Как у ФНБ открылось второе искусственное дыхание

И сколько ни говорили, и ни писали о том, что поиграли, что уж пора и честь знать, что фонд этот – лишь ненужная надстройка в экономике, и даже Ахметжан Есимов был командирован туда, чтобы окончательно решить его, фонда, судьбу, но – жив курилка!

Есимовская команда не рискнула этот явно дефектный механизм, почти без КПД, отправить на склад вторсырья. Провернули ключ, поддали газу – о, завелась машинка снова. Вот вам новая стратегия! Ура, мы придумали, чем заняться!

Преисполнены важности: будем осуществлять финансовые инвестиции за границу. Зря, что ли, уже несколько лет получает свою зарплату иностранный управляющий-стратег?

Проплатили – и поехали!

На прошлой неделе все главные новостные сайты страны опубликовали сообщения, написанные словно под копирку. Для приличия лишь поиграли с заголовками: «Фонд «Самрук-Казына» намерен концентрироваться на финансовых инвестициях за границей», «На «Самрук-Казына» возложили еще одну задачу», «Самрук-Казына» создаст благосостояние, направив средства за рубеж».

Потом еще несколько дней довылупливались, словно припоздавшие цыплята, заметки в других инкубаторах позитивных новостей. И только ясности не было, чье именно благосостояние будет создано, и где именно – дома или там, за горизонтом.

Вероятно, проплаченные новости. Если не платить – редактора, не сговариваясь, отправят такие «залепухи» (профессиональный журналистский сленг) в электронную корзину. А на назойливые звонки пиарщиков или рядовых, неискушенных сотрудников, которых поставили отвечать за связи со СМИ: «Опубликуйте, пожалуйста», ответили бы как под копирку: «Нашим читателям это не надо. Никому, кроме вас, эта новость неинтересна».

А тут – «креатив» плещется через край, начиная с заголовков. Хотя сообщать-то по сути нечего. В распоряжении – всего три цитаты от управляющего директора по стратегическому развитию ФНБ «Самрук-Казына» Балжит Каур Гревал Джасвант Сингх. И масса вопросов, на которые в фонде превентивно не поискали ответы, чтобы презентация посолиднее выглядела.

Опахало для госпожи Сингх

Цитата первая: «В рамках новой стратегии сейчас у нас будет двойная роль — прежде всего, это создание благосостояния Казахстана и сохранение благосостояния для последующих поколений. Это значит, что мы будем концентрироваться на финансовых инвестициях за границей, что будет связано, конечно же, с внутренними отраслями промышленности в Казахстане».

самрук благосостояние

Что же получается? Создать благосостояние – это не значит сохранить его? То есть, можно его создать и тут же растранжирить? Или когда созданию приходит конец, начинается его сохранение? Почему сохранение национального богатства невозможно на родине? Почему его обязательно нужно вывозить за рубеж? Почему казахстанские деньги обязательно следует инвестировать за границей? А разве МФЦА появился не для того, чтобы, наоборот, привлекать иностранные инвестиции? Или в новый проект бывшего CEO ФНБ г-на Келимбетова г-жа Сингх не верит?

Цитата вторая: «Мы будем диверсифицировать наш баланс, далее обеспечивать поток финансовых средств в Казахстан, при этом сглаживая нестабильности в Казахстане. Кроме того, мы будем также увеличивать объемы дивидендов, выплачиваемых акционерам компаний, и сохранять благосостояние для будущих поколений. Этот мандат фонда будущих поколений схож с теми мандатами, которые осуществляют прочие мировые фонды национального благосостояния».

Серию вопросов можно продолжить. Значит, для того, чтобы поток финансовых средств направился в Казахстан, нужно сначала вывести средства, инвестировать их в какие-то зарубежные активы? Мало кто сомневается в том, что деньги обладают магией сглаживать нестабильность – с этой частью постулата г-жи Сингх можно согласиться. Но кто даст гарантию, что выведенные средства за рубеж останутся в сохранности, что инвестиции кажутся удачными и что искушенные зарубежные инвесторы снова ринутся в Казахстан? А без того, чтобы не перегонять на зарубежные счета все, что нажито непосильным трудом, — никак?

Чтобы соблюсти какую-то логику, требуется абзац. Так вот, управляющий директор, наверняка, ни разу не резидент Казахстана (данных, подтверждающих или опровергающих это, в открытом доступе нет), но, видимо, очень заинтересованная в его процветании, сообщила об увеличении дивидендов для акционеров компаний. Надо полагать, что это как раз и есть пряник для иностранных портфельных инвесторов. Хотя пояснений никаких нет, можно легко догадаться, что пряничный домик рассчитан на всех акционеров, в том числе и сам ФНБ «Самрук-Казына»: с такой нормой никакие кризисы в головах топ-менеджеров бушевать не будут, они любые времена переждут в этом домике!

