«Какое поколение будет строить будущее Казахстана?»

Сетевые СМИ о молодежи

Сауле ИСАБАЕВА — «Какое будущее готовит для страны ее новое поколение?» — Говорят: хочешь узнать будущее страны – посмотри на ее молодежь… Но если послушать взрослых, то большинство из них, оценивая возможности и способности нового поколения, с ужасом представляют себе завтрашний Казахстан. Они уверены, что нынешнее «племя младое» озабочено только собственным комфортом и безразлично ко всему остальному: к интересам государства и общества, к семейным и моральным ценностям, к науке и труду… Неужели на самом деле все так плохо?

Как показали результаты недавнего исследования, 44,9% опрошенных никогда не посещали библиотеки, 56% – выставки, 54,2% – музеи, 55% – театры, 42,4% – игровые и развлекательные центры, 19,8% – кинотеатры. В то же время у телевизора или в Интернете проводят свободное время 83% молодежи. На втором месте в списке предпочитаемых форм досуга – посещение салонов красоты и спортивных залов. Но самое печальное: 15%, или каждый шестой, признался, что может понять людей, которые совершают суицид…

Кайнар КАПАНОВ, кандидат исторических наук, политолог — Сегодня востребованы новые люди, новые решения, новая политика. А с этим у нас явный провал. Страна не обеспечила условий для нормального развития так называемых поколений Y (людей 1985–2000 годов рождения) и Z (2000-х годов рождения). Их умами долгое время не занимались, их ценностные ориентиры сбиты.

Я как преподаватель вижу у нынешних студентов очень слабые навыки понимания текста и неразвитую смысловую память. Это можно объяснить тем, что молодые люди перестали связывать экономический успех в жизни с хорошим образованием. Для них иметь диплом еще не означает уметь работать.

Для многих ребят родители и семейные ценности уже перестали быть ориентиром. И это неудивительно, если учесть, что треть матерей воспитывает своих детей в одиночестве, а тема отцовства становится одной из самых острых в социологии семьи. Физически родители вроде присутствуют, а духовно – нет.

То же самое касается государства и школы, которые тоже провалили свою воспитательную миссию. Считаю, что власть не должна использовать поколенческую разницу для стравливания людей. Нельзя убивать ресурс солидарности общества, который помогает взаимодействовать гражданам ради достижения свободы и справедливости. Паралич потенциала солидарности недопустим, если мы думаем о будущем молодежи.

Татьяна СЕФЕРОВА, директор направления качественных исследований BRIF Research Group — Это исследование ярко продемонстрировало те особенности, которые отличают новое поколение от предыдущих. Я бы даже сказала, что нынешние молодые казахстанцы абсолютно другие, совсем не похожие на своих родителей. Это, конечно, важно понимать и учитывать при работе с ними.

Стоит сказать и о следующих особенностях современной казахстанской молодежи.

– Политическая пассивность. Большинство молодых людей не интересуются политическими темами, не хотят принимать какого-либо участия в их обсуждении, да и не видят смысла вникать в эти вопросы.

дети
Парад детских оркестров в Павлодаре

– Активное обращение к религии. Около 72% молодежи считают себя верующими, при этом 20-25% строго соблюдают предписания и обряды своей религии. Этой тенденции в наибольшей степени подвержена казахоязычная молодежь в южных и западных регионах страны.

– Неоднородность. Условно можно выделить три основных сегмента молодежи в зависимости от региона: первый – Алматы и Астана (17% казахстанской молодежи). В этих городах проживают активные, современные, амбициозные молодые люди с наибольшими доходами; второй – север, восток и центр Казахстана (33%). Там молодежь настроена более негативно, она имеет наименьшие доходы и наибольший миграционный потенциал (в основном ориентирована на Россию); третий, самый многочисленный – юг и запад Казахстана (50%). В этих регионах проживает более консервативная, религиозная и в основном казахскоязычная молодежь. Разумеется, важно учитывать эту разнородность и разнотипность казахстанской молодежи, если мы хотим понимать ее желания, ценностные ориентиры и вести в этом направлении грамотную идеологическую и воспитательную работу.

Сержан АМАНОВ, блогер, кандидат биологических наук — Реалии современного мира давят и на молодежь. Она более прагматична, но при этом и максималистична. Это закон природы. Общество двигается вперед только за счет активности молодых. А судить о том, что в нынешних юношах и девушках не так, я даже не пытаюсь. Принимаю их такими, какие они есть. А вот к государственной молодежной политике у меня множество вопросов.

Я даже сомневаюсь в том, что таковая у нас вообще присутствует, как, впрочем, и серьезная идеологическая работа. Беда нашего времени состоит как раз-таки в полном отсутствии какой-либо идеологии, тем более государственной.

