«Четыре основания для того, чтобы президентские выборы в Казахстане состоялись уже этой зимой»

Сетевые СМИ о транзите власти

Мади АЛИМОВ – «Мастер-класс президента» — Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ продемонстрировал очередной мастер-класс. Можно даже сказать, мастер-класс по политическому менеджменту. Именно так мы охарактеризовали бы последнее Послание главы государства народу…

В целом все послание пропитано осознанным пониманием, что государственным структурам необходимо приложить все силы для того, чтобы восстановить доверие граждан к государству, которое в последние годы явно пошло на убыль. В основе такого непозитивного тренда лежат причины экономического свойства. Как это ни парадоксально, но в последние годы на фоне экономического роста наблюдалось снижение реальных доходов населения. Поэтому не случайно в послании сделан такой явный упор на социальный аспект и заявлен курс на повышение благосостояния граждан.

назарбаев выборы

Думается, что в послании не случайно появился раздел, именуемый «Сопричастность каждого казахстанца процессам преобразования в стране». При всех издержках в процессе последующей практической реализации его можно расценить как призыв к процессу консолидации общества перед надвигающимся периодом транзита власти. Впрочем, это же может быть отнесено и к самому посланию, которое в силу нетривиальности подачи и непривычных акцентов в содержании может восприниматься как фактор из этого же ряда. Все остальное покажет время.

Бауржан ТОЛЕГЕНОВ – «Соседские уроки» — Дискуссия вокруг транзита власти в Казахстане, вот уже как минимум полтора десятка лет, остается центральной темой как в политической публицистике, так и в экспертном сообществе. История вопроса получает развитие, как правило, после очередных работ по монтажу модели по транзиту власти. И несмотря на то, что предтранзитное состояние кажется затянувшимся, тем не менее на сегодняшний день сформирован существенный задел: зафиксирована политическая сакрализация Нурсултана НАЗАРБАЕВА, произведена юридическая герметизация его роли как первого президента, заданы стандарты политической культуры, через разные фокусы (преданность, финансово-экономические возможности, договороспособность) проводится ревизия правящей элиты, минимизируется фактор принципиальных врагов режима, созданы условия для ухода от суперпрезидентской системы.

Все эти меры подчиненны единственной цели – преемственность государственного курса, цельность исторической миссии Нурсултана Назарбаева, транзакция его политического наследия. В этом контексте непосредственная передача власти, всего лишь процедурный момент, а транзит как таковой, не одномоментный акт, а перманентный процесс, подверженный изменениям и корректировке, в том числе под воздействием конъюнктуры.

К факторам текущего момента можно отнести геополитическую обстановку, экономические процессы, опыт транзита власти в родственных политических системах и т.д. Большой интерес представляет центральноазиатский кейс передачи власти, который, безусловно, внимательно отслеживается Астаной. И здесь стоит отметить, что опыт соседей во многом служит тормозом, поскольку несмотря на то, что транзит власти осуществлялся по разным сценариям, однако ни в одной стране региона не была обеспечена преемственность политического курса. Во всех случаях преемники начинали свою игру, отказываясь от роли проводников курса своих политических отцов. И последние год-два несомненно усилили фобии относительно самой возможности преемственности курса.

назарбаев выборы

Опыт деклассирования Ислама Каримова, а также Туркменбаши указывает на то, что нельзя доводить ситуацию до форс-мажора. Этот аргумент служит мотиватором в пользу сценария модерируемой передачи власти и пуско-наладачных работ по запуску модели по транзиту власти.

Рамиз МАМЕДОВ — «Американцы заговорили о вероятности переворота в Казахстане» — В западной прессе появились публикации, предрекающие политический кризис в Казахстане. К примеру, американское аналитическое издание по военно-политической тематике The National Interest, которое издает неправительственная политологическая организация «Центр за национальный интерес» (более известен как Никсоновский центр — основан Ричардом Никсоном 20 января 1994 года), фактически уже начало готовить общественность к революции в Казахстане, передает haqqin.az.

Так возможен ли в Казахстане политический кризис? Публикацию The National Interest для haqqin.az прокомментировал казахстанский политолог Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ — Подлинная ситуация в Казахстане совершенно разнится с теми предположениями, которые были изложены на страницах The National Interest. Возможно, авторы пытаются выдать желаемое за действительное, однако и в этом случае реальность опровергает все домыслы.

