Нур-Султан. 1 июля. КазТАГ – Адель Рустемова. В Нур-Султане возобновили строительные работы на линии системы легкорельсового транспорта (ЛРТ), однако процесс, как убедилась корреспондент агентства, ведется крайне вяло.
В ходе объезда линии строящегося ЛРТ удалось выяснить, что основные «работы» сейчас приходятся на легкорельсовые блоки рядом с международным аэропортом «Нурсултан Назарбаев».
Корреспондент увидела в районе стройки три крана разной высоты и предназначения.
«Сейчас работы возобновились в связи с тем, что идет строительный сезон. Условия прежние, которые были подписаны в договорах. У нас есть и китайские, и местные партнеры. Согласно договорным обязательствам идут работы», — отчитался днем ранее на брифинге в СЦК аким Нур-Султана Алтай Кульгинов.
Однако, несмотря на заявленный старт работ и наличие специализированной техники, рабочих на территории ЛРТ не видно.
Вместе с тем, как оказалось, работа на легкорельсовые блоках по проспекту Кабанбай Батыра и вовсе не проводится.
По крайней мере, в первой половине дня в четверг корреспондент не застала на данном участке ни техники, ни рабочих.
«Я не скажу, что работа активная. Активная работа будет продолжена по мере поступления финансовых средств. Сейчас идут конкурсные процедуры, выбор банков. Как мы определимся с источником финансирования, мы начнем работу более активно», — пояснил 30 июня столичный градоначальник.
Отметим, что на том же брифинге Кульгинов подтвердил информацию, озвученную полутора недели ранее агентством КазТАГ о том, ТОО «City Transportation Systems» (CTS, бывшая компания «Астана LRT») планирует занять $1 млрд под госгарантию Казахстана.
«Изначально сумма по проекту строительства LRT составляла $2,6 млрд. Мы ее снизили на больше чем $800 млн. Еще сэкономили. То есть сейчас требуется еще порядка $1 млрд, чтобы мы привлекли финансирование. Вагоны, данные рельсы, инфраструктура. В целом, чтобы довести до финального завершения, столько средств нам нужно. Идет конкурс», — подтвердил аким.
Также он уточнил, что CTS в рамках сотрудничества с китайскими партнерами взял у банка Китая долларовый кредит под 4,7% годовых.
«Мы поменяли политику и взяли на внутреннем финансовом рынке эти средства в размере $430 млн и покрыли «китайский» кредит», — уточнил Кульгинов, отметив, что на внутреннем рынке деньги были получены под 3,25%.
Напомним, 13 июня КазТАГ сообщал, что бывшая «Астана LRT» объявила новый конкурс для займа $1 млрд под госгарантию Казахстана. Это уже третий конкурс, который проводит CTS, и второй на сумму Т680,652 млн, первый был на сумму Т649 млн, о чем агентство КазТАГ сообщало еще 16 июля 2020 года (тогда же агентство информировало, что бывшая «Астана LRT» хочет разместить ценные бумаги на сумму более $1 млрд под госгарантию за рубежом). Примечательно, что оба предыдущих конкурса в итоге были признаны не состоявшимися. До указанных событий – 13 июня 2019 года, то есть ровно два года назад, стало известно, что власти Казахстана одобрили госгарантию на $1,6 млрд для ТОО «Астана LRT», а еще раньше – 9 июля 2018 года сообщалось, что на первую очередь строительства проекта системы легкорельсового транспорта (ЛРТ) планируют направить более Т305 млрд.
27 февраля 2020 года МИА КазТАГ сообщало, что ТОО «Астана LRT» после череды коррупционных скандалов переименовали в City Transportation Systems (CTS). В частности, 30 июля 2019 года стало известно, что экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан объявлен в международный розыск, а 13 декабря – о том, что в розыск объявлен бывший заместитель председателя правления АО «Национальная Компания «Казахстан инжиниринг» (Kazakhstan Engineering) и экс-заместитель акима Нур-Султана Канат Султанбеков. Он был назван организатором хищения средств ТОО «Астана ЛРТ».
8 октября 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и акимату Нур-Султана возобновить строительство системы легкорельсового транспорта (ЛРТ), при этом он назвал проект «злополучным» и «спорным».
10 октября 2019 года сообщалось, что антикоррупционной службой при взаимодействии с Национальным банком и счетным комитетом проверяется законность и обоснованность размещения в ликвидированном в последствии «Банке Астаны» денежных средств, полученных у Банка развития Китая на проект ЛРТ.
10 февраля 2021 года аким Нур-Султана Алтай Кульгинов заявил о том, что на проект затрачены колоссальные средства, поэтому власти намерены продолжать его реализацию.
27 апреля стало известно, что судебное следствие по делу о хищениях в «Астана LRT» решили начать заново.
11 мая представители потерпевшей стороны по делу о хищениях в «Астана LRT» заявили, что хотят исключить из гражданского иска иностранные компании. 17 мая стало известно, сколько денег перечислили иностранным фирмам по делу «Астана LRT» и сколько из них украли.
17 мая прокурор Диас Янгалышов запросил для фигурантов дела «Астана LRT» от семи до 11 лет заключения.
18 мая во время судебного процесса правозащитники заявили, что представители иностранных компаний должны быть привлечены к расследованию.
19 мая адвокат Татьяна Ковылкина заявила, что судья Кажымукан Мекемтас «подчищает» за прокуратурой их огрехи и просчеты. Затем она сообщила, что подозреваемых по делу не нашли из-за неправильного запроса в Интерпол.
20 мая Далабаева озвучила претензии к прокуратуре, в частности, обвинив ее в ненадлежащей работе, а 21 мая она сообщила, что Интерпол отклонил запрос по «Астана LRT» из-за искажения данных.
Подсудимым вменили в вину растрату Т5,8 млрд.
27 мая супруга подсудимого Улугбека Ачилова обвинила сотрудников следственных органов в превратном понимании слов президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
28 мая состоялось судебное заседание, в ходе которого были озвучены приговоры семи подсудимым по делу о хищениях в «Астана LRT». Вердикт суда сторона защиты сразу же назвала вопиющей несправедливостью.