Все попытки создать «молодежные движения» и прочие громкие инициативы власти – это чистой воды кампанейщина. Вместе с тем, отсутствие молодежной политики напрямую связано с отсутствием внятной политики в сфере образования. Такого размаха пофигизма у учителей в школах, как сегодня, я даже представить себе не мог.

Асель ИХСАНОВА — «Какое поколение будет строить будущее Казахстана?» — Координатор проектов ОФ «ЦСПИ «Стратегия» Ольга СИМАКОВА — Правильнее все-таки смотреть на молодежь сквозь призму отдельных признаков и характеристик. Так, например, по месту проживание – городская/сельская. У молодежи из городской местности больше притязаний на жизнь, у них шире кругозор, они более активны. В то время как сельская молодежь более нативная, аутентичная. У сельской молодежи шансы на продолжение образования после школы более ограничены, нежели у городской молодежи. Здесь уже срабатывает родительский фактор. Не каждый родитель готов отправить своего ребенка за три девять земель учиться. Кого мы относим сегодня к поколению молодежи? Это лица от 18 до 29 лет. Это очень неоднородная по своим социальным характеристикам группа. И здесь нужно понимать, чем живет каждая группа.

дети
Парад детских оркестров в Алматы

У казахстанской молодежи в возрасте от 18 до 29 лет, нет никаких критических проявлений в ближайшее время я не ожидаю. Статус-кво будет сохраняться. Большая часть начнет или продолжит обучение в средних специальных и высших учебных заведениях или будет нарабатывать трудовой опыт. В целом, молодежная проблематика во многом зависит и будет зависеть от внешних факторов, того, насколько внешняя среда будет дружественна или нет к молодым людям из разных групп.

Социолог Серик БЕЙСЕМБАЕВ — Массовые опросы показывают, что молодежь от 18 до 29 лет, в отличие от старшего поколения, обладает более высоким уровнем оптимизма и конформизма. Во многом это связано с особенностями возраста, когда человек учится в вузе, менее обременен семейными и иными обязательствами.

Также могу сказать, что молодежь ближе к новым технологиям, что, думаю, очевидно. Они лучше ориентируются в интернет пространстве, а также активнее пользуются социальными сетями. В целом, коммуникационные навыки и потребление информации у них заметно другое, чем у старшего поколения.

Однако нужно понимать, что речь идет о среднестатистической картине. Молодежь – это часть общества, поэтому между молодыми и старшими возрастными группами больше общего, чем отличий.

Есть мнение, что наша молодежь уязвима перед деструктивным влиянием, поэтому нужны особые меры, чтобы ее защитить, воспитать. Однако эта гиперопека со стороны государства не оправданна. Другая крайность – это демонизация молодежи, когда она воспринимается как потенциально протестная сила. Но, опять, здесь больше мы имеем дело со стереотипами и старыми шаблонами мышления, нежели исследовательскими данными.

Вообще, если смотреть на данные исследований, то возраст в условиях Казахстана – это не главный дифференцирующий фактор. Более важными, например, являются территориальные и социально-экономические критерии.

Ведущий эксперт Института мировой экономики и политики Айман ЖУСУПОВА — Современная казахстанская молодежь, во-первых, фрагментирована, разнородна, что проявляется в первую очередь по линии «город-село». Это обусловлено помимо общих базовых различий между городом и селом, отсутствием досуговых учреждений в сельской местности, и, соответственно, возможностей для полноценной социализации сельской молодежи, доступом к информационным технологиям, интернету и характером его использования.

Получается, что этот разрыв, носящий объективный характер, в наших условиях чрезмерен, можно даже говорить о наличии параллельных миров в молодежной среде, их конфликт в некоторых ценностных плоскостях достаточно очевиден и активно дебатируется, обсуждается в социальных медиа.

К расколу в плане ценностей в обществе, росту противоречий, конфликтных ситуаций. Чрезмерный морализм и с другой стороны распущенность здесь, по сути, выступают сторонами одной медали — попытки найти ценностные ориентиры при их вакууме в современной молодежной среде.

Во-вторых, современная молодежь крайне прагматична и четко понимает какую выгоду она ожидает от тех или иных своих действий и в этом смысле значимо отличается от представителей предыдущих поколений.

В Казахстане молодежь испытывает острые проблемы, связанные с трудоустройством (в том числе ловушка «первого найма» для выпускников вузов), жилищные проблемы, потому находится в сфере особого внимания органов власти, которые предпринимают ряд шагов, для того, чтобы улучшить ситуацию в сфере. В числе подобных решений возможность получения бесплатного средне-технического образования, жилищная программа «7-20-25». Тем не менее, по жилищной программе у экспертов есть ряд вопросов, и их озвучивание свидетельствует о понимании проблем и поиске путей их решения. В целом, успешная реализация упомянутых программ и других, направленных на решение проблем молодежи, может минимизировать ее протестный потенциал, который на сегодняшний день не столь явно проявлен.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.