Когда школьники перед дверями учебного заведения приветствуют друг друга фразами «Валар моргулис» – «Валар дахаэрис» (смотрим пояснение), продавец ножей нахваливает товар ссылкой на валирийскую сталь, а в кафе просят дорнийского вина, если нет, то пива – все указывает на прецедентные вещи из сериала «Игра престолов», либо цикла романов «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Р.Р. Мартина. Нельзя сказать, что популярный в мировом масштабе сериал или его литературную основу знает большинство казахстанцев, но то, что данное художественное явление прочно вошло в культурное поле современного Казахстана – очевидно.
[Пояснение. valar morghulis – в переводе означает «все люди смертны» или «все люди должны умереть». Также словосочетание «валар моргулис» используется в качестве приветствия. · valar dohaeris – «все люди должны служить». Ответ на фразу «валар моргулис». Высокий валирийский язык.]
«Игре престолов» трудно конкурировать по глубине проникновения в культурные коды тех казахстанцев, которые формировались в советское время. Просто потому, что «Белое солнце пустыни», «Иван Васильевич меняет профессию», «Семнадцать мгновений весны» или «Кавказскую пленницу» смотрели все. Поменялось время, усложнились информационные потоки, трансформировалось и продолжает находиться в процессе изменений общество. Да и жанр фэнтези любят далеко не все. Однако принимая во внимание всю разношерстность и атомизированность казахстанского общества, такое проникновение культурных кодов сериала в самые разнообразные слои и социальные группы свидетельствует о том, что произведение очень многим понравилось.
Лично я впервые масштаб культурного влияния «Игры престолов» осознал при просмотре научно-популярного фильма про морских птиц. Комментируя добычу олушами рыбы, авторы сказали, что «здесь идет своя битва при Черноводной». Сражение при Черноводной – одно из ключевых событий второго сезона американского сериала, то есть оно уже сравнительно давно стало проникать в кинодокументалистику. Когда создатели фильма о животных ссылаются не на Ватерлоо или Трафальгар, а на придуманную битву – это само по себе свидетельствует о масштабе воздействия культурного феномена.
До Казахстана «Игра престолов» шла куда медленнее, чем до Новой Зеландии, например. Сказывается фактор языка (фильм ведь надо качественно перевести и озвучить), другой исторический, образовательный и культурный контекст. Однако события в Вестеросе и за Узким морем к востоку от него проникли на информационное поле республики и стали уверенно расширять свое присутствие, завоевывая все новых и новых зрителей.
Каждый из тех, кто смотрел или смотрит «Игру престолов», находит что-то свое. Одним нравятся перипетии борьбы за власть, другим поведение персонажей в крайних ситуациях выбора, третьим костюмы и предметы быта, четвертым батальные сцены и поединки. Попутно то, что нравится одним, может вызывать отторжение у других. Помню, как прочитал комментарий про Арью Старк, в котором зритель выражал надежду, что персонажа скоро убьют, потому что она его бесит. А у меня Арья – это любимый герой сериала. Исполняющая ее роль актриса Мэйси Уильямс начала сниматься в «Игре престолов» тринадцатилетней, а закончила в 22 года. К началу съемок девочка мечтала о хорошем компьютере, а теперь у девушки состояние $6 млн.
В мире Джорджа Р.Р. Мартина от человека зависит гораздо больше, чем во «Властелине колец» Джона Толкина. У Толкина против «кольца всевластия» ни люди, ни эльфы, ни гномы, ни орки, ни хоббиты ничего не могут. А у Мартина и дракона можно убить из баллисты, хоть по своей мощи он из разряда вундерваффе для жителей придуманного мира, и Короля Ночи завалил человек, пусть тот и умел заставлять мертвецов выполнять свои команды. В общем, по своему итоговому балансу книги Джорджа Мартина вселяют уверенность в возможности людей и их потенциал.
В «Игре престолов» много персонажей, а в литературной основе их еще больше. Особенность американского писателя в том, что героев, в том числе главных, он отправляет на тот свет пачками, как в жизни. Сам автор объясняет это тем, что читатель должен переживать за судьбу персонажа, а не уповать на хэппи-энд. С точки зрения справедливости не придерешься – ведь Джордж Р.Р. Мартин придумал этот мир, а читатель и зритель вправе соглашаться с его порядками читая или смотря – либо нет, административный ресурс не заставляет.
Сериал получился очень длинным по времени выхода, из-за чего многие его фанаты не дожили до финала чисто физически. Это тоже жизнь – как в произведениях Мартина, хоть они и в жанре фэнтези. Каким бы увлекательным ни был сериал (или книга), он должен иметь начало и конец. В случае с «Игрой престолов» нужно было жить достаточно приличное время, чтобы узнать чем все завершилось. Теперь интересующимся сериалом нужен гораздо более компактный бюджет времени, чтобы посмотреть 73 эпизода (серии).
В Казахстане «Игра престолов» не будет разобрана на цитаты в таком масштабе, как в свое время «Брильянтовая рука» или «Любовь и голуби», однако в чью-то языковую личность фразы из диалогов и высказываний культового сериала обязательно войдут.
