Культурное пространство

ЛГБТ-ценности в ЕАЭС воспринимаются как антиценности

«Культура как культура, только карантин ее немного испортил», – заметил политолог Рустам Бурнашев о культурных процессах периода пандемии. Потом он добавил, что любое культурное явление приносит с собой как позитивные, так и негативные моменты. Прозвучало это в ходе заседания экспертного клуба ОФ «Мир Евразии» на тему «Будущее евразийской культуры: проблемы, вызовы и приоритеты» (прошло в онлайн-формате).

Эдуард ПОЛЕТАЕВ«Дискуссия может выводить на самые неожиданные темы», – констатировал Эдуард Полетаев, модератор экспертного клуба. Получилось так, что поначалу говорили о типовых вещах, которые коронавирус принес на поле культуры. Из-за пандемии в мире не функционировало 85 тысяч музеев (90% таких учреждений). В кризисе киноиндустрия (перенос фильмов, заморозка съемок), треть картинных галерей сократила штат на половину… А потом разговор ушел в сторону ценностей.

Алибек Тажибаев, центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг», сообщил, что в ходе исследования среди молодежи выяснил: на ценностях семьи и дружбы эффективно выстраиваются коммуникации между людьми. Его поддержала историк Ирина Черных, подчеркнув, что «ценностный аспект для урегулирования конфликтов важен». А потом задалась вопросом расшифровки понятий. Например, семья. Она какая: моногамная, полигамная, гомосексуальная? Многие представители ЛГБТ-сообщества выступают за семью и семейные ценности, но в том смысле, как они их понимают.

«Ценности ЛГБТ нам принять трудно, потому что мы этот путь не прошли», – считает социолог Гульмира Илеуова. В качестве примера она привела творчество писателя Жоржа Сименона. Избиение гомосексуалиста во французском полицейском участке 50-ых гг. прошлого века – обычный сюжет для тогдашней Западной Европы. А сегодня это кажется дикостью.

«ЛГБТ-культура раньше была непонятной и неприятной, а теперь она все активнее пропагандируется», – указал журналист Сергей Козлов. Вот и Голливуд – один из главных проводников западной культуры, проводит в жизнь новые культурные требования, которые уже официально озвучены.

«Существует мощная культурная политика, – акцентировал г-н Козлов. – Мы являемся не только свидетелями культурного процесса, но и в какой-то мере его жертвами. Если нет своей культурной политики, то будешь следовать той, которую тебе навяжут».

В ходе дискуссии прозвучала идея, согласно которой ЕАЭС – это культурное пространство с минимальным количеством гей-постановок классического искусства. В силу исторических, социальных, идеологических причин оно «отсталое» от западного маршрута развития и восприятия ЛГБТ-сообщества, Однако как раз на этой почве представляет собой определенную культурную целостность.

Среди культурных эффектов периода пандемии и карантина историк Лайла Ахметова отметила то, что на 80% запланированных мероприятий в 2020-ом году она побывала, но только в онлайн-режиме. «С пандемией мы активно перешли на местные новости», – еще один эффект карантинов. Ведь людям нужно знать, какие конкретно ограничительные меры их касаются.

«Чтение книг. В эту пандемию пошло с удовольствием», – сообщила Гульмира Илеуова. При этом она зафиксировала: «В первую очередь во время пандемии потреблялся развлекательный контент».

Политолог Леся Каратаева напомнила о прогнозах конца XX века. Тогда предполагалось, что информационное общество будущего будет наполнено знаниями. «Но «черный лебедь» прислал соцсети и теперь люди коммуницируют, а не набираются знаний», – указала она. «Вопрос для производителей культурного контента очень сильно монетизировался», – еще один тезис эксперта.

Адиль Каукенов«Развлекательный контент – часть потребностей человека», – подчеркнул востоковед Адиль Каукенов. Он уверен, что если отрубить интернет, то читать книги больше людей не станет, а вот наркоманов точно будет больше. «Вчера люди не были лучше, чем сегодня. Сейчас с детьми не ходят на площадь, чтобы посмотреть как казнят преступников», – резюмировал г-н Каукенов.

Экономический обозреватель Сергей Домнин сообщил, что восстановление культурных контактов доковидного уровня ожидается в четвертом квартале 2021-го года по оптимистическому сценарию и во втором квартале 2022-го по базовому. На его взгляд, в основе ЕАЭС лежит культурная близость лидеров государств, взявших курс на догоняющее развитие. Сергей Козлов, в свою очередь, заметил: «Уходит русский язык – сужается общее культурное пространство, которое им объединялось».

***

© ZONAkz, 2021г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.