В Казахстане происходит планомерная подготовка к предстоящему транзиту власти и осуществляет ее не кто иной, как сам действующий президент страны. С юридической точки зрения процесс транзита начался в марте 2017 года, когда в действующую конституцию были внесены поправки по распределению полномочия ветвей власти. Следующим логическим этапом было внесение поправок в выборное законодательство, которые предусматривали введение пропорциональной системы выборов депутатов местных представительных органов (маслихатов).

Таким образом, создание новой и стабильной системы государственного управления в постназарбаевском Казахстане идет целенаправленно и продуманно. И главным архитектором политической модернизации является сам Нурсултан Назарбаев, известный своим прагматизмом и реалистичной оценкой окружающей действительности.

Существует только один вариант возможной дестабилизации общественно-политической ситуации в стране — это недоговоренноспособность внутри казахстанского истеблишмента. Однако предпринимаемые президентом шаги сводят такую возможность к элементу статистической погрешности.

К тому же для реализации сценария дестабилизации общественно-политической ситуации в стране необходимы, помимо внешней поддержки, еще и внутренние акторы. Таких инструментов дестабилизации в лице политических партий радикального толка и прикормленных международными финансовыми организациями влиятельных и массовых неправительственных общественных объединений в Казахстане нет.

«Зачем Назарбаеву досрочные выборы» — Мы видим, как минимум, четыре основания для того, чтобы президентские выборы в Казахстане состоялись уже этой зимой. Не факт, что этот прогноз сбудется — в Акорде легко могут поменять планы, но в любом случае есть смысл их проанализировать.

Если Назарбаев начал испытывать серьезные проблемы со здоровьем, то с учетом возраста и нагрузок это становится кардинальной и не имеющей решения проблемой. В таком случае переизбрание главой государства на год раньше, пока еще есть силы и возможность выглядеть здоровым, кажется абсолютно правильным и логичным. Ведь никто не знает, что будет с нами через год, поэтому не исключен вариант, что в 2020 году основным аргументом против избрания Нурсултана Назарбаева президентом республики может стать он сам, точнее его очевидная физическая слабость.

Что касается обострения внутриэлитной войны и чрезмерной активности потенциальных преемников, то, по нашей оценке, вероятность этой причины досрочных президентских выборов существенно меньше, чем в первом случае. Хотя бы потому, что Нурсултан Назарбаев продолжает жестко контролировать правящую казахстанскую элиту, о чем свидетельствуют в частности его последние кадровые решения. Причем никто из его ближайшего окружения еще не рискнул публично или хотя бы неформально выступить против нынешнего курса. Но, повторимся, в жизни всякое бывает, так что вероятность того, что президент отвечает на давление со стороны людей, которых он вынужден выслушивать и не может просто так отправить «за борт», отлична от нуля.

Третий вариант (опасность критического ухудшения внешних условий) особо пояснять не станем, поскольку очевидно, что Казахстан как ближайший военно-политический и экономический союзник России, ее стратегическое геополитическое подбрюшье, и как территория, лежащая между двумя ключевыми оппонентами США и Запада в целом, оказался в крайне сложном положении. Соответственно повысился риск того, что в ходе эскалации противостояния с Россией США введут санкции против Казахстана и его госструктур, включая Национальный фонд и Национальный банк, а также лично Нурсултана Назарбаева и его ближайших соратников. Понятно, что Акорда постарается этого не допустить, но теоретическая вероятность подобного развития событий (пусть не завтра, а, скажем, в течение ближайших лет) достаточно высока.

По нашей оценке, куда вероятнее четвертый вариант — усиление рисков дестабилизации ситуации внутри Казахстана. Главным образом потому, что Акорде нечего противопоставить ухудшению социально-экономического положения значительной, если не большей части граждан. И что еще больше усугубляет ситуацию, этот процесс происходит параллельно с усилением социально-экономического расслоения в республике, когда богатые становятся еще богаче, а бедные — еще беднее. В этих условиях рост странового экспорта и ВВП играют роль средней температуры по больнице, маскируя реальное положение дел в стране.

Очевидно, что усиление автократического политического режима, в том числе путем проведения досрочных президентских выборов с очевидным результатом, усиление репрессий против инакомыслящих, в том числе по надуманным основаниям, очевидная пассивность казахстанцев и отсутствие гражданского общества, реальной политической оппозиции и независимых СМИ позволят Нурсултану Назарбаеву и его окружению сохранить текущее положение дел и не допустить дестабилизации ситуации. Но при условии, что не случится ничего критического.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.