Алматы. 4 мая. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Предвыборный процесс обнажает ранее скрытые противоречия, считает известный казахстанский политолог Эдуард Полетаев.
«У некоторых людей появилась уверенность, что долгий ящик, куда в последние годы откладывали решение некоторых проблем, оказался приоткрыт. Так сказать, запахло весной, а запах перемен окрыляет. Но это лирика, а практика показывает, что электоральные процессы, как правило, обнажают ранее скрытые тенденции и противоречия», — прокомментировал Полетаев для МИА КазТАГ сообщение о том, что 1 мая 80 человек задержаны в результате несанкционированных митингов в Нур-Султане и Алматы.
Власти напряжены, продолжает эксперт, им надо эффективно провести избирательный процесс, чтобы по его результатам у нового главы государства обрелась легитимность в глазах общества.
«Выборы президента в Казахстане – это важнейший политический ритуал, церемониал государственной важности. При этом в идеале выборы должны смягчать всякие сложности, существующие в обществе, облекать их в форму конкурентных предвыборных программ, повышать политическую культуру и социализацию масс. Проще говоря, нравится тебе тот или иной посыл в программе одного из кандидатов – иди за него и голосуй. Ведь голосование – это довольно простое, понятное и скромное участие гражданина в политическом процессе. Но сегодняшние реалии таковы, что от хайпа не убежать», — полагает собеседник агентства.
Не так давно в СССР были выборы с одним кандидатом, вспоминает спикер, и вопрос, кто им станет и победит, решался партией заранее.
«Сегодня иные условия с несколькими кандидатами. Власти говорят, что выборы пройдут честно и прозрачно, они уверены в себе, действительно заинтересованы в том, чтобы вступить в электоральный бой с открытым забралом. Но пессимизм избирателей по поводу будущего преодолеть трудно», — отметил политолог.
По его мнению, это общемировая тенденция.
«Как и качество протестов, которое действительно меняется. Они сейчас часто проходят без явных лидеров и организаторов, с использованием социальных сетей, трансляций в прямом эфире. Совсем уже необязательно собирать многотысячную толпу, эти тысячи ознакомятся с требованиями протестующих сидя на диване. Наступил некий глобальный феномен интернационализации протестов и сравнений», — дополнил эксперт.
Причем, по словам собеседника агентства, выборы в Казахстане начинают сопоставлять с выборами на Украине, местные акции протеста – с движением желтых жилетов во Франции.
«И потом, казалось бы довольно успешный и перспективный отечественный студент сравнивает себя не с менее благополучным ровесником из соседнего двора, а со студентом из Оксфорда или Гарварда. То есть благодаря современным информационным технологиям вал сравнений растет, и у людей возникают сомнения в том, что прогресс возможен», — заметил Полетаев.
На вопрос, как изменилась социальная структура протеста, он ответил, что «весьма существенно».
«Так как вал сравнений растет, значит, протесты, так или иначе, будут проявляться и в дальнейшем. Главное, чтобы это происходило в приемлемых для всех рамках. Проблема связана с неопределенностью понятия «общественный интерес». Общество стало дисперсным – сегодня это не рабочие, крестьяне и интеллигенция, а множество мелких групп со своими желаниями, симпатиями, взглядами и идеями. Ни один избирательный механизм ныне не способен отразить всего разнообразия предпочтений избирателей», — убежден эксперт.
На вопрос, меняется ли отношение силовиков к подобного рода акциям протеста, собеседник агентства ответил, что «все более-менее предсказуемо».
«Силовики действуют согласно инструкциям, инновации здесь даже вредны. Каждый нарушитель общественного порядка должен знать, какими будут последствия. В последних акциях вступили в протестный бой фотографии. Несколько широко разошедшихся эффектных снимков местных фотографов вызывают эмоции и нивелируют аргументы насчет того, что акции необходимо согласовывать с властями и проводить в рамках закона. Хотя это плохая тенденция – делить общество на несчастных недовольных и злых полицейских», — уверен спикер.
Силовики – часть народа, констатирует политолог, не опричники, а люди со своими заботами и проблемами.
«Ошибка – противопоставлять их казахстанскому обществу. Да и жестокость никому не нужна. Она бьет по имиджу власти. Заметно: чтобы не обострять ситуацию, наказания некоторых протестующих стали смягчаться», — отметил собеседник агентства.
На вопрос, можно ли сказать, что на улицы казахстанских городов вышли маргиналы, и потому широкой поддержки эти протесты не получат, собеседник агентства ответил, что «значение слова «маргинал» довольно расплывчатое».
