15 ноября 1993 года в обращение была введена собственная валюта независимого Казахстана — тенге.
Петр ТРОЦЕНКО – «Казахстанский тенге и четверть века потрясений» — Указ о национальной валюте вышел 12 ноября 1993 года. Тремя днями позже тенге был введен в обращение. Первоначальный курс по отношению к доллару США составлял 4,75 тенге. За 25 лет нацвалюта пережила четыре официальные девальвации — 1999, 2009, 2014 и 2015 годов — и подешевела почти в 80 раз. По состоянию на 15 ноября 2018 года курс доллара превышал 375 тенге.
Экономист Магбат СПАНОВ вспоминает, что после распада СССР больше всего в рублевой зоне хотели остаться Казахстан и Таджикистан. «Но правительство Гайдара посчитало, что мы являемся обузой для них», — добавляет он.
— И то, что мы обзавелись собственной валютой, — совершенно правильный шаг с точки зрения создания и построения нового независимого национального государства, — отмечает экономист.
По мнению директора центра прикладных исследований «Талап» Рахима ОШАКБАЕВА, то, что события, происходящие в российской экономике, отражаются на экономике Казахстана, вполне закономерно еще и потому, что «мы находимся в рамках Евразийского экономического союза, единого экономического пространства». Он отмечает, что на сегодняшний день одной из ключевых проблем в экономике страны является отсутствие уверенности в национальной валюте.
Некоторые экономисты отмечают, что, несмотря на непростое положение национальной валюты и несколько девальвационных волн последних лет, за 25-летний срок своего существования тенге как национальная валюта устоял. Его будущее же, говорят специалисты, напрямую зависит от действий властей.
«Тенге отмечает 25-летний юбилей» — Слово тенге произошло от названия тюркских монет «денге» или «таньга», от которых берут свое начало русская монета «деньга» и слово «деньги».
Дизайн первой серии был разработан вручную при помощи карандаша, акварели и темперы. В Великобритании были сделаны ручные оттиски, и уже потом отпечатали банкноты в семейной типографии Harrison & Sons.
Затем на протяжении недели на самолете Ил-86 банкноты доставлялись из Лондона в Уральск. В условиях строгой секретности было выполнено 19 рейсов. Понадобилось восемь дней, чтобы развезти все деньги по банкам. Обмен тенге стартовал 15 ноября 1993 года в 8 часов утра. Процесс длился около пяти суток. Казахстанец старше 16 лет мог обменять до 100 тысяч рублей, что тогда равнялось 200 тенге.
До 1995 года существовали купюры номиналом от 1 до 100 тенге. 1 000 тенге появилась 23 года назад. 2 000 тенге – в 1996-м, в 1998-м вышла в обращение банкнота номиналом в 5 000 тенге. В 2006 году были отпечатаны банкноты новой серии – от 200 до 10 тысяч тенге. На сегодня самой крупной считается купюра номиналом 20 тысяч тенге.
Владимир ДЕМИДОВ – «Как развивался и менялся тенге: Казахстан отмечает День национальной валюты» — Сегодня тенге является экономической основой независимости, символом суверенитета, полновесной частью новейшей истории и будущего Казахстана. Дизайн национальной валюты отображает современность Казахстана, включает все государственные символы, изображения архитектурных объектов и природных ландшафтов страны. У казахстанского тенге около 20 степеней защиты. Поэтому он в числе самых защищенных валют мира.
Символ тенге – буква «Т» с дополнительной черточкой наверху появился в 2006 году и известен уже в большинстве стран мира. За прошедшие годы казахстанская денежная единица получила признание на международном рынке. Зарубежные эксперты по праву считают, что тенге – одна из самых надежных и стабильных валют на пространстве СНГ и Центральной Азии.
Также за эти годы наша валюта неоднократно признавалась самой красивой. А купюра номиналом в 20 тысяч тенге, как говорят специалисты, отличается очень высоким качеством, и подделать ее достаточно сложно.
