Война Миров. Левые победили в Перу

Вашингтон не справляется с «левым поворотом» в Латинской Америке

Властям Казахстана на заметку: Педро Кастильо стал президентом Перу из-за дистанционной формы обучения. Победитель избирательной гонки в этой южноамериканской стране по профессии учитель. Самоизоляция (точнее, принудительная изоляция) лишила его учеников доступа в школьные классы. Мобильных телефонов у них практически не было. Власти обещали планшеты, но все деньги разворовали. В итоге школьный учитель из провинции и по совместительству профсоюзный лидер ожидает инаугурацию в качестве главы государства.

Педро Кастильо

Педро КАСТИЛЬО. (Фото/CESAR BAZAN/AFP via Getty Images)

Лидерство Педро Кастильо по итогам первого тура перуанских президентских выборов уже произвело фурор. Левый кандидат с 19% голосов обошел соперников из правых партий, за которыми стоял внушительный финансовый и медийный ресурс.

В Перу своеобразная политическая культура. Условные юг и центр страны (бедные территории) голосуют за самого левого из имеющихся кандидатов, а север и запад (богатые и развитые) склоняются к правым политикам. Однако учитель Кастильо и в столице страны Лиме набрал 34,3% голосов. По оценке 2020 года в главном городе Перу проживало 9 млн 675 тыс человек при общем населении страны чуть более 32 млн. Общий итог получился 50,1% против 49,9% у Кейко Фухимори.

Несколько лет назад, когда политические наследники Уго Чавеса завели Венесуэлу в социально-экономический тупик, а Вашингтон с союзниками в качестве законного президента этой страны продвигал Хуана Гуайдо, многим казалось, что «левый поворот» в Латинской Америке закончился. Тот факт, что венесуэльцы сказали молчаливое «да» сохранению у власти Николаса Мадуро, популяризации социалистических идей не способствовало. Скорее наоборот, неспособность чавистов в Каракасе повышать благосостояние населения больше работало латиноамериканским левым в минус. У левого президента Боливии Эво Моралеса по экономической части дела шли хорошо, но и против него правые смогли провернуть государственный переворот под занавес 2019 года.

Маятник качнулся назад в ноябре 2020-го, когда боливийский кандидат от левых Луис Арсе победил на президентских выборах своих противников нокаутом. В Эквадоре местные правые и стоящий за ними коллективный Запад, прежде всего в лице США, не допустили победы Андреса Арауса. Во время президентства Рафаэля Корреа, который дал политическое убежище в эквадорском посольстве в Лондоне Джулиану Ассанжу, господин Араус занимал пост министра знаний и человеческих талантов, то есть по большому счету тоже учитель.

В пользу латиноамериканских левых однозначно сыграл коронавирус. Правые правительства оказались совершенно неспособны справиться с пандемией COVID-19, из-за чего их популярность стремительно покатилась под откос. В Бразилии, где правит ультраправый президент Жаир Болсонару, тамошний минздрав официально признал более полумиллиона погибших от коронавируса (население страны 211 млн). Акции протеста прокатились более чем по сорока городам. В Перу от COVID-19 умерло 187 тысяч человек, и это сильно помогло победе Педро Кастильо. Избранный президент обещал районам с провалом системы здравоохранения закупку вакцины и медицинского оборудования, развертывание госпиталей в удаленных местностях.

Пока учитель Кастильо шел к победе на выборах, он не сдерживал себя в радикальных заявлениях. Например, политик не исключил возможности национализации крупного газового месторождения Camisea, обещал по полной программе обложить налогами горнодобывающие компании, которые разрабатывают в стране месторождения золота, серебра, урана, меди и лития. Не случайно после известия о победе кандидата социалистических взглядов национальная валюта Перу соль подешевела на 2,5%. Правда, главный экономист в команде нового политического лидера Педро Франке сразу заявил, что страна будет проводить хоть и глубокие, но все-таки реформы. Ни о какой экспроприации собственности зарубежных инвесторов и ломке рыночной экономики речь не идет. По крайней мере на первоначальном этапе.

Избирателям импонировало, что Педро Кастильо обещал на посту президента довольствоваться зарплатой учителя, а парламентариям он урежет содержание наполовину, хотя из 130 депутатов 37 являются его сторонниками. Похоже, соратников подобные вещи не пугают. У однопартийцев Кастильо хотя и относительное большинство, но для проведения перемен в жизнь придется заключать альянсы. Первый был сформирован с левой социалисткой Вероникой Мендосой уже после первого тура.

При нахождении на «заднем дворе» США, влияние Вашингтона в Перу не стоит переоценивать. В сравнении с Казахстаном, внешние факторы для перуанской политики носят вторичный характер по сравнению с внутренними. Поэтому лозунг борьбы с коррупцией имел куда большее значение во всей президентской кампании, чем геополитическая ориентация Лимы с новом главой государства.

Внимание «международного сообщества» к процессам а Латинской Америке тоже во многом своеобразное. В Колумбии силовики при подавлении акций протеста убили более ста человек и примерно столько же пропали без вести. Пропасть без вести в Колумбии на 99% означает погибнуть. При этом ни США, ни Евросоюз президенту Ивану Дуке претензий не предъявляют, санкциями не грозят. Хотя люди вроде бы выражают законное неудовольствие по причине роста налогов. Случись хотя бы десятая часть колумбийских смертей в Беларуси – Вашингтон и Брюссель сутками напролет бились бы в лицемерной истерике и угрожали все новыми и новыми санкциями преступному режиму.

С 2014 года крупнейшим торговым партнером Перу является Китай, а там во власти коммунисты. Данный фактор косвенно способствует усилению левых идей в стране. Разумеется, тот момент, что Поднебесная покупает две трети добываемой в Перу меди, является еще более влиятельным аспектом.

Пекин намерен построить в городе Чанкай (75 км от Лимы) мощный портовый комплекс. В рамках доктрины «Один пояс, один путь» проект получит $3 млрд китайских инвестиций. Это крупнейший инфраструктурный проект КНР в Латинской Америке. После того, как пропускная способность нового порта достигнет 6 млн тонн насыпных грузов и 1,5 млн двадцатифутовых контейнеров, Чанкай превратится в главные морские ворота Китая в Новом Свете и сильно изменит всю транспортную логистику Латинской Америки, сделав Перу крупнейшим хабом.

Как положено с подобными мощными проектами, прозападные «экологи» выступали против дноуглубительных работ и строительства почти трехкилометрового волнореза. Однако 9 тысяч новых рабочих мест для правительства оказались важнее и все необходимые разрешения власти выдали.

Инаугурация Педро Кастильо должна состояться 28 июля, в день независимости Перу. Победитель президентской гонки успел получить массу угроз физической расправы, но свою линию продолжает держать. Сам факт победы такой фигуры свидетельствует о тектонических сдвигах как на южноамериканском континенте, так и в мировых политических процессах.

***

© ZONAkz, 2021г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.