В этом контексте становится понятно, что идея финансовых инвестиций за рубеж меркнет сама по себе на фоне этой сверх-идеи: увеличить дивиденды, а, значит, зарплаты, бонусы и все эти золотые дожди, щедро проливающиеся на головы стратегов и приближенных лиц.

Ну а то, что наш фонд создания благосостояния для отдельных лиц, очень схож со своими прототипами, это просто отвлекающий маневр. Типа, не ищите различий, ищите сходства!

Цитата третья. «Конечно же, Казахстан остается основным приоритетом для «Самрук-Казына», этот мандат у нас будет постоянным, мы просто диверсифицируем наши потоки доходов и часть наших инвестиций поэтому будет за границей. Вы помните нашу Стратегию-2050, Стратегию-2025. Конечно же, диверсификация национальной экономики является ключевым приоритетом для нас. Таким образом, мы поможем вернуть средства в отрасли промышленности экономики Казахстана в целом».

Кто бы сомневался в том, что СК, несмотря на интерес к зарубежным игрушкам, будет сосредоточен в Казахстане?! Здесь все его активы, а, вернее, активы компаний, которые кормят административную верхушку ФНБ. Но отделить деньжат от них немного можно. Чтобы, помахивая ими как веером, выйти на международную арену.

Про стратегии отдельный разговор. Стратегии, о которых упоминает топ-менеджер государственного холдинга, увы, не помним. Разве такие у фонда были? Вот это новость! Ведь ФНБ, как помнится, впервые определил для себя десятилетний горизонт в 2012 году. И вот, не дождавшись 2022 года, когда можно было бы подвести первые итоги, состряпали новый документ. Причем, новую стратегию развития на 2018-2028 годы разработали с учетом не только всемирно известного, как бенчмарк, сингапурского, но и малазийского суверенного фонда. Страсть к этому региону объясняется легко: сама г-жа Сингх в своем CV гордо отмечает, что руководила инвестиционно-банковскими исследованиями в одном из малазийских банков.

Так вот, содержания стратегий мы не знаем. Потому что, так уж повелось, эти документы не публикуются на сайте фонда. Лишь выдержки. Оно и понятно. Прозрачность фонду национального благосостояния – лишь помеха, потому что много умников найдется, кто начнет сравнивать одну стратегию с другой, искать компиляции и противоречия. Ну и, конечно, вопить, что стратегия не соблюдается, что фонд мотает из стороны в сторону, как бочку меда в шторм на палубе корабля.

Эквилибристы из ФНБ

Насколько мы помним – прямо зарубка в памяти: ФНБ был придуман для того, чтобы увеличивать стоимость национальных компаний. Именно так создается национальное богатство. Классический рецепт.

самрук благосостояние

Вопросы очень простые: каких успехов достиг фонд в этом направлении? Что именно сделано фондом для модернизации экономики? Почему бы не ответить предметно, с использованием цифр и сравнительного анализа?

Так нет же, у CEO голова забита другим.

Хорошо, а почему бы не сказать, сколько свободных денег у ФНБ и в каких объемах г-жа Сингх намерена выводить их за рубеж? Откуда этот капитал? Уж не из финансового ли потока, направляемого из года в год из республиканского бюджета в фонд? А почему, скажите, господа управляющие народным богатством, этот капитал не инвестируется в реальную экономику?

Ах, да, вы намерены заняться этим уже в скором времени. Цитата, вырванная из контекста стратегии и опубликованная на сайте ФНБ: «Стратегия развития Фонда предусматривает распределение инвестиций за пределами Республики Казахстан в среднесрочной и долгосрочной перспективе с целью обеспечения диверсификации доходов для долгосрочной финансовой стабильности и получения высоких финансовых доходов от инвестиций».

Вот как филигранно точно переставлены акценты. Речь идет о диверсификации, ФНБ про нее не забывает. Только имеется ввиду отнюдь не диверсификация экономики.
А как это будет выглядеть на практике? «Фонд будет создавать партнерские отношения с ведущими суверенными фондами и инвестиционными компаниями для осуществления прямых совместных инвестиций за рубежом, имеющих стратегическую привязку к отраслям промышленности Казахстана».

Настоящая эквилибристика. А сальто можете?

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.