«Электоральный цикл начался внезапно, многие политические субъекты оказались не готовы к нему»

Сетевые СМИ о выборах президента РК

Асель ОМИРБЕК – «Сможет ли кто-нибудь составить конкуренцию Касым-Жомарту Токаеву?» — Предстоящая избирательная кампания не обещает сюрпризов. Уже более чем очевидно, что безусловным фаворитом гонки станет действующий президент Касым-Жомарт Токаев, предложивший масштабный план преобразований. На прошедшем три с половиной месяца назад референдуме казахстанцы уже выразили поддержку предложенному им пути развития страны, а теперь, как ожидается, закрепят выраженное главе государства доверие.

По сути, в ноябре всем нам предстоит принять еще одно историческое для Казахстана решение. И с учетом торжественности момента хотелось бы, чтобы оно получило достойное обрамление – то есть, чтобы на приближающихся выборах конкуренцию действующему главе государства составили достойные, трезвомыслящие политики, способные выдвинуть интересные альтернативные программы развития или хотя бы дополнить и усилить уже предложенные Касым-Жомартом Токаевым шаги.

Увы, но прошлая президентская гонка трёхлетней давности оставила двоякое впечатление. Стоит напомнить, что в противовес Токаеву свои кандидатуры выставили бывшие и действующие депутаты парламента Дания Еспаева, Жамбыл Ахметбеков, Амангельды Таспихов, плюс Садыбек Тугел, представитель национал-патриотического движения, пропагандирующего идею «Мәңгілік Ел», отставной замминистра сельского хозяйства Толеутай Рахимбеков, а также единый кандидат от оппозиции Амиржан Косанов. Если не считать некоторых всплесков, наблюдавшихся во время теледебатов, и концовки выборов, когда занявший второе место кандидат решил «финишировать раньше времени», то кампания прошла довольно скучно и тривиально. Безусловно, выборы – не время для веселья, но без конкуренции идей они, как показывает полученный опыт, способны растворяться в пространстве и серьезно обесцениваться.

Пока сложно даже предположить, кто попытается противостоять действующему президенту на этот раз. Вероятно, оппозиция все-таки определится с единым кандидатом, и в таком случае не худшим вариантом стала бы Зауреш Батталова. Её появление в списке участников, в отличие от других, чьи фамилии сейчас называются, как минимум, не позволило бы гонке превратиться в одиозный цирк с конями. Все-таки Батталова – опытный политик, способный встать на позиции здравого смысла и генерировать конструктивные идеи.

Но проблема в том, что мастерски «играть на нервах» у нас способны очень и очень немногие представители политического бомонда. К тому же они сами, увы, пока не проявляют интереса к электоральным процессам. Хотя, например, бывший спикер нижней палаты парламента Нурлан Нигматулин вполне мог бы составить достойную конкуренцию действующему президенту. Он настоящий профессионал, имеет большой опыт работы на разных уровнях государственной власти, один из немногих представителей «Старого Казахстана», кто может быть полезен стране в период значительных геополитических рисков и, как следствие, серьезных социально-экономических угроз, пусть даже в качестве «спарринг-партнера» главы государства. Его позиция могла бы сослужить роль лакмусовой бумажки для уже запущенной программы реформ, что еще «на берегу» нивелировало бы возможные ее недочеты.

Аналогичные ожидания многие связывают и с возвращением в большую политику Имангали Тасмагамбетова, Марата Тажина. Первый – прекрасный кризисный менеджер (как, кстати, и Нигматулин), второй – отменный аналитик и стратег. Оба – люди не слова, а дела, не склонны к популизму, способны создавать опережающие время концепты и проявлять необходимую, в соответствии с текущим моментом, политическую гибкость, что в итоге может привести не столько даже к конкуренции идей, сколько к тому, что они будут взаимно дополнять друг друга. Неоспоримый их плюс заключается в возможности консолидировать определенные общественные страты, в том числе и в поддержку инициированных главой государством реформ, поскольку нет причин считать, что они противоречат их внутренним и политическим убеждениям.

