вкладчики, хотя в Казахстане действует система страхования вкладов для физических лиц, и гарантиями возврата обладают все депозиты до 10 млн. тенге в одном банке. Это закон катастрофического жанра.

***

И потому владельцам и руководству банков надо было что-то сказать (забегая вперед, отметим, что один из «фигурантов» этого дела вообще-то отмолчался). Банк Астаны сработал оперативно, разослав сообщение уже через несколько часов: «По состоянию на сегодняшний день АО «Банк Астаны» исполняет все пруденциальные нормативы Национального банка РК. За всю историю существования АО «Банка Астаны» ни разу не допускал дефолта по своим обязательствам».

Но раз уже начали сгущаться тучи, то их уже не разогнать руками.

В итоге этому банку пришлось вводить ограничения для клиентов – первоначально до 2 мая с.г., но после этой даты режим чрезвычайной ситуации продлен еще на месяц, а ограничения стали более жесткими.

До 1 июня с.г. для физических лиц расходные кассовые операции с текущих счетов, депозитов и платежных карт банком проводиться не будут. Введено ограничение до 100 тыс. тенге в месяц на снятие денег по картам с банкоматов АТМ. Внутрибанковские переводные операции, в том числе между своими банковским счетами, в пользу третьих лиц ограничены суммой в 50 тыс. тенге в сутки, как и межбанковский перевод с депозитов, текущих счетов карты Банка и р2р переводы. По кредитным картам не доступны для проведения расходные операции – нельзя в магазине купить даже хлеб.

***

Через некоторое время заговорил и Qazaq Banki: «Ухудшение некоторых показателей банка стало, прежде всего, следствием некачественных кредитов, выданных в период 2013–2016 годов во время управления банком лицами, назначенными Жомартом Ертаевым и Бахыт Ибрагим, основная часть которых приходится на заемщиков, непосредственно связанных с вышеуказанными лицами».

Стало понятно, откуда вообще подул ветер.

В итоге после бури Национальный банк приостановил лицензию АО «Qazaq Banki» на прием депозитов физических лиц, открытие банковских счетов физических лиц сроком на три месяца, до 27 июля 2018 года включительно, сославшись на неоднократные нарушения пруденциальных нормативов.

***

Однако в данной ситуации с банками, попавшими под удар критики, во-первых, важна последовательность событий. Например, банки начали испытывать реальные проблемы с ликвидностью только из-за внезапного оттока клиентских средств. Это, например, признал начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций НБРК Александр Терентьев.

Во-вторых, важна артикуляция проблем. Например, председатель национального банка РК Данияр Акишев рассказал, что три банка испытывают затруднения с обеспечением достаточного уровня ликвидности в связи с низким качеством кредитного портфеля.

А вот об этом, как говорится, давайте поподробнее…

***

На 1 января 2018 года Банк Астаны имел кредиты с просрочкой платежей в объеме 21,64% от общего портфеля. Qazaq Banki – 17,57%, Эксимбанк – 6,25%. Но при этом рекордный токсичный портфель был у Банка RBK – 39,58%. У AsiaCreditBank плохие кредиты достигали 29,81%, уже не говоря о других банках: Заман-Банки ДБ НБ Пакистана, у которых более трети просроченных кредитов (их объем растет по сей день).

Хорошо, но за четыре месяца много воды утечет. Смотрим более свежую статистику. И что же?

Портфели у всех «фигурантов» президентского списка ухудшились. Банк Астаны – 31,40% , Qazaq Banki – 22,20%, Эксимбанк – аж 53,35%!

Вот, казалось бы, и все встало на свои места. Но очень хочется сравнить с другими игроками на рынке. Неужели у этой троицы дела – хуже всех? Не сказать.

Например, все также слишком большой пул просрочек имеет Банк RBK, и у него тоже объем плохих кредитов с начала года вырос – до 46,29%! У АТФ Банка – 25,33%, у Евразийского – 24,31, у Банка ЦентрКредит – 19,06%.

Но заметьте – все эти банки (в пятерку также входит Цеснабанк, у которого токсичные активы, к счастью, самые незначительные на рынке – всего 6,24% на 1 апреля с.г.), получили мощную государственную поддержку – в них было влито свыше 653 млрд. тенге, неработающих займов списано на сумму 710 млрд. тенге. А ситуация – лучше ли, чем у тех, которые попали «под раздачу»?

***

Ну а напоследок, как говорят пользователи Фейсбука, немного позитива вам в ленту.

На просторах социальной сети встретила вот такого отчаянно смелого человека с небезупречной орфографией, но не в этом суть.

Jaqsylyq Qurmanalin

26 апреля в 13:37 ·

Приветствую друзья! Призываю на «Асар». Поможем Банку Астаны. Сегодня открыл депозит на 200 000 тг. При наихудшем варианте, Фонд гарантирования депозитов все возместит. При хорошем раскладе я внесу свою лепту в сохранении этого Банка и тех интересных карточных продуктов которые они создали.

Банк Астана

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.