Анкара развернула кампанию, направленную на укрепление торгово-инвестиционного сотрудничества с Казахстаном и другими странами Центральной Азии

И в этой связи Турция возлагает большие надежды на запущенный недавно новый железнодорожный маршрут Баку-Тбилиси-Карс. Но насколько они оправданны?

Издание Asia Times опубликовало статью под названием «Central Asia markets feel Russia-Turkey pinch» — «Рынки Центральной Азии ощущают на себе негативные последствия российско-турецкого облома».

В ней говорится так: «Азербайджан, Казахстан и Грузия, которые используют обращающиеся в международной торговле облигации и акции, понесли ущерб из-за того, что курсы лиры и рубля к доллару снизились в этом году, соответственно, почти на 40 процентов и на 15 процентов.

Анкара

У Анкары в распоряжении нет такого группового блока, как возглавляемый Москвой Евразийский экономический союз с его общим таможенным тарифом, но она установила прямое железнодорожное сообщение по маршруту Баку-Тбилиси-Карс и развернула кампанию, направленную на укрепление торгово-инвестиционного сотрудничества с «станами», в том числе и с Узбекистаном, открывшимся внешнему миру недавно, после смерти правившего страной в течение длительного времени Ислама Каримова.

Центральный банк Турции, вопреки пожеланиям президента Реджепа Тайипа Эрдогана, поднял базовую процентную ставку на 6 процентных пунктов с целью предотвращения коллапса. А вот Россия, располагающая положительным сальдо бюджета и платежного баланса, а также запасом золотовалютных резервов в размере $450 миллиардов, не так сильно обеспокоена самым крупным с 2016 года обрушением курса своей национальной валюты».

Издание Trend News Agency опубликовало материал под названием «Presidential administration: Turkey, Azerbaijan repeatedly proved fraternity to each other» — «Президентская администрация: Турция и Азербайджан неоднократно доказывали друг другу братство и дружбу».

В нем излагается следующее: «Другим масштабным проектом века является железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, которая обеспечит более активное экономическое и торговое сотрудничество между Анкарой и Баку с привлечением большого потока товаров из стран Центральной Азии в Европу. С запуском железной дороги в ноябре 2017 года время на перевозку грузов сократилось почти вдвое — на 12-15 дней. Как известно, на данном этапе крупнейший грузооборот осуществляется между Европой и Китаем. До введения в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс грузы поставлялись морским путем, и в среднем на это требовалось 25-30 дней».

При прочтении вышеизложенной информации, может сложиться впечатление, что только сдача в эксплуатацию железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс сделала возможным осуществление трансконтинентальных сухопутных грузоперевозок между Европой и Китаем.

На самом деле это вовсе не так. Грузовое железнодорожное сообщение, связывающее Китай с Польшей и далее Германией, было запущено еще пять с лишним лет назад, весной 2013 года. Китайские средства массовой информации тогда сообщили, что поезд с 41 контейнером из Китая прибыл на железнодорожную станцию Лодзь в Центральной Польше, пройдя почти 10 тысяч километров за 15 дней. Поезд из Китая в Польшу, проезжающий через Казахстан, Россию и Белоруссию, с апреля по октябрь 2013 года, отправлялся в путь каждую неделю. За этот период были совершены по этому маршруту двадцать три рейса. Обратно же проехавшие в европейском направлении составы возвращались тогда еще с пустыми вагонами. Но к концу октября был совершен первый грузовой рейс из Лодзи в Чэнду. Таким образом, железнодорожное сообщение по этому маршруту приобрело полноценное значение.

С тех пор поступательным образом растет число контейнерных поездов, следующих из Китая в высокоразвитые страны Европы через Казахстан, Россию, Белоруссию и Польшу. Это уже стандартный маршрут. В сложившуюся практику таких перевозок стремятся внести поправку постсоветская Прибалтика и Закавказье с Турцией. Латвия и Литва добиваются пропуска направляемых с Дальнего Востока в Западную Европу контейнерных грузов через свои порты. А Азербайджан, Грузия и Турция стремятся перетянуть часть объема таких грузоперевозок на себя с расчетом на вновь построенную железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс. Отличие этих двух новых маршрутов от стандартного маршрута состоит в том, что их использование предполагает перевалку контейнеров с железнодорожных платформ на морские контейнеровозы и, соответственно, обходится заметно дороже. Поэтому они могут представлять ценность лишь как дополнительные или даже просто запасные варианты.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.