Уроки новейшей истории. Как наш земляк Жириновский спас Ельцина от импичмента

15 мая 1999 года президент России был на волосок от позорной отставки. Её удалось избежать благодаря красноречию лидера ЛДПР и кулуарной «работе» с депутатами Госдумы

Сейчас в такое трудно поверить. Чтобы Госдума или Мажилис не только перечили главе государства, но и пытались объявить ему импичмент? Это бред, чепуха, небывальщина!

Но в лихие 90-е многое было иначе. По-крайней мере, в России. Государственная Дума тогда состояла из нескольких противоборствующих фракций. Самая крупная фракция была у коммунистов и находилась в прямой оппозиции к президенту. Представляете?

Надо ещё сказать, что Ельцин к 1999 году всех в России достал. Правых и левых, богатых и бедных, провинциалов и москвичей. Лишь «семья» и олигархи во главе с Березовским держались за него руками и ногами. У этих людей не было выбора. Их снесли бы вместе с Ельциным. В кремлёвских коридорах спешно готовилась операция «преемник». Но её надо было провести достойно, без суеты. Сохраняя легитимность действующей власти.

Ельцин

А коммунисты в это время шли в атаку на Ельцина и надеялись «убрать» его досрочно. Воспользоваться процедурой, предусмотренной ст. 93 Конституции РФ. В соответствии с этой статьёй президент России может быть отрешен от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Коммунистов поддерживало «Яблоко», в те поры довольно влиятельное, и многое независимые депутаты.

Для импичмента выбрали пять наиболее значительных, по мнению депутатов, ельцинских проступков: развал Советского Союза; государственный переворот осени 1993 года; развязывание войны в Чечне; развал армии; геноцид русского народа.

Дума ещё в середине 1998 года создала специальную комиссию под руководством доктора юридических наук Вадима Филимонова. Эта комиссия вполне основательно и добросовестно изучила все необходимые обстоятельства. К началу мая 1999 года было составлено подробнейшее юридическое обоснование по каждому из пунктов обвинения. Оснащено статистикой и заключениями экспертов. Вывод комиссии оказался однозначным: «Виновен по всем пяти пунктам! Безусловно заслуживает отрешения от должности».

Затем началось обсуждение предложения об импичменте на пленарном заседании Госдумы. Это было настоящее сражение! Оно продолжалось три дня. Сторонники импичмента хорошо подготовились. У них за спиной была всенародная поддержка. В первый день защитников Ельцина буквально несли по кочкам. На второй день их почти загнали в угол. Но тут слово взял Владимир Жириновский. Он к этому времени уже давно был самым громогласным, бесцеремонным и, надо отдать ему должное, самым красноречивым и находчивым российским политиком. Владимир Вольфович принялся защищать Ельцина. Начал с чеченской проблемы. Заявил, что её создали коммунисты и Горбачёв, а не Ельцин:

Если взять эпизоды с чеченской войной, давайте начнем с 1990 года. Кто дал право руководству Чеченской Республики провозгласить независимость? Ноябрь 1990 года. Ельцин у власти? Нет никакого Ельцина! Есть Советский Союз.

Кто дал право захватить вооружение Советской Армии? Кто дал право выкидывать из окон секретарей райкомов КПСС в Чечне? Кто дал право захватить Верховный Совет Чеченской советской социалистической республики? Кто дал право захватить миллионы долларов в Минводах, детей, заложников? Кто дал право вышвырнуть до 1994 года 450 тысяч русских из Чечни?! Кто дал право захватить их имущество? Кто дал право изнасиловать всех русских женщин на территории Чечни, включая 80-летних старух?! (Вам ФСБ все это подтвердит.) Это все было до начала чеченской этой трагедии.

