«Велики шансы, что Казахстан попадет под еще более пристальное внимание, и не только со стороны США». «Власть неожиданно для себя оказалась под прессингом претензий». «Корыстный интерес – это двигатель бизнеса. Наука – это не бизнес!»

Сетевой Казахстан 21 февраля 2019г.

365INFO.KZ. «Чем сильнее меняется мир, тем важнее становится роль Казахстана» — Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor опубликовала на своем сайте аналитический материал The More Things Change, the More Kazakhstan Stays Important (Чем сильнее меняется порядок вещей, тем важнее становится Казахстан). Приводим вашему вниманию перевод данной статьи — Среди пяти суверенных государств Центральной Азии Казахстан занимает особое положение. Богатая энергетическими ресурсами и занимающая стратегическое положение, страна играет существенную геополитическую роль, тем самым привлекая внимание внешних сил… И хотя Казахстан избежал проблем, которые преследуют его соседей по региону, включая гражданскую войну в Таджикистане и две революции в Кыргызстане, ему знакомы волатильные ситуации. Страна пережила беспорядки в 2011 году и перенесла несколько терактов, предположительно совершенных исламистскими боевиками в 2016. Велики шансы, что в конечном итоге все вышеизложенное приведет к тому, что Казахстан попадет под еще более пристальное внимание, и не только со стороны США.

«Споры вокруг 28 панфиловцев — это «пляски на костях»» — Начался новый виток истерии вокруг боя у Дубосекова под Москвой. И опять начали требовать переименовать парк в Алматы. Аргументация проста — подвига-то не было. Историк и журналист Сагымбай КОЗЫБАЕВ считает, что даже если гвардейцев было и не 28, сам факт солдатского подвига сомнению не подлежит. Об этом он написал на своей странице в Facebook. Профессор посетовал, что много стало «охочих на сенсации», которые стремятся только взбудоражить общество. — Развенчивая даже миф, все же надо быть щекотливым. Особенно когда речь о святом — Великой Отечественной войне. Слишком большая цена заплачена за победу, чтобы сейчас легко задним числом подвергать все и вся ревизии,— считает он.

SAYASAT.ORG. Нурболат МУСАБАЕВ – «Акимы: новички, засидевшиеся, перспективные и остальные» — Февраль еще не закончился, а поле между обществом и властью наэлектризовано до настораживающих значений. При этом власть неожиданно для себя оказалась под прессингом претензий, которые в своей массе подводят ситуацию к пересмотру социального контракта. Вернуться же к статус-кво властям пока не удается. И вряд ли это произойдет, поскольку стабильность как самоограничитель общества стал давать сбои. Так или иначе, конъюнктура закладывает кадровые замены. Они неизбежны по нескольким причинам. Во-первых, через ротацию власть по традиции попытается разогнать мотивацию госаппарата, повысить эффективность управленческих решений на нужных участках. Во-вторых, перестановки, как и прежде, позволят переключить внимание на безопасные темы, перехватить инициативу по повестке, спустить пар и внести ожидание на обновление. В-третьих, благодаря отставкам негатив персонализируется на «бояр».

AZATTYQ.ORG. «Заявки на создание партий на фоне затишья. Что за ними стоит?» — На партийном поле Казахстана, не отличающемся разнообразием политического спектра, на котором с последних парламентских выборов 2016 года воцарилось относительное затишье, недавно прозвучали сразу две инициативы о создании новых партий. Казахстанский эколог Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ, глава экосоюза «Табигат», заявил на минувшей неделе в Алматы, что создает партию «зеленых». 68-летний Елеусизов призвал казахстанцев объединяться и вместе бороться за сохранение экологической среды. Параллельно с Елеусизовым о планах создать партию заявила жительница Алматы Санавар ЗАКИРОВА. Какого-то политического бэкграунда у предпринимательницы Закировой нет — она не была замечена в общественно-политической жизни страны. В марте женщина планирует созвать учредительный съезд для регистрации партии под названием «Наше право». Говорит, что решила идти в политику, потому что столкнулась с «беззаконием» и хочет защищать права.

REZONANS.KZ. «Кто стоит за новой партией «Наше право»?» — Будут ли в скором времени выборы в Казахстане и какими они будут президентскими или же парламентско-маслихатовскими– одна из обсуждаемых тем в политически активной части казахстанского общества. И громкие заявления отдельных лиц и общественных организаций о своих инициативах по созданию новых партий на политическом поле страны, скорее всего, можно отнести к подтверждению тезиса о грядущих электоральных кампаниях. Совсем недавно в социальной сети Фейсбук появилась информация о съезде партии «Наше право», которое должно состояться 9 марта текущего года. Инициатором создания партии и лидером на данный момент является Санавар ЗАКИРОВА, поделившаяся информацией о новой политической организации.