Асель ОМИРБЕК – «Оправдались ли надежды казахстанцев, связанные с введением национальной валюты?» — Нурул РАХИМБЕК, политолог — Лично мне непонятно стремление властей привязать тенге к рублю, тонущему из-за глобальных политических ошибок российского руководства. Когда лодка тонет, все покидают корабль. Мы же, зная, что судно получило пробоину, отказываемся его покидать, хотя вода уже переливается через край. Мало того, все настойчивее звучат призывы к введению единой валюты в рамках ЕАЭС. Сложно представить более глупую инициативу. Экономика России, претендующая на лидерство на постсоветском пространстве, находится в упадке, к тому же ее международная изоляция может привести и к негативным последствиям для Казахстана.
Будущее тенге зависит только от дальнейших экономических шагов власти. Во-первых, необходимо абстрагироваться от всех других валют и сфокусировать внимание на тенге. Во-вторых, надо создать привлекательный инвестиционный климат, что подразумевает демократизацию политической системы, формирование по-настоящему свободного рынка, избавление от коррупции и клановой системы. В-третьих, привлеченные инвестиции нужно направить на создание производственных мощностей и подготовку собственных кадров. В-четвертых, необходимо развивать инновации, чтобы успешно конкурировать на международном уровне. И как только Казахстан выйдет на рынок со своим продуктом, спрос на тенге поднимется, наша национальная валюта станет надежной и устойчивой.
Максим АНДРЮШИН, член президиума ОСДП — В общем, в тех условиях для очень многих людей, и для меня лично, тенге стал одним из маяков на пути к желаемой экономической и повседневной бытовой стабильности. И отчасти национальная валюта эту задачу выполнила – назревавшего коллапса удалось избежать, независимое государство наконец-то стало реально регулировать свою финансовую систему.
Другое дело, что с этого момента в Казахстане уже не рубль, а тенге принял на себя все издержки, вызванные развалом прежней экономической модели, проведением болезненных, изобиловавших ошибками реформ, откатом к сырьевой экономике. Как следствие, произошло 80-кратное падение курса национальной валюты за четверть века.
Тем не менее, я смотрю на будущее тенге с надеждой. Поскольку верю, что рано или поздно усилиями казахстанцев будут устранены те дестабилизирующие угрозы, которые стоят сегодня перед нашей страной. Это недиверсифицированная олигархическая экономика, недемократическая политическая система, антисоциальное мышление нашего государства. Думаю, постепенно будут преодолены и неблагоприятные внешние (глобальные) условия. В результате тенге переживет сложные времена и обретет тот смысл и значение, которые изначально были заложены в национальную валюту независимого Казахстана.
Мурат ТЕЛИБЕКОВ, мусульманский общественный деятель — Это был неизбежный шаг. Страна обрела независимость и пустилась в свободное плавание. У нас появились парламент, акимы, государственные символы, и без национальной валюты картина была бы неполной. В определенной степени ее появление стало защитным барьером от вакханалии, тотального воровства и мошенничества, которые тогда стали обычным явлением на постсоветском пространстве. Каждая из республик спасалась как могла.
Каким я вижу будущее тенге? Если мы покончим с коррупцией и воровством, то у нас будет надежная, устойчивая, пользующаяся доверием валюта. Если же все останется по-прежнему, то придется довольствоваться тем, что каждые пять лет мы будем праздновать юбилей тенге и каждые десять лет менять дизайн купюр.
Павел ШУМКИН, профсоюзный лидер — Хотя, наверное, нужно помнить и другую правду про появление тенге. Про то, как в те времена у населения вообще не было никаких наличных денег (вклады населения на сберкнижках оказались «замороженными»), либо их катастрофически не хватало. «Нал» завозили вагонами из Москвы, и они обесценивались за неделю. За ними стояли ночами, жгли костры. На шахтах выпускали местные талоны, другие суррогаты денег, которые обменивались на масло, на колбасу. Процветал натуральный обмен, как в средние века. Поэтому появление своей валюты стало важнейшим шагом. Мы хорошо помним цену первых, еще весомых, тенге и тиынов. Наверное, это и есть «этапы большого суверенного пути».
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.