В чем уж точно не откажешь нашему президенту – так это в умении признавать существование проблем. Причем, время идет, ситуация меняется, а проблемы перед властью чудесным образом остаются неизменными – только лишь иначе артикулируются.
К примеру, еще в апреле Касым-Жомарт Токаев поручал правительству разработать до середины мая программу посткризисного развития страны. Однако, как выяснилось после расширенного заседания кабинета министров 10 июня, никакого посткризисного видения у власти нет. Взять хотя бы пресловутую «Дорожную карту занятости». На заседании Госкомиссии по чрезвычайному положению 10 апреля президент сетовал: из 240 тысяч рабочих мест, которые планируется создать, только 13 тысяч – постоянные. А вот что говорил он же ровно три месяца спустя: «Мы приняли «Дорожную карту занятости», на её реализацию выделили 1 трлн тенге. Но, как указано в плане, трудоустроено не 255 тысяч человек, а только около 150 тысяч. Большинство проектов в основном направлены на ремонтные работы. Только на 6% проектов предусмотрено постоянное рабочее место. При этом это в государственных секторах, то есть в школах и больницах. Такая работа вызывает у меня сильное беспокойство. Правительство совместно с акимами должно немедленно приступить к работе по увеличению постоянных рабочих мест«.
Примерно та же ситуация – с широко разрекламированной программой «Экономика простых вещей» — выделены громадные деньги, на выходе – пшик. И глава государства снова героически признает «косяк» — не свой, конечно, а правительства. При этом честно предупреждает: провал очередной «прорывной» программы принесет государству абсолютно не нужные имиджевые потери. Вопрос о том, кто конкретно должен нести за это ответственность, даже не поднимается – как и в случае с «Дорожной картой занятости». Хотя ответ очевиден: за профуканные триллионы отвечать должны акимы и экономический блок правительства во главе с премьер-министром. И они ответят… может быть… где-то ближе к середине осени. «Правительству совместно со Счётным комитетом необходимо до 15 октября провести анализ эффективности расходования средств, выделенных для борьбы с кризисом. Анализ должен быть сделан с учётом специфики регионов и центральных государственных органов. В нём должны содержаться заключительные выводы относительно каждого министра и акима«, – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Особо впечатляет употреблённое президентом слово «заключительные». Заинтересованной публике остается только гадать: ждать ли по осени «прополки» правительственных и акимовских грядок или правительственные мужи уболтают Стражей бюджета не судить их строго? Вообще, согласитесь, по меньшей мере странно, когда исполнительную власть оценивает по сути сама же эта власть. По идее, такими вещами должна заниматься совместная комиссия из тех же членов СК, правоохранителей и ответработников Администрации президента. По-хорошему, туда не помешало бы включить и депутатов парламента. Но им в большинстве не до этого. У них, видите ли, каникулы! Хотя запрет на отпуска, озвученный Токаевым для министров, акимов и сотрудников АП, по идее должен касаться и законодателей, списки которых составлялись и утверждались именно в АП – пусть и при другом президенте.
А еще лучше, не дожидаясь ни осени, ни наших любимых избранников, начать оргвыводы прямо сейчас. Тем более, что повод для этого имеется – и весьма серьезный. На том же июльском заседании правительства президент открытым текстом заявил: «В то же время данные мною поручения на местах извращаются, как я уже сказал, а некоторые утверждают, что саботируются. Мне не хочется думать на эту тему. Нет дыма без огня«. Что ж, с одной стороны, респект г-ну Токаеву, нашедшему, наконец, в себе мужество признать очевидное: в стране реально установилось двоевластие – президента и коронавируса. Причем, пока абсолютно непонятно, чья возьмет…
Не случайно же президент в субботний день 18 июля провел весьма эмоциональное селекторное совещание. Не сказав по существу ничего нового для большинства соотечественников, президент, скорее всего, против собственного желания подтвердил нашу самую печальную догадку: наверху не имеют ни малейшего понятия, что делать с бардаком, воцарившимся внизу. Ковидных коек в стационарах стало больше, но за счет нуждающихся в госпитализации пациентов с другими диагнозами; ежедневно проводят больше ПЦР- тестов, но выявляемость новых зараженных не растет, во многих регионах не хватает лекарств и кислорода в больницах и аптеках. Причем, в словах Токаева снова прозвучал «тонкий» намек на пресловутое очковтирательство: «Низкий уровень выявляемости – результат неэффективной работы по разворачиванию лабораторий на местах. Можно даже расценить это как желание утаить реальную картину. Поручаю правительству обеспечить жесткий контроль за выравниванием уровня тестирования между регионами. Мы не должны ничего скрывать».
И что дальше, Касым-Жомарт Кемелевич? Разве это вкупе с примерами «извращений» ваших поручений – не повод, наконец, власть употребить? В конце концов, у акимов, министров и, само собой, у премьера есть замы, способные дорулить акиматом, министерством или даже правительством ничуть не хуже. А где-то и вам стоило бы применить прямое президентское правление. Чтобы народ почувствовал: его не бросили, о нем помнят.
А иначе, уж извините, г-н президент, все выглядит и грустно, и смешно. «Правительству и акимам предстоит в пятидневный срок решить проблему обеспечения больниц кислородом и использования кислородных баллонов на дому» — распорядились вы. Как это будет выглядеть практически? У людей отберут кислородные баллоны, притаренные по домам, и развезут их по больницам?
А как понимать указание «в кратчайшие сроки обеспечить села диагностикой и лечением, а также необходимыми медикаментами и медицинским оборудованием»? Значит, за три с лишним месяца с момента введения ЧП ничего этого у сельчан не было, а теперь должно появиться сверхусилиями тех же самых чиновников, что в свое время не почесались?! Так даже в сказках не бывает…
Наша сказка с печальным концом тоже рано или поздно закончится. Заразу мы когда-нибудь одолеем – пускай и чудовищными материальными и не только потерями. Возможно, даже увидим новое правительство – вместе с назначенными «стрелочниками» из старого. Но одного нам не суждено увидеть совершенно точно – ответственной власти. Ни один аким нашего самого захолустного городка не станет, как итальянские мэры, бегать за неразумными гражданами, эмоционально уговаривая их сидеть по домам, ни один чиновник не найдет таких же простых и проникновенных слов поддержки, как немецкий канцлер Ангела Меркель…
А знаете, почему, г-н президент? Потому, что уже долгие годы мы с вами живем в стране, где даже депутатов парламента фактически назначают, причем – списком. Мы с вами живем в стране, где аким связан с краем, вверенным ему в управление, в лучшем случае записью в метрике. Единственный чиновник, за которого (пусть с оговорками) голосовали год назад большинство казахстанцев – это вы, второй президент Республики Казахстан. И сегодня наступил момент, когда только от вас зависит, пожалеем ли мы о своем выборе.
***
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.