«Если ты платишь за добычу – это не охота».
«Смерть окончательна, в то время как жизнь полна возможностей».
«Разум нуждается в книгах, как меч в точильном камне».
«Разговоры о войне быстро превращаются в саму войну».
«Зима близко».
«Если ты в тревоге во время сражения – тревог будет больше».
«Как править без богатства, любви и страха?»
«Богат как Ланистер».
«Льва не должно интересовать мнение овец».
«Все нужно делать постепенно».
«Незнание очень часто убивает».
«Только признав кто мы есть, мы получим чего хотим».
«Смотреть – не значит видеть».
«Стоит ли рисковать победой в сражении ради моей смерти?»
«Шансы на то, что я доживу до его мести, сильно упали».
«Среди всех миллионов бед, что посылают нам боги, худшее – это безумие».
«Быть суровым ради королевства – не порок».
«Сиротам не задают вопросов, потому что всем на них насрать».
«Ты никогда не подводил меня!» – «Сейчас плохое время начинать».
«Здесь одни лжецы. Я не здешний, поэтому говорю только правду».
«Бремя власти плохо сказывается на здоровье».
«Властью обладает тот, кто убеждает в ней остальных. Это обман, тень на стене».
«Будь война арифметикой, миром бы правили математики».
«Человек без друзей – человек без власти».
«Добрые дела не смывают дурных, а дурные добрых».
«Честностью войну не выиграть».
«Верность обязывает говорить жестокую правду».
«Дураки любят глупцов».
«Богачи всегда хотят получить больше, чем дают».
«У нас были злобные короли, были короли-идиоты, но королей – злобных идиотов еще не было».
«Я не делаю вложений, основанных на мечтах и желаниях».
«Выскочка и шарлатан – не слишком ли мало для создания империи?» – «Многие империи начинались с куда меньшего».
«Я не в восторге от своей головы, но пока не хочу с нею расставаться».
«Ваш отец не верит в богов?» – «Верит, просто недолюбливает их».
«Правда не может считаться клеветой».
«Влияние – это по большей части продукт терпения».
«Мы матери и делаем все, чтобы уберечь сыновей от могил. Но их туда так и тянет».
«Что толку от союза отсутствующего с отжившим?»
«Союзников я выбираю осторожно и еще осторожнее – врагов».
«Чего бы мы ни хотели, получив это, мы хотим чего-то еще».
«Большинство женщин не знают чего хотят, пока не попробуют».
«Амбициозные честолюбцы не бывают довольны вторым местом».
«Королю всегда что-то грозит».
«Война – войной, но убивать человека на свадьбе ужасно. Что за чудовище могло так поступить? Как будто мужчинам мало причин бояться брака».
«Деньги заставляют молчать лишь ненадолго, а стрела в сердце – навсегда».
«Хорошего короля отличает мудрость. Мудрому королю известно, что он знает и чего не знает. Мудрый король прислушивается к советникам и следует их советам пока не повзрослеет. А мудрейший король прислушивается к ним и после».
«Я не хочу быть лишь страницей в чьем-то жизнеописании».
«Ваш отец не умеет различать нюансы в плохих поступках».
«Мир без него стал лучше, но я здесь не при чем».
«Всегда держите врагов в замешательстве. Если они не знают кто вы или чего вы хотите, то им не разгадать ваших намерений».
«С теми, кому ты доверяешь, не нужны формальные союзы».
«Война поглощает золото, как песок воду».
«Замужество меняет людей».
«Что толку от власти, если ты не можешь защитить своих близких?»
«Это всего лишь плоть и она требует своего».
«На любой войне добро и зло есть по обе стороны».
«Творить бесчестные дела с помощью честных чувств один из ее многих талантов».
«Если вы ищите справедливости, то вы не туда приехали».
«Многое может случиться между сейчас и никогда».
«Что мы делаем с теми, кто причиняет боль нашим любимым, если выпадает шанс?»
«Лучше сделать ставку на человека, которого знаешь, чем на чужих».
«Вино всегда помогает».
«Считая себя самым умным, я думал, что способен разгадать загадку в сердце недоумка».
«О великих людях написано много, а о недоумках совсем мало. Так нечестно».
«Все хотят знать свое будущее, пока не узнают его».
«Завоевателям всегда сопротивляются».
«Злые змеи нападают открыто и тогда рубить им головы куда проще».
«Есть способы убить себя быстрее» – «Не для труса».
«Любому глупцу может повезти получить власть с рождения, но пробиться к ней самому – не простая работа».
«Сильные всегда наживаются на слабых. Именно так они и обретают свою силу».
«Мы настолько привыкли к ужасному, что уже не видим другого пути».
«Довольными подданными править намного легче».
«Все, чего я хотел – это совершать ошибки по своей воле».
«За подлость воздается сторицей».
«Тот, кому неведом страх, забывает как прятаться».
«Люди следуют за лидерами».
«Ты не представляешь, на что способны люди».
