Большая Евразия – какая она?

Количество проектов с участием Центральной Азии начинает зашкаливать

«Мечтать – так уж мечтать! Мечтать надо по-крупному!» – заявил Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» (там главным редактором Сергей Доренко) на Центральноазиатском медиафоруме. Мероприятие проходило в Алматы и называлось «Информационный образ Большой Евразии: роль медиа в формировании будущего Евразийского пространства». Образ получился весьма аморфный.

«Создавая Евразийский союз мы не стремимся стать слабее», – особо выделил Владимир Мамонтов. В ходе мероприятия постоянно использовался термин Большая Евразия, которому каждый давал свое толкование. Г-н Мамонтов сформулировал ее в географическом понимании «от Лиссабона до Берингова пролива». У других спикеров дорога от столицы Португалии была до Владивостока и Шанхая, а вот в южной точке конкретики не было. Правда, многие участники Индию и Иран считают непременными фигурантами Большой Евразии.

«Большая Евразия – формирующееся пространство партнерства в рамках всего континента», – такое определение дал Сергей Масаулов, координатор экспертной платформы «Большая Евразия». «Я считаю правильным собирать такие структуры изначально снизу», – объяснил он принцип формирования и функционирования новой экспертной площадки. Собственно организаторами медиафорума выступили политологический центр «Север-Юг», ЦАИ «Евразийский мониторинг», ИАЦ МГУ и экспертный клуб «Урал-Евразия».

большая евразия

«Я экспертов уже начинаю бояться – слишком много трактовок, – заметил Павел Негоица, генеральный директор «Российской газеты». – Важно не что сказано, а кто это говорит. Должно быть доверие к говорящему». В свете строительства Большой Евразии он сфокусировался на том, что при поиске новых принципов взаимоотношений «мы идем методом тыка». «Нам не хватает образов, культурных, литературных связей», – указал г-н Негоица.

Видимо, из-за чрезвычайно широко сформулированной темы медиафорума обсуждавшиеся в его рамках вещи получились очень разные, но при этом имеющие то или отношение к Большой Евразии.

Неизбежно затронули тему Китая, фактор которого в регионе растет с каждым годом, а сам Пекин к 2049 году намерен стать абсолютно новой величиной. Для соседей Поднебесной предложены масштабные проекты «Один пояс – один путь» и «Сообщество единой судьбы». «В Центральной Азии к Китаю отношение далеко не однозначное. В первую очередь из-за незнания Китая и происходящих в нем процессов. Отсюда китайские образовательные программы для иностранцев, которые будут потом работать на китайском направлении», – отметил Адиль Каукенов, китаевед.

Большая Евразия подразумевает партнерство, взаимодействие и доверие между самыми разными субъектами, поэтому остро встает вопрос правильной и эффективной коммуникации. Например, в Китае подача информации очень сильно отличается от медиапотребления на постсоветском пространстве, хотя оно и здесь неоднородно. «Китайские телеканалы стараются избегать скандальности – для них очень важно не потерять лицо. Китайцы могут по радио часами обсуждать какую-нибудь тему в экспертном кругу. У нас ни один таксист такого не выдержит», – привел примеры Адиль Каукенов.

В качестве характерной иллюстрации разного восприятия г-н Каукенов привел историю с сериалом про этнического казаха – дорожного полицейского в Синцзяне. Там показывается, как он останавливает машины, читает водителям мораль, организует свой быт. «Для наших тягомотина, а китайцы смотрят», – указал он на контраст в информационном резонансе одного и того же продукта.

«Взрывной интерес к китайскому языку вызван экономическими причинами. В образовательных проектах люди поступают прагматически и стратегически. На суахили говорит большая часть Африки, но в Казахстане его не учат», – акцентировал Адиль Каукенов.

«Потребительский рай привел к онтологическому тупику. Потребность в новой утопии очевидна», – считает Сергей Масаулов.

«Роль малых государств в том, что из них создаются великие», – отметил Дмитрий Орлов, директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад», на примере объединения Германии (еще в XIX веке).

«В Казахстане есть четкая тенденция ослабления поддержки Евразийского союза. Разочарование в том, что «коммунизма» не наступило», – сообщил Султанбек Султангалиев, главный редактор информационно-аналитического портала Резонанс.kz. – Активизировалась антироссийская, антиевразийская пропаганда в соцсетях и со стороны определенных СМИ».

Много говорилось о том, что страны ЕАЭС должны предложить нечто прорывное в свете современных технологических и цифровых революций, дабы не стать зависимой периферией у лидеров прогресса. «В ВВП России нефть составляет только 9%. Из 16 главных технологических направлений современного мира Россия осваивает 14, – ввел в курс дела Сергей Масаулов. – На пространстве ЕАЭС тенденция нарастания транснационального бизнеса».

«Умение читать – это не умение мыслить», – подчеркнул политолог Марат Шибутов. В ходе медиафорума он провел мастер-класс по распознаванию фейковых новостей. Самыми главными рассадниками фейков он назвал вацап и родительские чаты. «90% генераторов фейковых новостей – женщины», – заявил г-н Шибутов.

«Фейковые новости построены на инстинктах. Например, все боятся за детей», – сообщил Марат Шибутов. Поэтому «похищения детей» всегда в топе казахстанских фейков. Еще там проблемы банков, опасные продукты и преступления, масштабы которых власти скрывают. «Для паники надо 2 часа в Алматы и 1 день в Казахстане, – уверен специалист. – Регулярный потребитель фейковых новостей за 5-7 лет может сойти с ума».

В целях профилактики фейковой напасти г-н Шибутов рекомендует исключить из сферы своего мадиапотребления журналистику эмоций в пользу журналистики фактов (приоритет информационным агентствам и деловым сми) и убрать все источники информации с мгновенным копированием. Плюс чтение книг по истории, географии, экономике и политике: «Если знаешь как было – поймешь как будет».

центральноазиатский медиафорум

Социолог Гульмира Илеуова и Султанбек Султангалиев провели дискуссионную панель «Центральная Азия между архаикой и модерном». «Архаика не есть традиция», – отдельно выделила г-жа Илеуова. Она указала, что в социальной сфере произошел возврат к родовой структуре. Но если в Казахстане дальше памятников местечковым батырам и издания помпезных шежире дело обычно не идет, то в Кыргызстане родовые структуры активно занимаются вопросами социальной помощи в рамках рода.

«Если на селе архаизация – это вынужденная форма, то во власти элита данный механизм использует рационально для закрепления своих позиций, – указала Гульмира Илеуова. – Раз эти формы присутствуют, люди с их помощью достигают результата – значит ресурс архаики не выработан».

Коснулись вопросов исламизации общества в государствах Центральной Азии. «Против идеологии может бороться только идеология на идейном уровне», – подчеркнул г-н Султангалиев. Идеология понимается как комплекс идей, программирующих жизнь. По его словам, в Западном Казахстане салафиты получили поддержку от местных властных кланов и потому салафизм успешно развивается. Люди с другим взглядом на жизнь, другим понятийным аппаратом, иным мировоззрением (на права женщин, детей, отношения с властью). «Необходимо вовремя проводить реформы, вовремя модернизировать общество», – предлагает выход из кризиса Султанбек Султангалиев.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.