Чего следует ожидать от новой стратегии Вашингтона в отношении Центральной Азии?!

Администрация Трампа ясно дает понять, что рассматривает Центральную Азию как мировой регион, с которым США связывают свои интересы, касающиеся национальной безопасности и экономики

Издание Hill опубликовало аналитическую статью Фредерика Старра и Сванте Корнелла под названием «A new strategy for Central Asia» — «Новая стратегия в отношении Центральной Азии».

В ней говорится так: «В этом месяце администрация Трампа обнародовала свою стратегию в отношении Центральной Азии. Впервые за более чем два десятилетия Соединенные Штаты обозначают серьезный подход к региону, с которым связаны огромные экономические, геополитические и цивилизационные ставки. Этот документ был опубликован после поездки госсекретаря Майка Помпео в Казахстан и Узбекистан, которая оказалась первым визитом официального лица его уровня в регион за последние пять лет.

Майк ПОМПЕО

Новая стратегия делает акцент на американской поддержке суверенитету и независимости центрально-азиатских государств. Она поощряет развитие внутрирегионального сотрудничества (между ними) и выявляет позитивные шаги в направлении политических и экономических реформ. Она также поддерживает расширение связей между государствами Центральной Азии и Афганистаном. В документе подчеркивается важность партнерства с региональными государствами для достижения прогресса по таким деликатным темам, как права человека и свобода вероисповедания.

Посредством принятия на вооружение такой стратегии администрация Трампа ясно дает понять, что рассматривает Центральную Азию как мировой регион, с которым США связывают свои интересы, касающиеся национальной безопасности и экономики».

Что все это может значить? Приплетение к центрально-азиатскому вопросу таких понятий, как «геополитические и цивилизационные ставки» и «интересы, касающиеся национальной безопасности и экономики» Америки может подразумевать только одно. А именно – то, что Центральную Азию превращают некое «яблоко раздора». Ибо она никакой такой непосредственной особой важности для экономики и национальной безопасности США не представляла и не представляет, просто Вашингтон объявляет «крестовый» поход с целью сдерживания своих глобальных соперников на очень и очень далеких подступах к западному миру и полем для столкновения с ними выбирает центрально-азиатский регион.

Многочисленные комментарии американских аналитиков касательно того, как же следует характеризовать назначение этой самой Стратегии, не оставляют места для сомнений в том, что именно этого, а не чего-то другого следует теперь ожидать. Ясное дело, спокойствие нашего региона сейчас оказывается под вопросом вовсе не из-за того, что кому-то просто нравится дестабилизиро­вать здешнюю обстановку. Главная причина кроется тут в том, что по территории Центральной Азии проходит геополитический излом. И он вновь и вновь дает знать о себе. Так было всегда. Но сейчас, похоже, складывается новая реаль­ность. Такая реальность, которая призвана изменить привычные представления. В 1950-е годы местом средоточия самых серьезных противоречий главных мировых центров силы был Корейский полуостров, в 1960-е и 1970-е — Индокитай, в 1980-е — Афганистан. 1990-е годы были временем однополярного мира с безраздельным доминированием США. При этом до Афганистана, где так и не насту­пил хотя бы относительный мир, никому из больших держав не было никакого дела.

За последние два десятилетия Россия и Китай набрали силу и приобрели в глазах Вашингтона значение двух основных угроз для Соединенных Штатов. Теперь Центральная Азия воспринимается американцами как такой прилегающий к их границам регион, откуда им можно доставить, если можно так выразиться, наибольшие хлопоты. Ставка, очевидно, будет делаться на обеспечение перетекания воинствующих исламистских сил из Афганистана в постсоветскую Среднюю Азию и на юг Казахстана. Для этого, надо полагать, и продвигается реализация так называемого проекта «Большой Центральной Азии». У американцев в Центральной Азии есть свой стратегический ин­терес, который не совместим с ра­дикальным исламом. Но он отно­сится не ко всему региону, а толь­ко к его прикаспийской части.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.