Размер имеет значение?

Почему маленьким игрокам нет места на финансовом рынке

На днях стало известно, что Jýsan Bank (бывший Цесна Банк) и акционер АТФ Банка Галимжан Есенов достигли предварительного соглашения о покупке Jýsan банком 99,76% акций АТФ Банка. Договор купли-продажи будет подписан уже в этом месяце, после его одобрения регулятором сделка будет закрыта.

Для профессиональных участников эта новость не была неожиданной, — после проведения оценки качества активов (AQR) стало ясно, что АТФ Банку требуется дорезервирование. А некоторые источники информации периодически упрекают главу ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжана Есимова в том, что он способствует оказанию государственной помощи банку, который принадлежит его зятю – Галымжану Есенову.

Например, Телеграм канал Uzyn Qulaq писал о том, что Счетный комитет РК имеет и претензии к Есимову и логично видит конфликт интересов в том, что 144 млрд. тенге денежных вкладов фонда находится в АО «АТФБанк», который испытывает в последнее время финансовые трудности (находится на грани банкротства), что ставит под удар средства фонда «Самрук-Казына». Кроме того, в этом же банке размещены 80 млрд. тенге «дочки» фонда — АО НК «КазМунайГаз».

Авторы анонимного канала намекали, что сам Есимов настаивает на вливаниях в АО «АТФБанк» государственных средств Национального фонда РК и даже сделал «спасение банка» и сохранение за ним контроля одним из условий своего ухода из ФНБ «Самрук-Казына».

Насколько реальна эта конспирологическая версия, неясно, но банк уходит из-под влияния семьи Есимовых. А генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев в комментариях для портала кapital.kz даже назвал примерную цену предстоящей сделки – $225-230 млн.

Экспертная оценка предстоящего поглощения окрашена в жизнеутверждающие тона. Единодушие удивительное. Аргументы следующие: у Jýsan Bank намного больше акционерного капитала по сравнению с АТФ Банком. За счет высокого коэффициента достаточности капитала первого уровня и общего коэффициента капитала, по определению рейтингового агентства Moody’s, Jýsan с комфортом переварит АТФ. Новый банк по рыночной доле обойдет своих извечных конкурентов и, возможно, станет вторым в стране. Ну и вообще, он получит шанс минимизировать свои риски и увеличить прибыль.

В общем, этот шаг синергичен, поскольку позволит приумножить положительные моменты и нивелировать отрицательные.

***

Экономист и автор telegram-канала Tengenomika Галымжан Айтказин увидел высокий смысл в заключении такой сделки между двумя банками-старожилами на отечественном финансовом рынке в том, что это желание выиграть конкурентную борьбу. «Предпосылками для подобных сделок могут быть меняющиеся условия рынка и одним из таких причин является возможное усиление конкуренции в банковской индустрии страны. Например, в прошлом году правительство Казахстана разрешило иностранным фининститутам открывать прямые филиалы и представительства, что, безусловно, может усилить конкуренцию на рынке. Таким образом, выглядит очень логичным решение по консолидации двух игроков для предоставления более конкурентоспособного предложения для клиентов и дальнейшего совершенствования собственных продуктов общими усилиями», — считает эксперт.

Такая точка зрения имеет право на жизнь, однако большинство экспертов, живо обсудивших похожий тезис, приходят к умозаключению, что все мировые банки, кто уже мог и хотел, пробовали работать в Казахстане, но наша страна, увы, не является тем рынком, куда финансовым акулам стоило бы направлять свои усилия в целях развития.

Министр национальной экономики Руслан Даленов тоже склонен считать, что хотя допуск филиалов банков-нерезидентов на казахстанский финансовый рынок и будет открыт, в связи со вступлением Казахстана в ВТО, но вряд ли что-то изменится кардинально.

«В будущем, если иностранный банк будет открывать здесь филиал, будет обязан соблюдать те требования, которые установлены к отечественным финансовым организациям: это лицензирование, соблюдение пруденциальных нормативов, соблюдение требований по страхованию депозитов и так далее», — заявил министр.

***

По потребительским ощущениям, именно в начале 2000 годов, аккурат до 2007 года, когда грянул финансовый кризис, банковский сервис в Казахстане переживал эпоху расцвета. Многие вспоминают те времена с ностальгией и легкой грустью. Клиентоориентированность банков находилась на высшем уровне. И это, безусловно, было следствием высокой конкуренции. С тех пор, конечно, много воды утекло, некоторые финансовые институты бесславно закончили свое существование, а таргет регулятора на контроль за концентрацией рынка, кажется, перестал существовать после того, как Казком поглотил БТА, а потом и сам оказался добычей для Народного банка.

Большой размер банка заведомо считается конкурентным преимуществом, и появление еще одного гиганта на рынке уже не воспринимается как тревожный сигнал. Напротив, многие эксперты открытым текстом пару последних лет только и говорят о том, что мелкие банки должны добровольно покинуть банковский сектор, превратившись в кредитные товарищества и МФО.

Более того, не успела выйти новость о предстоящем поглощении, как Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка поспешило поприветствовать эту сделку. Дескать, «объединение бизнес-моделей банков будет способствовать стабильности банковского сектора и улучшению качества предоставляемых услуг населению за счёт использования финансовых и технологических преимуществ двух банков».

В общем, лучше меньше банков, да лучше покрупнее. Новая конфигурация у нас.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.