Криптовалюта из казахстанских обоев

Глобальность АЭФ сильно преувеличена организаторами. Здесь очень органично проявляется своего рода карго-культ наших элит. А именно их стремление быть принятыми в лучших домах Лондона, пригласив как можно больше звезд, чтобы пустить им пыль в глаза

Киль. 21 мая. КазТАГ — Игорь Киндоп. На Астанинском экономическом форуме (АЭФ) президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул тезис о необходимости создания правил по обороту криптовалюты в Казахстане и в мире.

«Надо разработать общие правила. У G-Global есть экспертная и институциональная поддержка. Недавно министерство иностранных дел исламского сотрудничества приняло резолюцию в поддержку этой инициативы. Я предлагаю реализовать ее на площадке ООН», — сообщил президент Казахстана.

На прошлогоднем экономическом саммите Н.Назарбаев предлагал создать международную криптовалюту. Она, как известно, набрала популярность в последнее время ввиду чрезвычайно широкой волатильности и гигантской доходности в прошлом году. Безудержная жажда халявы неискоренима в человеке и потому о них (криптовалютах – КазТАГ) знают сегодня почти все.

Привлекательность криптовалют объясняется тем, что по каким-то необъяснимым магическим причинам, а на самом деле благодаря отточенным махинациям на ограниченном рынке, курс кусочков последовательностей нулей и единиц начал расти, как на дрожжах, разрушая, казалось бы, все представления о финансовых инструментах. В определенный момент ситуация превратилась в некое подобие классического рационального пузыря, когда не войти на этот рынок означало потерять прибыль. Чем и воспользовались некоторые инвесторы, а потом и мелкие частные любители халявы. По сути своей, возникла ситуация, аналогичная бегству депозитов из банка-банкрота, но только бегству денег из кошельков на сомнительный рынок криптовалют.

Можно выделить несколько характерных особенностей криптовалюты, которые в целом объясняют причину нежелательного отношения к ним со стороны современных экономических и политических властей развитых стран.

Астанинский форум

Во-первых, криптовалюты не представляют из себя ничего. Эти объекты не обладают никакой функцией или полезностью. С ними нельзя сделать ничего иного, кроме как накапливать на электронных кошельках или пытаться кому-нибудь впарить. К примеру, бумажными деньгами можно обклеить стены квартиры в качестве оригинальных обоев. Особенно оригинальными будут обои из 100-долларовых купюр. А что вы можете сделать из неосязаемых электронных нулей и единиц?

Во-вторых, криптовалюты привлекательны в первую очередь для теневой экономики. Это инструмент обналичивания денег, получения взяток, расчетов в наркоторговле и сексуальном траффике, и даже в финансировании терроризма. И это прекрасный инструмент, потому что обладает очень высокой степенью секретности и шифрования. Для обеспечения расчетов между террористами и их спонсорами не требуются больше подставные лица и даже банки — все делается просто через биржи обмена криптовалют, которые не спрашивают, откуда у вас появился тот или иной биткоин.

В-третьих, криптовалюта независима от государственной политики. Это наднациональный инструмент, если хотите. Многие адепты и фанатики криптовалютной индустрии рассматривают это как безусловное преимущество технологии, но для квалифицированного экономиста это означает, что криптовалюта разрушает способность страны проводить независимую монетарную и фискальную политики. Таким образом, признание криптовалюты ведет за собой потворствование самым злейшим преступникам в мире и разрушение системы управления собственным государством.

А с другой стороны, есть надежда на магическую халяву.

Астанинский форум как глобальная пыль

В принципе, слова президента Н.Назарбаева можно рассматривать в контексте АЭФ как глобального экономического форума. Проблема, правда, в том, что глобальность АЭФ сильно преувеличена организаторами. По большей части, это событие есть повод потратить очень много денег бюджета и спонсоров на масштабное ток-шоу со звездами глобальной величины. Здесь очень органично проявляется своего рода карго-культ наших элит. А именно их стремление быть принятыми в лучших домах Лондона, пригласив как можно больше звезд, чтобы пустить им пыль в глаза.

«Нам необходимо держать руку на пульсе глобальных экономических трендов, изменений и вызовов, которые сейчас стоят перед человечеством», — цитирует заместителя директора КИСИ при президенте РК Саната Кушкумбаева сайт премьер-министра РК. — Как раз здесь и важна роль Астанинского экономического форума, который позволяет посредством дискуссий с привлечением ключевых спикеров, специалистов в сфере глобальной экономики нащупать этот пульс глобальной экономики. Казахстан, конечно, пытается предупредить, принять превентивные меры. Астанинский экономический форум, особенно финальная дискуссия, позволит казахстанским экспертам и политикам сформулировать и национальную повестку на ближайшее время, скорректировав ее с глобальной. То есть это будет своеобразным ответом Казахстана на грядущие вызовы безопасности в мире».