«Джанибек Сулеев: «В Казахстане общественно-политическая деятельность практически обессмыслена»» — По сути, политические партии являются симуляторами (почти симулякрами!), выполняют ритуальные партийные танцы — что правящая, что так называемые оппозиционные. Это стало результатом длительных и, судя по имеющейся картине, небезуспешных усилий самой же власти по нивелированию политической жизни. Политическая жизнь покоится на двух базовых и обязательных вещах – политической активности граждан и политической конкуренции партий и политиков. Ни того, ни другого у нас давно нет в помине. А вот симуляция их есть, что, собственно, мы и наблюдаем в виде того, что вы называете «оживлением на партийно-политическом поле, связанном с заявлениями об инициативах по созданию новых политических партий». Понятно же, что все это так называемое «оживление» начало проявляться после соответствующей отмашки из высших эшелонов власти. Значит, что-то такое намечается: то ли парламентские выборы, то ли еще какие…

TIME.KZ. «Грех пополам» — В Казахстане вводят личную ответственность первых руководителей за коррупцию подчиненных. Такая беспрецедентная норма закреплена в новом законопроекте по вопросам госслужбы. Документ в среду поступил на рассмотрение в мажилис и не вызвал у депутатов никаких нареканий. Согласно закону большим начальникам будет грозить наказание — от неполного служебного соответствия до освобождения от занимаемой служебной должности. При этом самое главное — наличие обвинительного приговора суда по взятке подчиненного, вступившего в силу.

«За бронированной дверью» — Разговоры о смене руководителя полицейского министерства не умолкают до сих пор. И это понятно. Калмуханбет КАСЫМОВ считался долгожителем — более восьми лет генерал-полковник рулил самой крупной и стратегически важной правоохранительной структурой. За годы независимости “дядя Коля” стал вторым министром, получившим по три звезды на погоны — до него такой высокой чести удостоился только легендарный Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ. Справедливости ради отметим: все восемь лет для г-на Касымова были отнюдь не легкими. Ему приходилось принимать самые жесткие, порой “самоубийственные” для его общественной репутации решения… Что будет делать новый министр внутренних дел с доставшимся ему непростым наследством?

«Миллионер из библиотеки, или За что осудили Сейдуманова» — В конце прошлого года тихо и незаметно был осужден руководитель Национальной библиотеки Жанат СЕЙДУМАНОВ. Известного в литературных кругах менеджера признали виновным в хищении 12 миллионов тенге и приговорили к семи годам ограничения свободы. Аналогичные наказания вынесены и в отношении двух других фигурантов уголовного дела — заместителя Сейдуманова Салтанат ЕЛЕМЕСОВОЙ и Асель АЛИХАН, директора ТОО “Assylbek trade”, оказывавшего услуги Нацио­нальной библиотеке. Так что же такого совершили Жанат Сейдуманов и другие? Об этом он рассказал корреспонденту “Времени”.

CARAVAN.KZ. «Россия заплатит за всё: для чего аким просит 23 миллиона долларов на Байконур» — Аким Кызылординской области Крымбек КУШЕРБАЕВ просит у правительства отдать ему пятую часть от 115 миллионов долларов. Деньги от аренды Россией космодрома “Байконур” чиновник планирует потратить на развитие города и прилегающих к нему поселков Акай и Торетам. – По нашей инициативе, 7 февраля на Совет безопасности, проведенный под председательством главы государства, отдельным блоком были вынесены проблемные вопросы Кызылординской области. Решить их самостоятельно, без поддержки правительства и центральных государственных органов регион не сможет, – рассказал Кушербаев в ходе традиционного ежегодного отчета перед населением. Отдельный блок вопросов был посвящен проблемам Байконура.

«Я на охоте! Кто крышует браконьеров?» — Уже неделя, как в Казахстане действует запрет на весеннюю охоту. Сообщения о нарушителях запрета пока не поступали, однако, учитывая многолетние традиции браконьерства в стране, это лишь вопрос времени. Тем временем эксперты бьют тревогу из-за угрозы исчезновения сайгаков с карты страны. Напомним, эти животные занесены в Красную книгу, охота на них запрещена. Численность представителей уникального вида степных антилоп за 20 лет в республике сократилась с миллиона особей до 200 тысяч.

«Какие нововведения в системе образования вызывали ажиотаж в Казахстане» — Напомним, накануне СМИ со ссылкой на министерство образования и науки РК сообщили, что норма, обязывающая детей 6-летнего возраста идти в первый класс, в законе об образовании будет изменена. Стоит отметить, что планируемое нововведение вызвало критику и негодование общественности. Родители стали указывать на возможные риски из-за такой идеи чиновников, а многие воспитатели и преподаватели были с ними солидарны. В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz решила напомнить вам о самых громких из тех новаций, за которые министерство образования и науки РК подвергалось критике как общественности, так и властей.

