На каком языке говорят наши правители

День 24 января 2020 года мог бы стать точкой отсчета новых реалий в Казахстане

Что такого произошло 24 января? Какое событие взволновало многих казахстанцев? Ответ очень прост: в этот день состоялось заседание правительства с участием президента страны и главы Национального банка РК. И это было отнюдь не дежурное, унылое совещание, со строгим регламентом и прочими формальностями.

Конечно, это заседание вряд ли войдет в историю, но оно очень заметное хотя бы потому, что власть не только бодро докладывала о достижениях, впрочем, как все 30 лет подряд, но и наконец начала говорить о проблемах, которые необходимо решать. Несмотря на осторожность формулировок и определений – это положительный сдвиг, это смена парадигмы и надежда на то, что нарочитое стремление — на всех уровнях — превозносить свои успехи и заслуги и ставший притчей во языцех напускной популизм, наконец, сдуются, как праздничные шары после утренника.

Долгие 30 лет в Казахстане выстраивалась такая система, в которой не было места здравому смыслу и многим рациональным вещам. За плохие вести, как в старые и отнюдь недобрые времена, головы летели с плеч (дескать, значит, ты виноват, не справляешься!). Сильные мира сего предпочитали жить в иллюзиях, обмане, манипулировании. Ну а чиновники всех мастей и рангов, часто не обладая необходимыми компетенциями и опытом, научились безупречно встраиваться в эту систему и играть по заведенным правилам.

Теперь, когда многие системные проблемы страны являются все еще де-факто актуальными (говоря проще – воли исполнителей к их решению не было), а экономика и доходы государства, мягко говоря, не в той кондиции, чтобы удовлетворять все насущные потребности, становится ясно, что дальше так продолжаться не может.

Сейчас мы увидели первые робкие попытки не раздувать скандал, не хватать первых попавшихся и делать их козлами отпущения, а обозначить проблемы и найти консенсус по их решению. Главное, чтобы это желание спуститься, наконец, на грешную землю, — не пропало при подготовке к полету.

***

Примерно так хотелось бы написать об этом совещании. Но, увы, та самая долгожданная и желанная смена парадигмы – не очевидна.

***

Одно из главных действующих лиц на этом совещании – премьер-министр Аскар Мамин, как принято, зачитал доклад об основных итогах социально-экономического развития страны за 2019 год и изложил задачи на текущий год.

Много цифр в разных измерениях — миллиарды-триллионы-проценты-километры-тонны. И они, конечно, впечатляют.

В 2019 году привлечено около $25 млрд. прямых иностранных инвестиций. Доля МСБ в экономике достигла 29,5%. Количество действующих предприятий выросло на 8%. На 1 января т.г. комплексный план приватизации исполнен на 93%. Реальные доходы населения выросли на 5,5%.

Да, в 2020-м будут строиться дороги, больницы, школы, реализовываться сотни проектов, создаваться новые рабочие места… Всего так много…

В принципе, мы слышим об этом каждый год. Но, увы, желаемое и получаемое не сходятся. Проекты реализуются плохо, качество жизни населения не улучшается, личная безопасность граждан не гарантируется, градус недовольства людей растет.

***

Впрочем, интересен сам факт, что там, наверху, подвергается обструкции.

Президент Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении обозначил довольно широкий круг проблем, их целый калейдоскоп: стагнирует кредитование экономики, высокая инфляция, низкая производительность труда, несовершенная фискальная политика, непродуктивные вложения в СЭЗ, ущербная система госзакупок и пр., и пр.

После такого разгромного выступления, казалось бы, весь пафос премьера и его кабинета должен был улетучиться в одно мгновение. Но не тут-то было. Никто не собирается оправдываться и искать моментальных решений. Правительственные совещания вообще проходят по своему сценарию…

Всего лишь две болевых точки нащупал премьер-министр.

Во-первых, по итогам 2019 года не все регионы показали достаточно хороший уровень социально-экономического развития: 4 региона ((Карагандинская, Акмолинская, Актюбинская, Туркестанская области) завершили год с результатами на уровне среднереспубликанских значений, а 5 регионов продемонстрировали отставание по большинству показателей. Это — Костанайская, Мангистауская и Павлодарская области, города Шымкент и Нур-Султан.

Во-вторых, в 10 областях допущено превышение среднереспубликанского уровня цен (10,4%) на социально-значимые продовольственные товары. Наибольший рост цен зафиксирован в городах Атырау (+13,2%), Павлодар (+13,1%), Нур-Султан (+12,9%), Алматы (+12,6%), Уральск (+12,5%) и Кокшетау (+12,3%).

«В этой связи, особое внимание будет уделено контролю цен на социально-значимые продовольственные товары через снижение импортозависимости и применение имеющихся инструментов регулирования», — отметил премьер-министр.

На этом самокритика исчерпана.

***

Все было чинно, благородно. Без излишних страстей и надрыва. Очень сильно ошиблись те, кто ждал чего-то большего от январского совещания. Главный итог: все остается, как было. На другое и не надейтесь…

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.