«То им называют асоциальных элементов, то людей, чьи интересы не соответствуют стремлениям той или иной группы. На улицы вышли неравнодушные люди. Хотя встречаются мнения о том, что их использовали как инструмент в различных интригах. Простых эпатажа или немногочисленных протестных акций для широкой поддержки недостаточно. Симптомы не стали синдромом. Для этого нужны широкие организационные действия оппозиции в условиях дезориентации власти. Такого сейчас нет, наоборот, сторонники стабильности мобилизуются», — делится наблюдениями спикер.
По его словам, в тех же соцсетях раздается много голосов, принижающих значение митингов для развития страны.
«Популярно также мнение о том, что в Казахстане просто нет культуры проведения акций протеста. Фраза «больше трех не собираться» – это ведь как предохранитель работает. Точной теории поведения толпы нет, вдруг она наберется агрессии и начнет крушить все и вся? Скажем, в Украине культуру протеста долго воспитывали и, казалось, что вот она, витрина демократии, однако стихия не нуждается в указаниях. Трагическое стечение обстоятельств пятилетней давности в Одессе привело к кровавым жертвам, к тому, что страна изумилась от случившегося и старается это забыть. Никто из виновных до сих пор не наказан», — пояснил Полетаев.
Что же касается реакции властей на протесты, то здесь, по мнению эксперта, «будут совершенствоваться инструменты реагирования».
«Резиновые дубинки – сегодня не самый лучший аргумент. Есть законы, на них власть продолжит ссылаться. Сильно заигрывать с недовольными не станут, иначе это в Казахстане воспримут как слабость. При этом фактор выборов делает власти более осторожными и вынуждает их воздерживаться от радикальных и непопулярных мер», — заявил собеседник агентства.
Сейчас, по его словам, всему казахстанскому обществу нужна модель рационального поведения.
«Действия полиции, сколь бы они не были корректными в отношении участников акций, все равно некоторыми осуждаются, как и отказы властей согласовать мероприятия, даже если они мотивированы. Поэтому надо активнее вести диалог с разными слоями общества, подключать к нему депутатов, представителей политических партий. При этом делать вид, что ничего не происходит, не стоит. Нет хуже того, когда улица молчит. Именно на тихих, темных улицах происходят жестокие преступления. Представители улиц должны говорить, но без ножей за спиной, без провокаций. Диалог нужен хотя бы для того, чтобы просто понимать, что случилось», — уточнил спикер.
На вопрос, возможен ли в Казахстане протест без запретов и наказаний, эксперт ответил утвердительно.
«Уверен, что да. Власть способна проявлять адекватность. Ей надо предоставить людям легальные способы для проявления хайпа, выражения своих идей и чаяний, скажем, организовать на телеканалах ток-шоу или определить места для проведения акций. Как, например, уголок ораторов в лондонском гайд-парке, где активисты оттачивают красноречие, высказывают разные убеждения. Есть же сквер у Family park в Алматы, где раньше проводились всякие акции, и никто никого не убил, не покалечил. Люди гуляли в парке или просто проходили мимо на соседний рынок за покупками. Пока некоторые плакаты с надписями выглядят порой даже трогательно. Не нужно допускать, чтобы они стали страшны по форме и содержанию. В стране много чего происходит положительного. Больше внимания нужно уделять конструктивной и доброжелательной атмосфере», — резюмировал Полетаев.
Напомним, 1 мая около 80 человек были задержаны в результате мирных митингов в Нур-Султане и Алматы. Протестные акции прошли и в других городах. Вышедшие на улицы граждане призывали бойкотировать выборы, выступали против переименования столицы и строительства АЭС, а также выражали поддержку задержанным в Алматы активистам – Асие Тулесовой и Бейбарысу Толумбекову, которые были арестованы на 15 суток за то, что развернули на Алматы Марафоне плакаты с надписями «От правды не убежишь», #УМЕНЯЕСТЬВЫБОР, #ADILSAILAYUSHIN.
Протестные акции прошли 1 мая также в других крупных городах страны. Полиция назвала митинги несанкционированным, пообещав дать правовую оценку действиям митинговавших граждан.
Суды над задержанными начали проходить 2 мая. Несмотря на многочисленные нарушения со стороны силовиков и нестыковки в материалах дел, представшие перед судом были признаны виновными в нарушениях. До сих пор осталось неизвестным, сколько в результате алматинцев было задержано за участие в митинге 1 мая. МВД заявляло о 30 гражданах. Адвокат Гульнара Жуаспаева, защищающая в суде интересы участников митинга, рассказала, что когда прибыла в СМАС в ночь с 1 на 2 мая, то встретила там своих коллег – дежурных адвокатов. С их слов, их вызвали в суд, потому что ожидается рассмотрение 50 административных дел.
3 мая стало известно, что полиция начала вызывать на «беседы» попавших на видео участников митинга в Алматы.