Нур-Султан. 22 сентября. КазТАГ – В мажилисе обеспокоены простоем контейнеров на границе с Китаем и убытками в Т170 млрд, передает корреспондент агентства.
«Поступают обращения предпринимателей о проблемах с перемещением грузов через границу с КНР. Ссылаясь на сложную эпидемиологическую ситуацию, китайская сторона приостановила железнодорожные рейсы в Казахстан через переходы Хоргос-Алтынколь и Алашанькоу-Достык. В результате чего на границе с Китаем простаивает около 5 тыс. товарных контейнеров. Если раньше срок поставки составлял около 25 дней, то сейчас эти сроки срываются до неопределенности», — сказала на заседании мажилиса в среду депутат от фракции «Ақ жол» Дания Еспаева.
По ее словам, стоимость перевозки одного контейнера железнодорожным путем из материковой части Китая до Казахстана в течение года увеличилась в четыре-пять раз, а автоперевозки – в пять-шесть раз.
«По предварительным данным, на текущий момент казахстанский бизнес уже понес убытков около Т170 млрд. По информации ОЮЛ Ассоциация «Масложировой союз Казахстана», на данный момент из-за карантинных ограничений полностью остановлен транзит китайской стороной с порта Циндао. На сегодняшний день в порту находятся контейнера с пищевым сырьем, прибывшие туда для транзита в Республику Казахстан еще в апреле 2021 года. Аналогичная ситуация и у других экспедиторских компаний. Сложившаяся ситуация остро влияет как на дефицит сырья для отечественных производителей, так и на вывод из оборота значительных денежных средств, так как товар оплачен, но не доставлен», — пояснила мажилисвумен.
Она отметила, что «производители вынуждены дополнительно брать кредиты для закупа сырья взамен застрявшего в Китае», что, как подчеркнула Еспаева, «однозначно отражается на себестоимости продукции и конечной стоимости для потребителя».
«Все эти издержки можно было бы отнести в целом на ситуацию с пандемией и связанной с этим ограничением транзита, но парадокс заключается в том, что транзит с Китая ограничен именно для Казахстана. Несмотря на то, что приостановлены железнодорожные рейсы в Казахстан, в то же время, из того же Китая через Казахстан, но в Европу – транзит открыт. Более того, грузопоток по железной дороге из Китая в Европу значительно растет. Для контейнеров, идущих в Европу, на вышеуказанных погранпереходах ж/д платформы предоставляются в первую очередь, а контейнеры для казахстанских грузовладельцев вынуждены простаивать месяцами. Сложилась парадоксальная ситуация, когда импортеры вынуждены заказывать доставку грузов в объезд территории РК, то есть перевозку морем до портов Европы с КНР, далее доставка авто или ЖД по территории Российской Федерации и Европы. Или же мультимодальные маршруты через территорию Ирана, через Каспий или Среднюю Азию. И уже оттуда доставлять в Казахстан», — отметила депутат.
Парламентарий заявила, что «Казахстан, занимающий важную роль в транспортном коридоре «Китай-Европа», является непосредственным участником транзита из КНР в Европу и при этом обрекает своих предпринимателей на такие мытарства в доставке товаров из приграничного Китая».
«Как это можно объяснить? Недоработкой ответственных министерств в лице МИИР, МИД и министерства торговли, которые бросили на произвол отечественный бизнес? Почему до сих пор не достигнута договоренность с китайской стороной, учитывая нашу роль в транзитном коридоре?» — поинтересовалась парламентарий.
И это, добавила она, «несмотря на то, что в вышеперечисленных министерствах существуют целый штат сотрудников и выделяются бюджетные средства на развитие внешней торговли».
«Мы должны четко понимать, что те транспортные издержки, которые несут импортеры, ложатся двойной ценой на стоимости товаров и услуг для потребителя. Мы сегодня пытаемся объяснить инфляцию ростом цен на мировых рынках, но не видим, что сами из-за своего бездействия порождаем ее. В связи вышеизложенным, депутатская фракция ДПК «Акжол» просит в срочном порядке на правительственном уровне провести переговоры с китайской стороной по решению проблем, связанных с перевозкой груза казахстанским импортерам», — обратилась Еспаева к кабмину.