«Из-за мерзких говнюков плакать не стоит».
«Нет ничего хуже, чем неспособность защитить любимых».
«Я слышал, что врагов лучше держать поближе» – «Это сказал тот, у кого было мало врагов».
«Это всего лишь имя – не самое тяжкое бремя».
«Вера и корона – два столпа, на которых держится наш мир. Если рухнет один – второй не выстоит».
«Каждый смелый ход – это риск».
«То, что вдохновляет жриц и шлюх, стоит принимать всерьез».
«Войны учат людей повиноваться мечу, а не богам».
«Слишком часто порочные богачи недостижимы для правосудия».
«Мертвым любовники не нужны».
«Он опасный человек, но даже самого опасного можно перехитрить».
«Моя жизнь была интригующей, пусть смерть будет скучной (в своем замке, попивая свое вино и наблюдая, как сыновья пресмыкаются передо мной ради наследства)».
«Командование доставит вам мало радости, но если повезет, вы найдете в себе силы действовать как необходимо».
«В оковах тяжело кого-то вести».
«Извинения ничего не значат, если не смотреть человеку в глаза».
«Я не хотел умирать трусом. Пожалуй, я и вообще не хочу умирать» – «Нужна смелость, чтобы признать свой страх. И свою ошибку».
«Иногда люди делают забавный выбор».
«Что до ваших скрытых угроз…» – «Разве скрытых?»
«Всегда может быть еще хуже».
«Бастрад может подняться высоко».
«Мы идем к победе, или идем к поражению. Но мы идем только вперед».
«Выбор есть у всех, даже у рабов: смерть или рабство».
«Все правители либо мясники, либо мясо».
«Мошенника я чую за милю» – «Полезный талант».
«Годы власти и благоденствия притупили ваш взор. Вас мало, а нас много. И когда большинство перестает бояться…»
«С сегодняшнего дня ваши жизни будут что-то значить».
«Убийство и политика – не одно и то же».
«Правитель, убивающий преданных людей, не добьется преданности от других».
«Вера следует другим принципам доказывания вины, нежели Корона. Зачастую Вера означает смерть рассудка».
«Умный полководец не забывает о преимуществах обороны».
«Иногда человеку приходится делать тяжкий выбор, который другие считают ошибкой, но потом он оказывается верным».
«Лишь надежда на награду вызывает желание играть».
«Понятия о том, кого можно любить, со временем меняются. Неизменны лишь наши влечения к тем, кого мы желаем».
Если человек знает кто он и остается честен с самим собой, то выбора по сути и нет».
«То, что есть, легко спутать с тем, что должно быть, тем более, если первое вам выгодно».
«Хоть кому-то конец света идет на пользу».
«Мы вечно желаем не тех женщин».
«Информация – ключ ко всему. Вы должны узнать сильные стороны ваших врагов и понять, кто из друзей вам вовсе не друг».
«Нужно драться. Но зачем погибать? Тем более, когда нам помогут».
«Они недооценивают нас каждый раз, и мы этим воспользуемся».
«Качество требует времени».
«Фанатикам трудно признать свои ошибки – ведь в этом смысл фанатизма: они всегда правы».
«Я делаю что могу с тем, что мне дано».
«Только дурак угрожает тем, что не собирается выполнять».
«Сон – единственный путь к исцелению».
«Не умирайте за гордость, когда можно биться за родных».
«Ты еще можешь принести больше пользы, чем когда-то вреда».
«Ни одного правителя не поддерживают все до единого».
«Это всегда кажется таким отвлеченным – смерть других» («Смерть других всегда кажется немного абстрактной»).
«Даже покаяние приятно при нужных обстоятельствах».
«Нельзя так просто убить зятя – принесет семье дурную славу».
«Мы знаем каково это, когда перед нами лебезят в лицо и мерзко хихикают за спиной».
«Я не врала, я – ошиблась».
«Нельзя вести войну между собой – у нас теперь столько врагов!»
«Думала о том, чего хотела, а не о том, что имела. Я была глупой девчонкой» – «Вы были ребенком».
«Прошлое ушло навсегда. Можно сидеть и скорбеть о его уходе или готовиться к будущему».
«Истинных друзей обретаешь на поле боя».
«Мужчина может лишь признать что был не прав и попросить прощения».
«Триумф мимолетных удовольствий».
«Иногда трагедии необходимы во имя порядка и разумного правления».
«Я верю глазам честных мужей больше, чем тому, что знают все».
«Я совершил ошибку, обычную для умных людей – недооценил противников».
«Потому что он добр, разумен и безжалостен, когда это необходимо».
«Семьи – это сложно».
«Мужчины делают глупости ради женщин. Ими легко управлять».
«Это же и есть смерть – все забыть. Если мы забываем где были и что делали, то мы больше не люди».
«Сейчас мы способны на один подвиг – смотреть Правде в лицо».
«Любовь – это смерть долга, а долг – смерть любви».
«Все недовольны. Полагаю, это и есть настоящий компромисс».
«Корабли важнее борделей» – «Спорное утверждение».
***
© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.