CAMONITOR.KZ. «Станет ли Казахстан газовой державой?» — На днях вице-президент азербайджанской госкомпании SOCAR по инвестициям и маркетингу Эльшад НАСИРОВ сообщил, что «Южный газовый коридор», который предусматривает транспортировку азербайджанского газа в Европу, также может транспортировать газ из Туркменистана и Казахстана. Экспорт казахстанского газа в страны ЕС может вывести газовый рынок Казахстана на совершенно новый уровень. Ранее не раз сообщалось, что если многострадальный туркменский проект ТАПИ, наконец, будет завершен, то и Казахстан может к нему присоединиться. Для республики это могло бы быть еще одной возможностью диверсификации газовых поставок. Сейчас Казахстан экспортирует газ в Россию, Украину, Швейцарию, Узбекистан, Китай и Польшу. Основная доля газа сейчас обеспечивается тремя главными месторождениями– Карачаганак (49%), Тенгиз (31%) и Кашаган (14%).

FORBES.KZ. «Почему в Казахстане нужно уходить от «денежного» управления экономикой» — Директор аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана Павел АФАСАСЬЕВ — о связи денежных агрегатов с изменениями в экономике, банковском и реальном секторе. Правительство РК и Национальный банк находятся в новой фазе бурных дискуссий проблем экономики. И судя по происходящему, масштаб обсуждений экономических реформ вновь достиг своего локального пика. Помимо прочих вопросов, впервые за долгое время на самом высоком уровне были прямо озвучены проблемы неконкурентоспособных и, по сути, предбанкротных предприятий. Фактически, понимание того, что одними только деньгами проблемы в экономике не решаются, подбирается к нам всё ближе. Более того, подобными подходами можно лишь поспособствовать развитию более глубоких и хронических проблем в экономике, что мы и имеем удовольствие наблюдать. Так почему же нам важно уходить от «денежного» управления экономикой?

«К чему приведут суды над медиками» — Кто виноват в противостоянии пациентов и медиков и как снизить его накал – рассуждают эксперты из Казахстана, России и Узбекистана. Из трёх стран Россия первой вступила на путь защиты прав пациентов в плане развития законодательства, создания общественных движений, упорядочивания и стандартизации медицинской помощи, а также передачи расследования исков из профессиональной среды в специально созданное подразделение Следственного комитета. Как следствие, наиболее прозрачно и гласно процессы над медиками проходят в России. Судя по публикациям, Узбекистан находится на другом конце спектра: медицинское право, как направление юриспруденции – в зачаточном состоянии, судебные дела ведутся в достаточно закрытом режиме, проводятся, главным образом, прокуратурой, используются общие или смежные статьи Уголовного и Гражданского кодекса, основания для обвинительных приговоров не всегда до конца ясны даже для медицинской общественности. Положение дел в Казахстане можно назвать промежуточным.

VLAST.KZ. «Депутаты о реализации закона по внедрению дактилоскопии: «У каждого своя свадьба»» — Закон «О дактилоскопической и геномной регистрации» в Казахстане был принят 30 декабря 2016 года, а вот вступить в действие о должен с 1 января 2021. В среду один из комитетов сената решил выяснить, как происходит реализация документа, в результате чего выяснилось, что работа в данном направлении практически не ведется, а ответственные госорганы даже ни разу совместно не собирались и предоставляют разные данные.

MATRITCA.KZ. «Сагадиев и вся его «команда» должны быть срочно отстранены от «власти»» — Сергей Борисович ДУБОВИЧЕНКО как и многие другие учёные убеждён – с нынешним руководством МОН отечественная наука продолжит падение в кризисную яму. Он – лауреат государственной премии Казахстана в области науки и техники, доктор физико-математических наук по двум специальностям в РК и РФ, заведующий лабораторией Астрофизического института им. Фесенкова Национального центра космических исследований и технологий Аэрокосмического агентства, лауреат европейской «Золотой медали» и медали Гаусса, почётный учёный Европы, вице-президент и академик Европейской Академии Естественных Наук, член рабочей группы АДГСПК по изучению коррупционных рисков в работе МОН – считает: наукой Казахстана рулят не просто далёкие от науки люди, а люди, имеющие в ней только один, корыстный интерес. Корыстный интерес – это двигатель бизнеса. Наука – это не бизнес!

Ержан ЕСИМХАНОВ – «Счастливые дети на мусорках не вырастают» — Средний казахстанец производит 350 килограмм мусора в год. Это каждый из нас, включая богатых, бедных, младенцев, стариков, вегетарианцев, приверженцев ЗОЖ, популярных блогеров, мажилисменов, учителей и врачей, и всех остальных. Каждый из нас производит 350 килограмм мусора в год. И этот мусор, простите, видно. Чтобы его увидеть, не нужно лезть в какие-то гетто. Я живу в частном секторе Алматы, в довольно приличном доме, в окружении таких же довольно приличных домов. И когда ты выезжаешь за ворота, первое, что ты видишь — это мусор. Возможно, центральные улицы Алматы и вылизывают к приезду важных персон, но сделайте шаг в сторону от центральных улиц — и первое, что вы увидите, будет мусор.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.