Инвестиционное резидентство вряд ли оживит рынок, который пребывает в плохом самочувствии. Нужны другие решения, и здесь может пригодиться опыт других стран.
МФЦА хочет привилегий
Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) предложил внедрить программу инвестиционного резидентства в стране. Суть в том, что, допустим, иностранный бизнесмен хочет получить право свободно жить и инвестировать в стране, и за это он должен выполнить ряд условий.
Для денежных людей они довольно простые:
1) инвестировать не менее $150 тыс. в один или несколько инвестиционных фондов, зарегистрированных согласно нормативно-правовым актам МФЦА и находящихся под управлением одной или нескольких управляющих компаний, имеющих соответствующие лицензии регулирующего органа МФЦА;
2) инвестировать не менее $150 тыс. в ценные бумаги, обращаемые на бирже МФЦА;
3) приобрести недвижимости в пределах утвержденной территории МФЦА на сумму не менее $150 тыс.;
4) инвестировать не менее $150 тыс. в любую комбинацию вышеперечисленных опций.
Как видим, все завязано исключительно на МФЦА. Хотя, скажите, если столь революционно поменять законодательство – перейти от запрета к разрешению иностранным гражданам приобретать в Казахстане жилье и активы, при чем здесь вообще МФЦА? Разве закон не должен быть един во всей стране? Может быть, состоятельным иностранцам больше по душе выйти из юрисдикции МФЦА и приобрести недвижимость в каком-то захолустье? Или все-таки в интересах МФЦА первична цель — продвинуть свою фондовую площадку?
По крайней мере, все эти формулировки странны. Но проблема заключается не только в том, что МФЦА хочет создать одну из самых главных привилегий для крупных, значимых инвесторов стране, но и в том, что он лоббирует изменение законодательства лишь в своих интересах.
В настоящее время казахстанские законы разрешают иметь жилье иностранному лицу только в том случае, если такое лицо постоянно проживает в Казахстане. Противоречия в формулировках есть в различных законах, и о них уже устали твердить эксперты. Например, законом прямо запрещено приобретать недвижимость иностранцам, находящимся в Казахстане временно. В то же время законом не запрещено приобретать недвижимость иностранцам, которые вообще не находятся в Республике Казахстан. Нонсенс. И самое любопытное, что при наличии такого права у нерезидентов купить недвижимость на территории нашей страны невозможно – ни один нотариус не возьмется оформлять такую сделку. Опять нонсенс.
И что, удивительно, правовые пробелы не устраняются, коллизии продолжают существовать.
И вот на этом фоне МФЦА хочет предоставлять инвестиционное резидентство.
Опыт Латвии нам поможет?
Ожидается, что инвесторами программы инвестиционного резидентства станут иностранцы с примерным зарубежным доходом $500 тыс.- $2 млн.
В качестве примера разработчики новелл в законодательстве приводят Латвию, которая в 2010 году запустила программу «Golden Visa», согласно которой можно было получить инвестиционное резидентство, инвестировав в недвижимость 140 тыс. евро для Риги и 70 тыс. евро для других регионов.
Программа стала популярна мгновенно. По данным управления по делам гражданства и миграции страны, в 2011 году было предоставлено 1300 виз покупателям недвижимости и членам их семей. В 2012 году было выдано уже 2200 виз, а в 2013-м – 3100 виз. В 2014 году почти 5 тыс. покупателей обзавелись недвижимостью в Латвии.
Вполне ожидаемо латышским резидентством обзавелись в первую очередь россияне, имевшие в наличии такие средства. Этот новый статус дал им возможность получить вид на жительство и, следовательно, теперь они могут беспрепятственно передвигаться в зоне Шенгенской зоны. 70% всех инвесторов – это россияне, а остальные 30% — граждане других постсоветских стран.
МФЦА надеется произвести фурор, переняв опыт Латвии. Однако он не учитывает самое главное – Латвия привлекательна только потому, что она является частью Шенгенского соглашения и открывает для всех своих резидентов окно в Европу. Подобных преимуществ у Казахстана нет. Значит, программа не будет работать так, как это было в Латвии. Надеяться на это наивно.
А слабо пойти нам дальше Риги?
Чтобы начались инвестиционные потоки в Казахстан, нужно пересмотреть право — и прежде всего в части собственности на жилье.
С экономической точки зрения, предоставление иностранцам права на приобретение жилища в Казахстане может дать синергетический эффект: стимулировать строительную отрасль, обеспечить приток денег в отечественную экономику, поработать на идею развития туризма.
Здесь стоит привести в пример Испанию, которая также, как и Латвия, дает инвестиционное резидентство. Только инвестиционный порог здесь выше – вид на жительство, так называемую «золотую визу», можно получить при покупке недвижимости стоимостью свыше 500 тыс. евро за один объект или за несколько объектов суммарно. Но в Испании также можно получить обычный вид на жительство при покупке недвижимости от 40-50 тыс. евро.
Главное различие этих ВНЖ: «Золотая виза» выдается сразу на 2 года, ее обладатель автоматически получает право на работу и вправе находиться в стране только 1 день – никаких жестких обязательств, а обычный ВНЖ выдается впервые на 1 год (затем на 2 года), без права на работу, и в стране необходимо суммарно пребывать не менее 183 дней в год.
И Испания, в 2008-2010 годах испытавшая жесточайший кризис на рынке недвижимости, быстро начала приходить в себя благодаря этому решению – предоставлять обычный ВНЖ. Уже в 2013 году кризис закончился, а с 2014 года цены на недвижимость пошли в рост (плюс 5-6% в год), во многом благодаря интересу к рынку недвижимости со стороны иностранцев.
Надо ли объяснять, насколько важна положительная динамика в секторе недвижимости? Это приток инвестиций, рост заработных плат и, как следствие, благосостояния людей, новые рабочие места, развитие строительного сектора, новых технологий в строительстве и пр.
Если бы Испания не приняла такого решения – обеспечить приток инвестиций в сектор недвижимости, то еще неизвестно, в каком бы экономическом состоянии она находилась сегодня. А сейчас в стране экономический подъем (не менее 3,6% роста последние 4 года), и все счастливы.
При этом Испания нисколько не рискует «быть скупленной» на корню, чего, видимо так опасается правительство Казахстана: жилье — это такой же товар, как и любой другой. Этот товар даже лучше, чем другой экспорт: приходят инвестиции, а товар остается на земле Казахстана. Благодаря интересу иностранцев будут развиваться и строительная отрасль, и рынок жилья, и туризм, и рынок продовольствия и – далее везде.
Возможно, в первое время спрос на нашу недвижимость усилится со стороны китайских граждан. Опасности в этом нет. Но также жилье будет безусловно пользоваться спросом со стороны граждан соседних государств: России, Узбекистана, Кыргызстана. Казахстан – традиционное полиэтническое государство. Чего нам бояться? Мы станем только крепче.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.