Да, генерал Грачев использовал свои права министра обороны, использовал опыт Великой Отечественной войны. Ему дали приказ захватить город Грозный, и он использовал ту тактику захвата городов, как это было в той войне. Не было опыта больше у Грачева. Был Афганистан, там все прошло в том же варианте, но там действовал спецназ, там действовали спецвойска. Здесь уже не было этой службы. После 1991 года, к сожалению, спецвойска были в основном все ликвидированы. И тогда, когда против нашей милиции, советских милиционеров, выступает 30-тысячная армия, вооруженная до зубов, сотни самолетов и танков, — какая милиция может справиться? Милиция, у которой в руке один пистолет «ТТ», стреляющий на 20 метров всего! Как можно было… В воздухе — самолеты. Танки, целая армия двигается на наших милиционеров — и Президент скажет: уничтожайте милицию, уничтожайте все население, да? Ведь когда бросили войска? Когда нам было оказано вооруженное сопротивление!

Ведь исполнение указа Ельцина о восстановлении конституционного порядка было связано с одним: ввести дополнительные вооруженные силы. Приказа стрелять не было — просто войска! Мы имеем полное право в любой точке России ввести дополнительные войска, передвигать их. Солдатам вообще был дан приказ: вы едете охранять дорогу Баку — Ростов. Всё! Именно по этой дороге останавливали поезда, грабили их. Все грузы до 1994 года, поезда стояли. Все, что шло из Баку в Москву и обратно, — все было разграблено! Все поезда наши, русские, советские, — все было разграблено там, на станции Грозный. Кто должен был все это остановить? Милиционеры? И войска направили только для охранной функции, как караульных, часовых.

Но если часового расстреливают ночью, вешают днем, издеваются над ним — что должны делать наши солдаты? Они вынуждены были применять оружие. 18-летние солдаты долго не применяли оружие. Был приказ: не стрелять! Как в 1941 году Сталин дал приказ, и мы 3 миллиона положили за этот приказ. И здесь был приказ: не стрелять! Новосибирский ОМОН поднял руки вверх в полном составе! И мурманский ОМОН полностью был расстрелян!

Сколько нужно было расстрелять наших милиционеров, чтобы вы согласились с тем, что Президенту надо защитить собственную милицию и собственный народ?

Выступление Жириновского произвело большое впечатление. На следующий день он продолжал «зажигать» Теперь разговор шёл о развале СССР. Лидер ЛДПР вполне основательно утверждал, что Горбачёв и верхушка КПСС легко могли арестовать «сепаратистов», собравшихся в Беловежской пуще:

Когда говорят о Беловежских соглашениях… Михаил Сергеевич Горбачев ходил по кабинету в Кремле, КГБ ему докладывал: «Михаил Сергеевич, они собрались в Беловежской Пуще, дайте команду, мы всех арестуем сейчас». Он говорит: «Нет, не надо. Пусть будет как идет, само по себе». Вот главный разрушитель!

У него была 4-миллионная армия, 200 тысяч в КГБ — самая сильная в мире тайная политическая полиция. И она ему доложила, и он не принял решение. То есть он — виновник. Главный политический преступник сегодня — это Горбачев! Горбачев. Он поощрял все это делать, он затягивал все, он уехал отдыхать. Что, он не знал, что происходит в стране?! Оставил пьянице Янаеву всю страну, говорит: «Занимайся порядком, я поехал отдохнуть». Это что, он сделал не специально?!..

А его кто привел к власти? Вы говорите о беженцах, вы говорите… Я лично выехал из Казахстана 40 лет назад. Не было даже Брежнева еще, Хрущев был тогда, после Сталина, который единственный сдерживал национализм, хотел вообще к 60-м годам ликвидировать Советский Союз, но не путем разрушения, а путем создания одной республики, ликвидировать национальные республики, убрать КПСС. За это его убрали 3 марта — задушил Берия или его подручные, — и нам объявили, что он сам ушел из жизни. Именно за это — за то, что он хотел изменить Советский Союз, чтобы была одна республика, он понимал, к чему мы идем.

