Чем запомнится правление самого обсуждаемого министра Казахстана?

365 дней и ночей: нынешняя глава ведомства по соцзащите населения была назначена на эту должность ровно год назад

Год назад, в это самое время, в нужном месте, решался вопрос об отставке прежнего министра труда и социальной защиты населения и спешно подыскивалась новая кандидатура. Прежний министр не могла выполнить задачу, поставленную властями – стиль работы у нее другой, и хотя на самом деле мало кто верил, что эта задача вообще выполнима, решили попробовать. Назначить молодую, красивую, амбициозную, дерзкую.

«А вы чьих будете?»

Итак, 9 февраля 2018 года состоялось историческое назначение нового министра. «Знакомьтесь, – сказали коллективу министерства, — У вас новый шеф. Мадина Ерасыловна Абылкасымова. Просим любить и жаловать!».

Foto: sputniknews.kz

Итак, можно подвести итоги первого года правления нового министра. Чем запомнится Мадина Абылкасымова на посту министра социальной защиты?

Ее назначение приобрело несколько скандальный флер. Мадина не взяла фамилию мужа, осталась на отцовской, возможно, рассчитывая на узнаваемость и то, что любые двери будут распахиваться перед ней легко и непринужденно. Меньше всего здесь хотелось бы говорить о том, кто ее отец, но приходится вспомнить, в силу жанра. Потому что, согласно чеховскому пониманию драматургии, ружье должно выстрелить. Как правило, родители имеют определяющее значения для образа жизни, получению образования, построению карьеры для своих детей. Тем более, что в нашем случае с драматургией все в порядке.

Итак, Ерасыл Абылкасымов – доктор медицинских наук, доцент мединститута. Это что касается непосредственно его образования и сферы профессиональных интересов. Но есть у него и параллельная жизнь. В начале 2000-х годов он проявил недюжинный интерес к политической жизни страны, был депутатом парламента и даже безуспешно баллотировался в президенты Казахстана! Злые языки утверждают, что власть его пробовала в роли казахстанского Жириновского, но пыл Абылкасымова как-то быстро сошел на нет, или, возможно, чем-то не угодил. Звезда Ерасыла закатилась легко.

В качестве благодарности (возможно) за креатив и творчество Абылкасымов-отец спокойно поживает на пенсии и ведет бизнес пяти (!) юридических лиц, которые имеют узкую специализацию в медицинской сфере и могут легко подвизаться в госзакупках (увы, традиционно в Казахстане этот бизнес выстроен именно так), а Абылкасымова-дочь вольна строить свою карьеру согласно своему образованию и своим способностям – никто не препятствует!

Естественно, при назначении Мадины Ерасыловны министром социального ведомства, первый вопрос, который ей задали общество и СМИ: «А вы чьих будете?».

Ответ был получен (см. выше), но когда блестящую карьеру делают сын или дочь известного человека, то как бы практически нет места сомнению, что благодаря заслугам предков. Хотя здесь все не так.

Штрихи к портрету министра

Забегая вперед, можно отметить, что Мадина Абылкасымова с поставленными перед ней задачами справляется отлично: то, к чему правительство не могло подступиться два десятилетия, она осуществила за один (!) год. Прямо чуть не наша Екатерина II.

Однако все изменения в социальной сфере направлены на ограничение государственной ответственности по отношению к малоимущим гражданам: безработным, многодетным, инвалидам. Правительство активно сокращает свое участие в социальных программах, требует больше налогов, перестраивает модель отношений «государство – гражданин», когда государство не должно гражданам ничего, а граждане, напротив, должны все больше.

Итак, вспомним, что сделано новым министром за год. И что сказано ею же — это отдельная история!

Апрель, 2018. Министр Абылкасымова презентовала проект специального налогового режима для неформально занятых граждан.

Единый социальный платеж (ЕСП) объединяет четыре платежа в один: индивидуальный подоходный налог, обязательные пенсионные взносы, взносы в Фонд социального медицинского страхования и Государственный фонд социального страхования.

Казахстанцы сразу назвали этот платеж «налогом на бедных».

Июль, 2018. Министр труда и социальной защиты населения сообщила о том, что внедрение цифровой экономики в Казахстане приведет к высвобождению рабочей силы. Правда, что такое «цифровая экономика», никто не знает.

Точно так же, как не знает, что такое «зеленая энергетика»: частные кварталы даже в столице отапливаются углем и мусором, как в позапрошлом веке.

Сентябрь, 2018. Мадина Абылкасымова заявила, что безработица упала до самого низкого уровня за годы независимости: «Произошли очень качественные изменения в структуре занятости, идет сокращение неформальной занятости, выросла доля занятого населения в сфере услуг, в отрасли промышленности (с 72 до 80%). Уровень безработицы сократился до самого низкого уровня за период независимости — до 4,9%».

Да, такой уровень показала статистика на самом деле. Только, как и в случае с погодой, когда синоптики говорят об ощущениях, ощущается, что безработица гораздо выше.

Январь 2019. Министр, сказав о том, что повышены пособия для многодетных матерей с 15,4 до 16,1 тыс. тенге (не на человека, а на семью!!!) сравнила пособия казахстанским многодетным с материнским капиталом в России: «В этом году (…) пособия были увеличены. Пособия выдаются многодетным матерям, которые имеют «Күміс алқа», «Алтын алқа», ежемесячно на протяжении всей жизни. В других странах такого практически нет. Есть материнский капитал в России. У нас, если за все годы посчитать, выходит по нескольку миллионов тенге».

Сразу после этого многодетные матери Казахстана через интернет обратились к президенту страны Нурсултану Назарбаеву с требованием уволить министра труда и соцзащиты Мадину Абылкасымову.

P.S. Но история одного министра еще не закончилась. Сейчас активно обсуждается ее обложка в респектабельном журнале «Fоrbes», выход которого совершенно случайно совпал с трагической гибелью пяти сестер в огне, в Астане. Роскошь и нищета, дворцы и хижины…

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.