«Чем ближе к телу, тем теплее, но страшнее». «Эксперты ВБ: «Казахстану стоит забыть о протекционизме». «Даурен Абаев объяснил, почему Казахстан занял 158-е место в рейтинге свободы слова». «Какую конечную цель имеют бесконечные реформы госслужбы в Казахстане?»

Сетевой Казахстан 16 ноября 2018г.

SAYASAT.ORG. Нурболат МУСАБАЕВ – «Чем ближе к телу, тем теплее, но страшнее» — По итогам осенней серии кадровых перестановок два последних «выпускника» школы президентского помощника получили назначения. Это Алихан СМАИЛОВ, за которым теперь портфель министра финансов, и Бахыт СУЛТАНОВ, севший в кресло столичного акима. Оба назначенца будучи помощниками Нурсултана НАЗАРБАЕВА отвечали за экономические вопросы, и своим карьерным ростом подтвердили, что эта позиция остается одним из каналов формирования управленческой элиты, ее перспективной группы… С другой стороны, в случае промаха наказание будет серьезным, поскольку принять разочарование в человека всегда сложнее.

Фото абаев

INFORMBURO.KZ. «Даурен Абаев объяснил, почему Казахстан занял 158-е место в рейтинге свободы слова» — Министр информации и коммуникаций Даурен АБАЕВ в программе «Открытый диалог» на телеканале «Хабар» назвал глобальный рейтинг свободы слова, в котором Казахстан занимает 158-е место из 180 стран, необъективным. «Я не хотел бы заниматься самообманом и строить какие-то иллюзии по части свободы слова в нашей стране. Мы не отрицаем, что нам есть над чем работать, чему учиться. Это нормальный эволюционный процесс. Казахстан – страна со строящейся демократией… Я считаю, что рейтинг свободы слова необъективен и в его методике слишком много допущений«, – сказал Даурен Абаев.

CAMONITOR.KZ. Асель ОМИРБЕК — «Какую конечную цель имеют бесконечные реформы госслужбы в Казахстане?» — Несколько номеров назад, впечатлившись очередными грядущими изменениями в системе госслужбы, мы задались далеко не риторическими вопросами: видны ли ее конечные очертания этой бесконечной реформы, и насколько адекватны вписываемые в ее канву дополнительные сюжеты? Но эксперты, принявшие участие в организованной нами дискуссии, однозначно сформулировать то, что получит «на выходе» Казахстан, так и не смогли. Чтобы расставить точки над i, мы обратились с запросом в Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. Нельзя сказать, что кураторы реформы разложили все по полочкам, но какую-никакую ясность все же внесли.

«Нужна ли Казахстану декоммунизация, и чего хотят те, кто будирует эту тему?» — В Казахстане все чаще стали говорить о декоммунизации. Особенно усилились эти разговоры в нынешнем году: первая волна дискуссий прокатилась на фоне Дня памяти жертв политических репрессий, а вторая – более мощная – в связи с празднованием столетия ВЛКСМ. Но складывается впечатление, что основная масса тех, кто продвигает эту идею, не совсем понимает, что представляет собой этот процесс, как он будет выглядеть на практике и что даст «на выходе». Ведь это не только люстрация, переименование улиц и снос памятников. Декоммунизация предполагает более глубокие и масштабные изменения. Но готовы ли мы к ним? Амиржан КОСАНОВ, политик: «Десоветизация нужна, чтобы не наступил новый тоталитаризм!». Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ, политический аналитик: «Идеи декоммунизации имеют характер политического заказа». Талгат ИСМАГАМБЕТОВ, политолог: «Развиваться нам мешает отнюдь не коммунистическое прошлое».

«Неужели государство решило изменить свою политику в религиозной сфере?» — Казалось, еще вчера все силы в Казахстане были брошены на решение проблем в религиозной сфере, а сегодня эта бурная деятельность заметно спала. Неужели государство решило пересмотреть свое отношение к этой сфере? Или вовсе потеряло к ней интерес? А может, так и должно быть в стране, где провозглашена приверженность светским устоям? Смена руководителя министерства (а в нашем случае еще и реорганизация ведомства) может означать лишь одно – что в религиозной политике государства произошли изменения. Вот только какие? И куда мы держим путь?