Гульмира ИЛЕУОВА – «Казахстанцы не хотят объединяться» — Электоральный цикл начался внезапно, многие политические субъекты оказались не готовы к нему – это видно и по реакции партий, и по поведению отдельных политических деятелей. Отсюда и все обвинения, что возродились, а, точнее, никуда и не ушли методы конструирования политического процесса в стране: у власти все козыри, и она формирует повестку дня на удобной для себя форме. По-моему, скажем так, у общественности есть основания быть недовольными (тем, что никуда не ушли старые правила игры) и проводить подобные аналогии. В этой связи беспокоит то обстоятельство, что «играть на опережение» идеологическим властям, наверное, удобно и целесообразно, но теряется предсказуемость политики, а это база для формирования доверия/недоверия в самом широком смысле слова, с которой у нас явно проблемы. Опять же, наверное, в Акорде есть уверенность в собственном прогнозном видении и полнейшем охвате комплекса социально-экономических и внутриполитических рисков, которые сформировалась к осени 2022 года, но в случае игры властей на опережение, и вся ответственность за провалы также в полной мере лежит на ней. Хотя, по-моему, главный лозунг переживаемого периода – это уже не стабильность, а «устойчивость на основе предсказуемости», и не потому что во власти должны быть предсказуемые простаки, которых легко просчитать, а потому что по другому вряд ли может быть успешное развитие страны.

В связи с вопросами современного электорального процесса, хочу остановиться на своих наблюдениях общества Казахстана. За последние 15 лет число тех, кто говорит, что будет надеяться только на себя и ресурсы своей семьи заметно выросло, до половины участвующих в опросах. Люди об этом говорят с гордостью, максимально дистанцируясь от любых возможных коллективных действий. И возникает важнейший вопрос: если в своей обыденной практике казахстанцы не хотят объединяться, хоть немного делиться своей автономностью (все тот же эффект мещанина), то почему такие люди, по мнению партийных строителей, должны быть готовы или захотят объединяться в политические конструкции, типа партий, или даже в общественные организации? Нет, в данный исторический момент не захотят и не будут испытывать такой потребности.

И, в заключение, новые правила по созданию партий (требование о 20 тыс. для регистрации) все еще сдерживают создание партий на сословной основе и также не дают появиться чисто персоналистским партиям. С точки зрения предшествующего периода партстроительства, когда мы строили идеологические массовые партии, это требование правильное. Но как мы видим, интерес к партиям, как институтам, падает во всем мире, а в Казахстане он, к тому же, полностью так и не сформировался. Наверное, нам надо хорошо подумать, что в итоге мы хотим. Хотим ли, чтобы были классические идеологические партии, но тогда надо быть готовыми, что они не охватят весь тот спектр очень разрозненных интересов и заявок, который есть сейчас в обществе и нужно быть готовыми к постоянной критике и неконвенциональному проявлению недовольства. Либо мы снижаем планку и даем волю, так сказать, свободному творчеству масс, имею ввиду политическому творчеству, и учимся с этим жить, управляться с этим.

Виктория ПАНФИЛОВА – «Токаев теряет популярность» — На данный момент уже выдвинуты три кандидата: – Жигули Дайрабаев (67 лет) от партии «Ауыл», Нурлан Ауесбаев (65 лет) – от Объединенной социал-демократической партии (ОСДП) и Мейрам Кажыкен (61 год) – от профсоюза «Аманат». Все кандидаты малоизвестны. И вряд ли меньше чем за месяц можно раскрутить их имена до узнаваемого уровня. Поэтому, отметил политолог Данияр АШИМБАЕВ, задачей будет не столько оппонирование главному кандидату, сколько продвижение партийных брендов в преддверии весенних парламентских выборов.

Директор Агентства этнонациональных стратегий Александр КОБРИНСКИЙ считает, что интригой предстоящих выборов могло бы стать выдвижение кандидата, который бы составил реальную конкуренцию Токаеву. «Из уже выдвинувшихся кандидатов ни один не выглядит серьезным соперником Токаева. Прогнозируемый процент на голосовании у них составит от 0,5 до 1,5%. Олигархическим кланам, оппонентам Токаева, судя по всему, не удастся выставить согласованного, единого кандидата. Поэтому с этой стороны Токаеву ничего не угрожает в его переизбрании на пост президента».