После него Хрущев начал проводить эту линию. Хрущев — вот первый главный реформатор, он начал разрушать! И я, первый беженец, здесь сижу, в Москве, 40 лет. Я приехал — тишина была. Я взял свои пожитки и бросил свою родину, мой родной город. Это я говорю вам! И миллионы казахстанцев меня поддержат. Сейчас они слышат меня, их уже 6 миллионов в Советском Союзе, выехали оттуда еще при том режиме. Никакого Ельцина не было, когда мы были вынуждены покинуть все эти республики Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Прибалтики. Везде…

А сегодня вы хотите все взвалить на одного человека! Так уже было. Вы в семнадцатом году тоже нашли одного человека, виноватого во всем. Царя. И он согласился с вами. Он даже отрекся. А что вы потом с ним сделали?..

Любое выступление Жириновского – это гремучая смесь демагогии, беспардонной лжи и грубой солдатской правды, которую никто кроме него не скажет. Сколько депутатов Госдумы он сумел в тот раз переубедить? Не думаю, что много. Эти речи должны были в первую очередь произвести эффект на журналистов и телезрителей, следивших за дебатами в Госдуме. У них надо было сформировать мнение о том, что защитники Ельцина тоже имеют сильные аргументы. А «защитники», точнее, люди из администрации президента, делали ставку не на полемические приёмы, а на индивидуальную работу с депутатами.

В чём состояла эта работа? 15 мая, после завершения пленарного заседания, перед началом голосования по импичменту, был объявлен большой перерыв. Почти на полдня. Поскольку оказалось, что технические службы Госдумы не успели отпечатать бюллетени для голосования. Такая досада! У служб на это нехитрое дело были многие месяцы, но вот, не справились. Именно в эти решающие часы, пока допечатывались бюллетени, команда Ельцина активно «работала с депутатами». Как именно? Их продолжали убеждать, что «нельзя всё валить на Бориса Николаевича»? Или предлагали другие аргументы?

Знающие люди (с именами и фамилиями) уверенно говорят, что за голосование против импичмента депутатам российской Госдумы предлагали в кремлёвских кабинетах 30 тысяч долларов. А за то, чтобы «просто потерять бюллетень» – 20 тысяч. Деньги по нынешним временам не сказать, чтобы огромные. Но в 1999 году, вскоре после дефолта, за 20 тысяч долларов можно было купить вполне приличную квартиру в спальном районе Москвы.

Впрочем, свечку мы при тех разговорах не держали. Может всё и клевета. Как бы то ни было, по завершении исторического голосования оказалось, что предложение об отрешении Ельцина от власти не набрало необходимых двух третей голосов. В российской Госдуме 450 депутатов. Для того, чтобы принять решение об импичменте, требовалось минимум 300 голосов. Но за обвинение Ельцине в развале СССР проголосовали только 239 депутатов, за обвинение в событиях 1993 года – 263, за обвинение в развале армии – 241, за обвинение в развязывании войны в Чечне – 283, за обвинение в геноциде российского народа – 238.

Какой интерес во всём этом был у Жириновского? Гадать не буду. Скажу только (вдруг вы сами не знаете), что фракция ЛДПР в Госдуме, несмотря на шумную и грозную риторику, почти всегда голосует так, как хотят в Кремле. При Ельцине данное обстоятельство нередко могло сыграть – и, как видим, играло – ключевую роль. А затем, когда российская Дума полностью покорилась исполнительной власти, это стало скорее данью традиции. Жириновский теперь уже не столько думский трибун, сколько шоумен на телевидении. Охотнее даёт интервью. Он не так давно и мне рассказывал, как любит Казахстан и уважает Назарбаева.

Возвращаясь в бурный 1999 год: Ельцин благополучно просидел в президентском кресле ещё семь с половиной месяцев. 31 декабря он заявил в новогоднем обращении к российскому народу «Я устал, я ухожу» – и назначил 46-летнего Владимира Путина исполняющим обязанности президента. А ещё через два с половиной месяца Путин выиграл президентские выборы. Со скромным, но достаточным результатом 52,9 процента. И в истории Российской Федерации началась новая эпоха. Переход к ней совершился мирно, без революций, восстаний и еврейских погромов.

А если бы не Жириновский – кто знает, как пошло бы дело.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.