Кто он – Тимур Турлов: расточительный миллиардер или любитель пиара?

Публика ищет ответы на сакраментальный вопрос «Зачем Турлов выбросил 7 млрд. тенге на ветер?»

Поступок Тимура Турлова, выкупившего акции рухнувшего банка у клиентов своей компании, вызвал неоднозназначную реакцию в обществе: кто-то его хвалит за столь отчаянное спасение деловой репутации, а кто-то не упускает случая бросить булыжник в его сторону, обвиняя во всех грехах, включая и кончину Банка Астаны.

***

Итак, сенсационная новость: компании, подконтрольные Тимуру Турлову, осуществили выкуп акций АО «Банк Астаны» у казахстанских розничных инвесторов на сумму 7 млрд. тенге. Речь идет о выкупе бумаг у клиентов АО «Фридом Финанс», которые приобрели ценные бумаги в период IPO (июнь 2017 года) и на вторичном рынке.

По сообщению компании, было выкуплено 3,2 млн. акций у 839 клиентов АО «Фридом Финанс». В их числе 526 инвесторов, которые купили 2,8 млн. акций в период IPO и 313 (397 тыс. акций), совершивших сделки на вторичном рынке. При этом у клиентов, которые приобретали акции в период IPO, выкуп был произведен по цене 1 380 тенге за акцию, у купивших на вторичном рынке — по 1 200 тенге за акцию, в то время как индикативная цена при размещении составляла 1 150 тенге. Общая сумма выкупа по ним составила 4,3 млрд. тенге.

турлов банк астана

Интересно, что на сделку, предложенной управляющей компанией, пошли не все инвесторы – они решили свои пакеты акций продать на открытых торгах на бирже. Объем выкупленных бумаг с открытого рынка составил 2,5 млн. штук, по средней цене 1 084 тенге.

«Таким образом, компаниями был выкуплен весь объем акций (5,7 млн. штук), размещенных банком в период IPO, на общую сумму 7 млрд. тенге. Переговоры с клиентами и сама процедура выкупа заняли в общей сложности около 4 месяцев», — информирует ИК «Фридом Финанс».

***

О том, как IPO Банка Астаны стало возможно и как оно проходило, мы писали статье «По ком звонит IPO». Каким-то пророчески зловещим оказался заголовок, хотя еще год назад никто не мог предположить, как круто поменяется ситуация с восставшим было из пепла банком.

Андеррайтером размещения публичных акций Банка Астаны как раз выступила компания «Фридом Финанс». Это был ее не первый опыт, но, как выясняется теперь, первый ошеломляюще печальный опыт.

Но весной разразился гром среди ясного неба. В списке критикуемых главой государства оказался и Банк Астаны. Что последовало за этим, мы подробно сообщали. Разрушительный механизм был запущен…

Уже тогда Тимур Турлов дал обещание выкупить акции Банка Астаны для защиты инвестиций своих клиентов, хотя, возможно, где-то надеялся, что ситуация разрешится: «Для меня это вопрос репутации, и он намного важнее денег. Мне гораздо более важно сохранить доверие своих клиентов. (…) А деньги я всегда смогу заработать».

***

«Мы выполнили обещание, данное нашим клиентам в связи со сложившейся ситуацией в банке и, применив индивидуальный подход к каждому, предложили наиболее удобный и подходящий вариант возврата денежных средств», — заявил генеральный директор ИК «Фридом Финанс» на днях.

И теперь можно расставить акценты.

Маркет-мейкер, раскручивавший акции Банка Астаны, не обязан отвечать перед инвесторами, поверившими ему (или просто вложившие деньги в акции) за финансовую стабильность банка. Он не обязан возмещать потери инвесторов в такие бумаги. Это нонсенс. Но Тимур Турлов это сделал. Потратил на это свои лично заработанные деньги. Которые он никогда не вернет.

Значит, для него это чисто репутационная сделка?

Как бы не так – у публики разные мнения по этому поводу (стилистика сохранена).

«У нас народ ведется на пиар, а вместо этого нужно читать отчеты банков. На днях только меня убеждали, каким хорошим был Астана банк. Турлов во всей этой истории выглядит козлом провокатором, а вы теперь ему осанну поете».

«Он раскручивал на пустом месте бумаги Астаны, да так что они дороже бумаг Халыка стоили — но это ведь смешно. Маркет мейкером был, акционером влез, это все конфликт интересов. Не удивлюсь, если он еще на кредит самого банка Астаны купил их акции. Не был банк здоров, когда прозвучало заявление. Он был уже в пред-инсультной стадии, если можно так выразиться».

«В убытках они сидели, зато пиарились. У банка уже тогда было так себе состояние, молчали бы лучше».

«Пиар – не пиар, но ведь обратный-то выкуп сделал?! Заботились бы так о своей репутации мажоритарные акционеры, которые банк до такого состояния довели!».

«Турлов поступил порядочно, по-мужски. Хотя мог бы этого не делать. Наверное, весь свой капитал сжег…».

***

Турлов-инвестор очень агрессивен. Это правда. И стиль его действий на фондовом рынке может приводить в ужас. Однажды мы уже задавались таким вопросом: не слишком ли заигрался маркет-мейкер? Однако благодаря таким игрокам, их смелости и дерзости в фондовом рынке Казахстана еще теплится жизнь.

Но сейчас даже не об этом хочется написать, и не о самом дорогом пиаре – за 7 млрд. тенге! А о другом.

Мы живем в обществе с ограниченной ответственностью. Особенно ярко это видно на примере любого уровня бюрократии: никто не несет ответственность – ни за что. Чиновники не подают в отставку, даже если с моральной точки зрения нет никакой возможности оставаться на своей должности, и не работают над ошибками – не потому ли их число множится с геометрической прогрессией?

А тут Турлов. О какой-то персональной ответственности. О сохранении профессиональной репутации. Ломает стереотипы…

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.