KAPITAL.KZ. Николай ДРОЗД —  «Пять трендов бурного года» — Если попытаться ранжировать ключевые события и тренды последних полутора месяцев 2017 и десяти с половиной месяцев незавершившегося 2018 годов по степени важности, одна из версий может быть следующей: продолжение «зачисток» и концентрации в банковском секторе. Летне-осеннее обострение на валютном рынке и необходимость доказывать, что свободное плавание тенге — это реальность. Отсутствие прогресса в передаче частным управляющим активов ЕНПФ, за исключением лишь одной иностранной компании. Начало работы МФЦА и использование его биржи в качестве одной из площадок для IPO «Казатомпрома». Планы IPO в Лондоне, о намерениях которого под занавес «конгрессного» года объявил Kaspi Bank.

Арыстанбеков

«Каирбек Арыстанбеков: Банковского кризиса в Казахстане не будет» — Как чувствует себя финансовый сектор? Стоит ли финансистам ожидать новую волну кризиса? Директор Института экономической политики Казахстана Каирбек АРЫСТАНБЕКОВ — Что касается банковского кризиса в Казахстане, то, на мой взгляд, он не состоится по нескольким причинам. У нас есть спаситель и гарант — государство. И это хорошо знают банкиры. Для наших «детей-банкиров» «государство-матушка» создало и предоставило тепличные условия. Это низкий уровень налогообложения, доступ к госсредствам для чистки токсичных активов, возникших из-за плохого менеджмента, выигрыш в «спрэде» валютного курса. Исходя из этого, ни при каких условиях и обстоятельствах в Казахстане банковского кризиса не будет. Путь для него закрыт, по крайней мере, до завершения переходного периода по линии ВТО.

KURSIV.KZ. «Эксперты Всемирного банка: «Казахстану стоит забыть о протекционизме»» — Как утверждают авторы странового экономического меморандума «Казахстан: преодоление стагнации производительности», рынок сам решит, какие хозяйствующие субъекты достойны продолжать свою деятельность, а какие должны прекратить свое существование. По наблюдениям экспертов Всемирного банка, казахстанская экономика после внушительных темпов роста в начале 2000-х годов начала столь же стремительно проседать на фоне кризиса 2008–2009: рост вроде бы сохранился, однако масштабы его падения по скорости ввели страну в первую десятку стран, испытавших наибольшее влияние этого кризиса. Это коренное отличие казахстанского кризиса от общемирового, по мнению ведущего экономиста регионального офиса ВБ в Центральной Азии Хулио РЕВИЛЛЫ, обусловлено тем, что казахстанские власти и сами субъекты рынка не воспользовались благоприятным моментом докризисного роста для диверсификации экономики.

«Аким как двигатель энергоэффективности: какие нововведения появятся на энергетическом рынке?» — Законодательство в области энергосбережения будет переписано кардинальным образом. Если частный бизнес будет контролироваться в профилактическом порядке, без карательных функций, то госпредприятия попадут под жесткий надзор. При этом МИР намерен включить в систему оценки деятельности акимов новый индикатор по энергоэффективности.

IACENTR.RU. Жанар ТУЛИНДИНОВА — «Дедолларизация близко: Переведет ли Китай торговлю с Казахстаном в юани?» — Дедолларизация становится все более популярной медийной и экономической повесткой в Казахстане – в особенности, в части, касающейся перевода торговли с соседними странами в национальные валюты. В представленных на прошлой неделе Центром стратегических инициатив (CSI) «шокирующих прогнозах» не исключается возможность того, что до конца 2020 года Китай переведет в юани торговлю с соседними странами, в первую очередь – с Казахстаном и Средней Азией. В презентованном документе отмечается, что Китай добился признания своей валюты в качестве резервной в декабре 2016 года. За полтора года после этого события доля юаня в мировых резервах выросла в два раза до 1,84%.