Тезис господина С.Кушкумбаева разваливается потому, что Казахстану нет необходимости «держать руку на пульсе глобальных экономических трендов». Так или иначе, рано или поздно, глобальные экономические тренды придут в Казахстан, и об этом не стоит беспокоиться, но Казахстан никогда не станет первичным местом их появления. Как бы власти этого ни хотели, но они не могут (да и вряд ли кто-то другой сможет) интегрировать Казахстан в эти тренды в силу инерционности развития общества и неготовности принимать технические и социальные инновации. Поэтому их формируют страны, которые в состоянии заплатить миллиарды долларов за небольшой вклад в формирование научно-технического прогресса.

Однако и участникам форума, и его спикерам было бы очень интересно услышать решение не глобальных проблем, а проблем Центральной Азии. Нет ученого или инновационного бизнесмена, который не был бы заинтересован в развитии общества, потому что именно оно формирует спрос на их деятельность. Как экономисту, мне очень интересно услышать независимую оценку перспектив экономической политики в Казахстане. И найти такой дискуссии ни в Казахстане, ни за рубежом я сегодня не в состоянии.

Безусловно, откровенная дискуссия на такую тему неинтересна властям, потому что сразу будут поставлены острые вопросы. Какие экономические модели лежат в основе государственного планирования? Почему фискальная и монетарная политика в государстве часто находятся в конфронтации друг к другу? И почему экономика Казахстана сконцентрирована в руках олигархических лоялистских групп? Где справедливая и независимая судебная власть и почему научная деятельность в Казахстане так сильно коррумпирована?

Ответы на эти вопросы – это секрет Полишинеля. Все знают, что все плохо, но делают вид, что все хорошо. Неудобные вопросы и вызываемые ими скандалы двигают научно-технический прогресс и экономико-политическую обстановку во всем мире, кроме Казахстана. Потому что здесь их задавать боятся.

На периферии мировой экономики

Глобальные тренды рождают глобальные вызовы и глобальные проблемы безопасности. Тем не менее это не повод мечтать об участии в формировании решений этих глобальных вызовов. Как страна и как экономика, Казахстан не может себе этого позволить — это чрезвычайно дорого и трудозатратно. У находящегося на периферии мировой экономики Казахстана есть единственная и наилучшая стратегия — перенимать успешный опыт экономических лидеров, особенно в плане политических и экономических реформ. Надо позволить глобальным лидерам решить проблемы и подстраиваться под эти решения. Это самая эффективная стратегия развития в мире — так делали Китай и Сингапур, и именно так они стали мировыми лидерами. Этим абзацем можно подвести черту под всеми глобальными экономическими форумами в Казахстане на ближайшие 30-50 лет.

Но помимо глобальных вызовов есть вызовы локальные и региональные. Это не то, чтобы очень интересные задачи, и они не привлекают внимания со стороны мирового сообщества. Но решение этих вызовов позволяет народу внутри страны жить лучше, быть богаче, образованнее и здоровее. Это рутинные проблемы, которые надо решать методично, и именно для этого должно существовать правительство.

Рутинные проблемы чаще всего уже решены и известны мировой научной мысли. Существуют сотни и тысячи научных статей по каждому вопросу, которые показывают и доказывают эффективность того или иного решения в симулированных условиях и в экспериментах. Стоит большого труда проанализировать их и сформировать на их основе политические рекомендации. Но такие рекомендации позволяют экономической системе развиваться, в отличие от того, что имеем мы. Выработкой таких рекомендаций должны заниматься профессиональные, высокооплачиваемые, некоррумпированные ученые, знакомые со спецификой региона, а не «звезды мировой эстрады, кино и телевидения».

Казахстанские политики на протяжении последних 30 лет стремятся создать Казахстану имидж глобального государства-миротворца, и эти усилия привели к определенному успеху. К сожалению, наша политика — это политика мечтателей, а не прагматиков. Все усилия Казахстан концентрирует на внешнеполитической повестке дня, в то время как внутриполитическая обстановка и экономико-политическое направление преданы по большей части забвению или содержатся в ежовых рукавицах. Безусловно, модно и приятно блистать на трибуне ООН в лучах мировой славы и софитов. Но можно ли этого добиться, не стремясь обеспечить благосостояние собственного населения? Неужели никто не обратит внимание на то, что блистательные политики и их друзья-миллиардеры так сильно контрастируют с нищим населением?

Мировая слава распространяется благодаря простой человеческой зависти. А казахстанским политикам в общем и целом никто не завидует, потому что у них нет никаких достижений. А самыми известными казахстанцами в мире, как это ни стыдно признать, являются не политики, а спортсмены и Борат. Неужели кто-то купится и будет завидовать такому положению вещей?

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.