Ожидается ли в Казахстане вакуум власти в случае ухода Владимира Путина с поста президента России?! Часть 2

Для нашей страны, судя по всему, относительно спокойные времена под, образно говоря, «зонтиком» Российской Федерации заканчиваются. Впереди ее, надо полагать, ждут непростые времена. Очень непростые

На начальном этапе президентства Владимира Путина в РФ ему, на взгляд со стороны, было свойственно такое отношение к Казахстану, которое казалось то ли несколько пренебрежительным, то ли слишком уж свойским. Этот период длился где-то до мая 2006 года. Рассмотрим то, как же складывались российско-казахстанские связи в указанное время.

Еще в 2003 году Казахстан занял в ряду основных торговых партнеров России почетное седьмое место после Германии, Украины, США, Белоруссии, Италии и Нидерландов. В свою очередь, Россия занимала и занимает первое место в аналогичном ряду у Казахстана. В 2004-м объем товарооборота между нашими странами увеличился на 47% и достиг $7 миллиардов.

Тогда на Россию приходилось почти четверть всего внешнеторгового оборота Казахстана, составившего по итогам 2003 года $29,54 миллиарда. Хотя наша страна в то время в качестве торгового партнера России по-прежнему уступала Украине и Белоруссии по объему товарооборота, ее значение для российской экономики уже было сопоставимо со значениями этих двух республик. Так, в 2004-м экспорт из Казахстана составил порядка $18 миллиардов. При этом большая часть вывозившейся из Казахстана на международный рынок продукции следовала туда через Россию. Следовательно, она имела с этого свои дивиденды. Тогда как украинскому и белорусскому экспорту, следующему в дальнее зарубежье, нет никакой нужды пользоваться посредническими услугами россиян. Следовательно, Россия имела (и поныне имеет) значительную выгоду от внешнеторгового оборота Казахстана в целом, а не только от двусторонней торговли с ним.

Наша страна, в свою очередь, была и остается для нее мостом в бывшую советскую Среднюю Азию. И не только туда. В основном через Казахстан регулярно осуществлялась поставка продукции из Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР в Сибирь.

Одним словом, при трезвом подходе переоценить значение Казахстана для России в рамках СНГ уже тогда было трудно. Но это – умозрительный вывод. На деле же получалось нечто иное. И уже давно.

Несмотря на то, что большинство авторитетных политиков и экспертов от политики в России уже в то время признавали Астану в качестве наиболее последовательного союзника Москвы, отношение СМИ и, соответственно, общественного мнения этой страны к Казахстану в целом оставались такими же, какими они были еще в советское время. В них преобладало высокомерие и пренебрежение. Соответственно вел себя в отношении Астаны и Кремль. Такое тогда складывалось впечатление.

С тех пор, как распалась единая держава, и до середины прошлого десятилетия произошло немало такого, что могло бы послужить толчком к ухудшению отношений между ними. Но за весь указанный период со стороны официальных представителей Казахстана не прозвучало никакого жесткого, конфронтационного публичного заявления в адрес России, ее руководства.

Даже с братскими славянскими республиками у Кремля отношения были в тот период не столь безоблачными. И с другими столицами СНГ у Москвы тогда достаточно часто имели место обмены обвинениями в адрес друг друга. А вот Астана на таком фоне не допускала публичной критики в адрес Кремля. То есть ее политика в отношении Москвы базировалась на неписаном правиле, которое можно сформулировать так: не дать втянуть себя в публичную ссору с ней. И она сохраняла силу долгое время. Но…

Обратим внимание на то, в каком же порядке президент РФ В.Путин наносил официальные визиты в столицы в рамках СНГ. Ведь в дипломатии ничто просто так не делается. В марте 2000 года В.Путин был избран президентом России. Уже через месяц, в первой половине апреля, он отправился с официальным визитом на Украину. Сделать это еще раньше было невозможно.

Там проводился тогда всенародный референдум по вопросу доверия Верховной Раде или парламенту Украины. 16 апреля состоялся первый официальный визит президента В. Путина в Минск. Такой порядок первых зарубежных поездок вновь избранного главы России никаких вопросов не вызывает. Украина и Белоруссия всегда были самыми близкими Москве странами. Первым официальным визитом второго президента РФ в Закавказье стала поездка в Ереван. И этот порядок также объясним. Армения была и остается самой близкой России страной в Закавказье.

Из трех тамошних республик она тогда являлась (и сейчас является) единственной, которая входила (входит) в организацию ДКБ (Договор о коллективной безопасности). В Центральной Азии в качестве столь же близкой и важной России страной должен был, казалось бы, рассматриваться Казахстан. Но в мае 2000 года в Кремле, когда настал срок отправляться главе государства с первым официальным визитом в Центральную Азию, явно сочли, что Ташкент для Москвы важней Астаны. Более того, и Ашхабад также оказался для нее приоритетней. Ибо после Узбекистана В.Путин отправился в Туркменистан.

Иерархию важности стран региона в Москве, по-видимому, выстроили по принятой в начале XX века в царской и потом Советской России модели. По ней, безусловное предпочтение перед казахами и кыргызами отдавалось сначала узбекам и туркменам, а потом таджикам.

Такова историческая традиция. И она, похоже, по сию пору сохраняет свою силу. В силу ее требований первыми в Центральной Азии еще к середине 20 годов XX века получили от Москвы статус союзных республик именно Узбекистан и Туркменистан. При этом туркмен в СССР в то время было почти в 10 раз меньше, чем казахов. Но и Таджикистан также раньше Казахстана и Кыргызстана стал союзной республикой. Это произошло в 1929 году. А Казахстан и Кыргызстан такого статуса удостоились спустя еще 7 лет. В 1936 году.

Примерно в таком порядке и нанес свои официальные визиты в регионе В.Путин в начале уже нового, XXI века. Узбеки и туркмены удостоились его приезда так же одновременно, как в 1924 году они стали союзными нациями. Причем первые официальные визиты В.Путина в Ташкент и Ашхабад явились целевыми визитами, которые не были никакими иными мероприятиями совмещены. А вот в Астане он появился официально в первый раз почти полгода спустя, в октябре 2000 года. И его визит был совмещен с очередным заседанием Межгосударственного Совета глав государств-участников Таможенного союза и преобразованием этой организации в ЕврАзЭс.

Так что состоявшийся в январе 2004 года приезд президента РФ в Астану явился фактически первым его целевым официальным визитом в Казахстан. И нанес он его лишь за 2 месяца до новых выборов.

(Продолжение следует)

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.