10 вызовов для правительства Сагинтаева. Коррупция, люстрация и нетерпимость. Часть 4

Всякий раз, когда берут с поличным очередного мздоимца, кажется, что вот, он – предел. Но очень скоро сценарий повторяется – уже с другим фигурантом. Кажется, им несть числа. Государственные органы с коррупцией как бы борются. Но что они делают не так?

Часть 1, Часть 2, Часть 3.

Вызов №4: Коррупция

$1 трлн. – столько взяток ежегодно получают чиновники во всех странах.

$2,6 трлн. – столько ежегодно теряет мировая экономика, связанная с коррупционной деятельностью.

Это подсчитала ООН в прошлом году.

А какой вклад в мировой коррупционной составляющей может числиться за казахстанскими коррупционерами? А сколько теряет отечественная экономика от того, что многие вопросы и проблемы решаются не законным способом, а через взятки, откаты, подношения, благодаря связям и родственным отношениям?

Эксперты называют внушительные цифры – от $3,8 млрд. до $4,7 млрд. в год. А учитывая нецелевое и неэффективное использование бюджетных денег по разным программам и то, какие состояния наживают чиновники и их родственники «в процессе управления государством», то наверняка мы теряем больше. Как правило, это вскрывается только в результате уголовного преследования. Можно сказать, избирательного преследования. Потому что коррупция никуда не исчезает, несмотря на статистику, которая могла бы свидетельствовать об очищении государственного организма.

Метастазы есть, и при таком подходе – выборочном, без проявления строгой нетерпимости – коррупция будет проявляться и дальше.

***

Наверное, сотни тысяч томов, а, может, уже и тысячи тысяч уголовных дел по известным уголовным статьям, подразумевающим не просто превышение должностных полномочий, но и откровенно взяточничество, уже накоплены в Казахстане. Складированы в архивах судов всех регионов и всех инстанций. И это груз на власть как-то сильно не давит.

взятки коррупция
ИНДЕКС восприятия коррупции 2017

Помнится, в 90-х уголовную статью о взяточничестве благосклонно заменяли на менее тяжкие статьи, камуфлируя таким образом стыд и позор нации. Впрочем, и сегодня следователи и суды заняты тем же самым. И потому объемы доказанных взяток и ущерба госказне умножаются в 10 раз и предъявляются к погашению – вместо реального тюремного заключения. И, казалось бы, совершенно рядовые клерки с, казалось бы, незаоблачными зарплатами, выплачивают не то что многомиллионные штрафы, а миллиарды тенге – даже визуально представить такие суммы невозможно! Но их счета не трещат по швам. А потом этих штрафников без всяких претензий могут снова принять на работу в государственные органы, общественные рганизации – как же им, бедным, тяжело без кормушки! Иначе с голода умрут.

Даже приводить примеры не надо – они на слуху, каждая домохозяйка это знает!

Статистика на этот счет убийственная. Процитируем СМИ: «Только за последние полгода в коррупции были изобличены более 700 высокопоставленных должностных лиц. Армию коррупционеров составляют вице-министры, ответственные секретари министерств, председатели и заместители председателей комитетов министерств, топ-менеджеры национальных компаний, руководители правоохранительных органов, а также судьи». Это 18 руководителей республиканского, 55 – областного, 101 – городского и районного звеньев.

Глава Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев недавно заявил, что ситуация усугубляется тем, что госслужащие создают организованные преступные группы. По его информации, были разоблачены ОПГ с участием должностных лиц департаментов госдоходов по ЮКО (ныне — Туркестанской) и Алматы (взятки на таможенных постах), сотрудников органов внутренних дел Акмолинской (покровительство старателям) и Мангистауской (покровительство браконьерам) областей.

***

В 2017 году, по данным Transparency International, в Индексе восприятия коррупции Казахстан занял 122 место из 180. Годом раньше он находился на 131 позиции. Антикоррупционное агентство расценивает это как большой прогресс: «Казахстан, являясь участником данного рейтинга с 1999 года, впервые набрал 31 балл, что позволило выйти из категории наиболее коррумпированных стран, превысив пороговое значение в 30 баллов». Мы чрезвычайно рады, что находимся в этом списке выше Украины, Кыргызстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении.

Ведомство отмечает, что также наблюдается улучшение показателей по коррупции, которые составляют другие организации — IHS Global Insight, Фонд Бертельсмана, Международный института развития менеджмента, Всемирный проект правосудия, Проект «Многообразие демократии», журнал «The Economist».