FORBES.KZ. «Национальные банки развивающихся стран: отказ от доллара — утопия или реальность?» — 15 ноября в Алматы в гостинице Ritz-Carlton открылся VIII Конгресс финансистов Казахстана. Авторитетные финансисты из 20 стран мира обсудили глобальные вызовы и поделились практическим опытом использования национальных валют в трансграничных расчётах. — Все большую актуальность приобретает вопрос использования национальных валют. Насколько мы, центральные банки, готовы расширять её использование, в том числе при трансграничных расчётах? — спросил глава Нацбанка Казахстана Данияр АКИШЕВ, открывая заседание. Он предоставил слово Эльвире НАБИУЛЛИНОЙ, главе Центробанка России, отметив, что банкиры «готовы обсуждать стратегически и тактически, что нужно делать, чтобы такие инициативы стали реальностью».

KOMMERSANT.RU. «Казахское топливо утекает в Россию» — После резкого роста цен на бензин и дизельное топливо в РФ трейдеры и перекупщики начали вывозить топливо из Казахстана в приграничные российские регионы. Это грозит дефицитом горючего, и правительство страны намерено защитить свой топливный рынок. Но вариантов у Астаны лишь два — либо закрыть границу с Россией, что почти невозможно в рамках ЕАЭС, либо резко повысить цены на бензин и дизтопливо, но это может вызвать возмущение населения.

TENGRINEWS.KZ. «Вселенная Ивана Адамовича. Как живет самый образцовый аул в Казахстане» — Аким сельского округа «Родина» Белла ГАЗДИЕВА — наверное, самый жизнерадостный аким в Казахстане. По крайне мере такое чувство появляется с первых минут общения с ней. А если учитывать, что практически за все вопросы, связанные с благоустройством Родины, по сути, отвечает глава одноименной агрофирмы Иван САУЭР, то может показаться, что акиму здесь просто нельзя не радоваться жизни. Белла Асланбековна согласна, что фирма Сауэра помогает решать многие вопросы в селе, но говорит, что забот здесь у акима не меньше, чем в других районах, и связаны они, прежде всего, с социальной сферой. По ее словам, некоторые жители Родины очень быстро привыкли к благам, которые им дали, и теперь у отдельно взятых сельчан временами появляются иждивенческие настроения. А почему точно так же нельзя преобразить деревни в других регионах страны?

Зарина УТЕНОВА – «Прожиточный минимум, или как протянуть на 28 620 тенге в месяц. Часть II» — «Эксперимент обречен на провал». Такая мысль возникла уже на второй или третий день. Операция под кодовым названием «Прожиточный минимум» — попытка прожить месяц на 28 620 тенге, трещала по швам. Для тех, кто читает мой блог впервые, поясню — неделю назад я решила в качестве эксперимента прожить на вышеуказанную сумму.

Фото тайжан

365INFO.KZ. «Мухтар Тайжан, гражданский активист: «Я против этого закона!»» — В октябре 2018 года правительство (министерство финансов) презентовало в мажилисе парламента проект закона «О маркировке и прослеживаемости товаров», где указано, что в рамках ЕАЭС вводится сквозная маркировка абсолютно всех товаров. В этой связи корреспондент газеты Jas qazaq попросил гражданского активиста Мухтара ТАЙЖАНА прокомментировать этот законопроект – Я считаю, это очень опасная идея. И особенно опасна она для нашей экономики. Потому что Москва будет владеть всей информацией о нашем национальном бизнесе.

MATRITCA.KZ. «Правила игры нужно менять» — Сократить долю квазигоскомпаний на рынке как минимум в 2 раза предложил Тимур КУЛИБАЕВ. Это связано с тем, что под каждые свои нужды госорганы создают новые предприятия и госкомпании, при этом вопросы развития конкуренции, зачастую остаются без внимания. Об этом Председатель Президиума НПП РК «Атамекен» сообщил на III-Форуме по защите бизнеса «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства».

REZONANS.KZ. «Повторенье – мать внедренья» — Казахстанские чиновники постоянно наступают на одни и те же грабли. В итоге мы имеем нежизнеспособные программы развития и фонды, сохранность которых вызывает серьезные сомнения. Одну из таких программ, направленную на развитие продуктивной занятости в 2017-2021 годы, раскритиковал в среду на пленарном заседании Мажилиса лидер фракции «Народные коммунисты», депутат Айкын КОНУРОВ. Он отметил, что не так давно, Правительство внесло в неё ряд изменений. Но пойдут ли они на пользу делу, еще большой вопрос, потому что насколько результативной получилась ее предшественница, так и сталось невыясненным.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.