Для кого-то этот выбор очень трудный, а для Нацбанка, как оказалось – очевиден. Своим решением в понедельник он не снизил базовую ставку, и даже не сохранил на прежнем уровне – он поднял ее на 0,5%.
Но парадокс заключается в том, что видные экономисты разошлись во мнении, что нужно делать: поднимать или опускать ставку?
Более того, одна из целей – способствовать укреплению валюты – тут же потерпела фиаско. Прямо на глазах, за один день, 1 рубль стал стоить не 4-5 тенге, а далеко за 6! И по отношению к доллару тенге начал резко слабеть.
В общем, раздор, да и только.
***
Итак, базовую ставку подняли с 13,5% до 14%.
«Решение повысить базовую ставку отражает приверженность Национального банка к проведению антиинфляционной политики в условиях роста инфляционного давления на фоне реализации геополитических рисков, роста цен в мире, а также странах – торговых партнерах Казахстана и их переноса на внутренние цены», — сообщил Национальный банк.
При этом он отметил, что значимым драйвером инфляционных процессов остается положительный фискальный импульс, наблюдаемый третий год подряд.
По информации Нацбанка, годовая инфляция в марте 2022 года ускорилась до 12% — в феврале она составляла 8,7%. Наибольший прирост цен произошел в самом чувствительном сегменте – продовольственных товаров. Цены в марте на них выросли на 15,4%. Непродовольственные товары подорожали на 10,9%, а стоимость платных услуг выросла на 8,3%.
«Устойчивый характер ускорения инфляции отражается в росте цен по широкому набору товаров и услуг, что подтверждается существенным повышением показателей базовой инфляции в марте 2022 года», — поясняет пресс-служба Нацбанка.
Она использует такую красивую фразу как «Инфляционные ожидания не заякорены» и поясняет, что, дескать, они продолжают демонстрировать высокую волатильность.
Кто напомнит, когда инфляционные ожидания населения оставались стабильными? В Казахстане они всегда растут, как, собственно, растут и цены.
Так вот, по результатам опроса в марте 2022 года отмечено снижение оптимизма населения и существенное повышение инфляционных ожиданий – это экстраполяция ухудшения геополитической ситуации и ослабления обменного курса национальной валюты.
«Существенное проинфляционное давление будет оказывать фискальная политика, – уверены в Нацбанке. – В 2022 году расходы республиканского бюджета вырастут на 23,6% при средних темпах роста в предыдущие три года 16,7%. Сохраняющийся положительный фискальный импульс окажет проинфляционное давление как в 2022, так и в 2023 году».
***
В то же время экономика после замедления роста в январе на фоне введения чрезвычайного положения по всей стране пошла в рост. По итогам первых трех месяцев она прибавила 4,4% в годовом выражении. Деловая активность растет, стимулируемая высоким потребительским спросом. Рост розничного товарооборота в марте 2022 года ускорился до 3,7% в годовом выражении. Потребление домашних хозяйств также подкреплено ростом потребительского кредитования и реальных доходов населения.
В Нацбанке уверены, что повышение ставки не является сдерживающим фактором для кредитования в условиях усиливающейся неопределенности и изменений условий выдачи кредитов. Более того, он ожидает, что в недалекой перспективе население перестанет паниковать и переключится с потребления на сбережение.
Еще один аргумент для повышения базовой ставки — усиление проинфляционных факторов со стороны внешнего сектора.
«Индекс продовольственных цен продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в марте 2022 года достиг рекордных значений с 1990 года на фоне повышения цен на все подгруппы продовольственных товаров. Мировые цены на продовольствие останутся на повышенных уровнях как в 2022 году, так и в 2023 году», — это не просто тревожный жагдай, это реальное ближайшее будущее.
Понятно, с чем это связано: с сохранением неопределенности вокруг геополитического кризиса, высокими мировыми ценами на удобрения и ростом издержек ввиду разрыва цепочек поставок.
Значительный рост инфляции из-за повышения цен на нефть уже зафиксирован в развитых экономиках и странах – основных торговых партнерах Казахстана, что повлияет на повышение импортируемой инфляции.
Поэтому, принимая решение по базовой ставке, Нацбанк решил, что ее повышение – лучшее средство против инфляции.
***
В профессиональном сообществе – разные взгляды на этот счет.
Так, главный редактор Телеграм-канала FINANCE.kz Андрей Чеботарев не скрывает своего разочарования: «Это значит, что кредиты станут ещё дороже. Депозиты, по которым и так начислили премию в 10%, чуть привлекательнее. Зато у нас ещё повысится ставки привлечения капитала — мы просто загоняем сами себя в долги, полностью ликвидируя в стране кредитный импульс. У нас и так одна из самых высоких ставок в мире и в реальном, и в абсолютном значении. Повышение в текущих условиях — это полный провал, который вызывает вопросы в компетентности руководства регулятора».
Однако ведущий автор Телеграм-канала TENGENOMIKA Галымжан Айтказин написал пост под заголовком «Последовательность Нацбанка РК радует»: дескать, тот в текущих условиях проявил свою стойкость, характер, а самое главное последовательность в действиях по исполнению своей главной задачи – ценовой стабильности в экономике.
Еще один канал – Risk Takers – вступил в заочную полемику с Нацбанком, упрекнув его в том, что тот избегает озвучивать прогнозы по росту инфляции в текущем году. При этом он опубликовал количественную оценку инфляции на год вперед, и она довольно высока — 11,4%.
«Мы в целом согласны с ожиданиями респондентов, так как эффект высокой базы первого квартала текущего года станет сдерживающим фактором роста цен в начале следующего года. Это значит, что в конце текущего года ставка может быть выше озвученных ожиданий», — отметил автор канала, напомнив, что прогноз инфляции на 2022 год от Risk Takers составляет выше 14% и пересматривать свое мнение эксперты пока не собираются…
Символизм какой-то – базовая ставка и прогноз по инфляции идентичны…
***
© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.