В общем, есть повод для гордости. Хотя сама Transparency International расценивает ситуацию в целом в мире как тревожную: «большинство стран продвигаются в этой борьбе слишком медленно (…). Ещё более настораживает дальнейший анализ результатов Индекса, из которого следует, что в странах, где пресса и неправительственные организации (НПО) наиболее уязвимы, уровень коррупции, как правило, крайне высок».

И все эти тревоги мы можем практически без натяжки принять на свой счет: коррупционные скандалы следуют один за другим.

взятки коррупция

Вот, из свеженького: в Павлодаре при попытке получения взятки задержан главный налоговик области. По этому поводу политолог Казбек Бейсебаев высказался в Facebook: «Нас с такими новостями не удивить, у нас регулярно кого-то задерживают за подобные деяния. Однако, в этом деле привлекает внимание сумма взятки в 100 тысяч долларов. Прямо скажем, деньги большие. Такими деньгами делятся и, как обычно, с теми, кто сидит повыше, ибо без этого не будут требовать большую взятку. Вот это дележка с покровителями и есть корень нашей коррупции. Однако, этих больших коррупционеров не может найти даже Национальное бюро по противодействию коррупции с его большим аппаратом».

***

Коррупция развивается и по горизонтали, и по вертикали. И проблема вовсе не в том, что население и бизнес такие плохие, «развращают» власть имущих взятками. Она скорее в другом. В том, что законы в нашей стране написаны таким образом, что они не создают комфортной среды обитания и ведения бизнеса. И даже если в законах юридически прописаны права – нет гарантии автоматического их исполнения.

Коррупция в Казахстане начинается с устройства ребенка в детский сад или в школу, подношений учителям по праздникам, покупки прав и дачи взятки дорожному полицейскому, который как бы намекает, что оплатить штраф на месте гораздо дешевле, чем официально. Люди платят врачам – за квоты и за «качественную операцию». Молодежь, не желающая, или не способная учиться, «успешно» сдает сессии за счет «развода» и даже получает дипломы о высшем образовании.

Бизнес получает разрешения и допуски за «дополнительную плату», нередко отстегивает 10%, а то и более, за выигранные тендеры по госзакупкам, за подписание липовых актов «выполненных» работ и «оказанных» услуг. В 2017 году антикоррупционное ведомство выявило более 400 фактов, когда объявления о тендерах были опубликованы не на кириллице, а латинице, чтобы запутать поставщиков: такие лоты в системе найдут только «свои», те, под кого сделаны эти госзакупки.

Законы не работают. А призывы «не давать и не брать взятки»  – тем более.

Конечно, правительство догадывается, в каком измерении живет общество. И потому от него требуются четкая артикуляция, что коррупция недопустима и, конечно, конкретные действия.

Нужно снова вернуться к оценке коррупционных рисков при создании законов и подзаконных актов, и проводить эту работу тщательно, а не формально. Ввести персональную ответственность первых руководителей любых государственных органов за проявления коррупции со стороны подчиненных (безоговорочно – в отставку!). Устранить все бюрократические барьеры в любых сферах, где возможно проявление коррупции, развивать электронные услуги и электронный контроль. Провести люстрацию тех чиновников, которые так или иначе были замешаны в коррупционных скандалах. Оптимизировать государственный аппарат, прекратить кормить и позволять кормиться «зайчикам» и «живчикам», сократить государственный пакет в экономике.

В общем, классический вопрос «Что делать?» — очень объемный. Тянет на серьезную программу.

Кто ее напишет и доведет исполнение до логического конца?

***

На днях пресс-служба Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции выпустила пресс-релиз, насмешив даже кур.

Дескать, Австрия заинтересована в изучении опыта Казахстана в противодействии коррупции. То есть, получается, страна, находящаяся в рейтинге Transparency International на 14-16 месте наряду в Бельгией и США, приехала в далекую центрально-азиатскую страну, которая занимает 122 строчку, поучиться, как бороться с коррупцией.

Австрийская делегация, конечно, и не догадывалась, под каким соусом будет подан визит руководителя департамент федерального антикоррупционного бюро Мартины Когер.

Ей на слайдах показали, как совершенствуется госслужба и антикоррупционная политика. Презентацию, наверное, она посмотрела с интересом – из вежливости. И не более того…

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.