При этом Токаев, по мнению эксперта, теряет популярность в казахстанском обществе. «При отсутствии явного конкурента Токаев выигрывает. Но при этом поддержка его внутри общества не столь высока, как хотелось бы действующему президенту. Значительная часть казахстанцев скептически относится к реформам президента. Кого-то не устраивает миграционная политика, кто-то – отношения с Россией. Критикуют Токаева за недостаточные меры в экономике. Кто-то требует более решительных действий в «деназарбаизации» страны, а кто-то видит в этом угрозу для государства. Поэтому победа Токаева будет условной», – считает Кобринский.

Между тем сам глава государства ездит по регионам, встречается с гражданами и проводит активную международную программу. Это можно рассматривать и как ежедневную работу, и как старт предвыборной кампании. Он принял участие в саммите ШОС в Самарканде, выступил на 77-й сессии Генассамблеи ООН, готовится принять саммит «Центральная Азия–Россия» 14 октября. В этот же день в Астане состоится заседание Совета глав СНГ. Запланированы также двусторонние переговоры с президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ. Ожидается визит турецкого лидера Реджепа Тайипа ЭРДОГАНА.

Бигельды ГАБДУЛЛИН – «Кому достанутся ключи от Ак Орды. Что сулит нам 20 ноября?» — Да, дан старт президентской гонке. За пост №1 намерены бороться несколько граждан Казахстана. Среди них есть известные и вовсе неизвестные народу персоны. Свое намерение баллотироваться на эту высокую должность выразил и действующий президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

На мой взгляд, реальными соперниками К.Токаева станут Серик Абдрахманов и Мухтар Тайжан, заявившие о своем намерении баллотироваться на высший пост страны.

71-летний Серик Абдрахманов – известный политик, он имеет солидный бэкграунд: богатый политический опыт, интеллектуальный багаж, хорошую культурную подготовку. Он обладает сильной харизмой, ораторским искусством, способен легко находить язык с народом. Он на протяжении многих лет нещадно критиковал режим Назарбаева, высказывая свое мнение ему в лицо, постоянно направляя письма в его адрес. С.Абдрахманов не подкупаем, чист в бизнесе, очень популярен среди народа.

Важная черта в характере С.Абдрахманова – это принципиальность, твердость и порядочность. Можно с уверенностью сказать, что он не подвержен «синдрому Косанова» — он горой будет стоять за свои взгляды, слова.

К слабой стороне С.Абдрахманова, да и других претендентов, можно отнести отсутствие достаточного административного и финансового капитала. Но это преодолимые вещи, если он сумеет подобрать в свой штаб умную команду политтехнологов.

49-летний Мухтар Тайжан — известный гражданский активист из нового поколения национал-демократов. Он сын дипломата, политика национал-патриотического направления. Тайжан приобрел популярность благодаря своим взглядам против политики Кремля, политико-экономической интеграции на пространстве Таможенного союза, требованиями закрытия российских военных полигонов на территории Казахстана. Он проявил свою гражданскую позицию и по Жанаозенским событиям, был активен в работе Комиссии по земельной реформе и т.д.

Мухтар Тайжан хорошо образован, неплохо разбирается в экономических вопросах, международной политике.

К минусам этого амбициозного политика можно отнести его не ярко выраженную харизму, нашумевший в СМИ его скандал с известным бизнесменом Маргуланом Сейсембаевым. По непроверенным сведениям, его президентскую кампанию будут финансировать Дарига Назарбаева и Тимур Кулибаев.

Некий интерес представляет и персона 57-летнего Уалихана Кайсарова. Он известен тем, что был депутатом Мажилиса Парламента в 1999 по 2005 годы, несколько раз пытался занять пост президента страны – в 2005, 2011 и 2015 годах, однако по разным причинам далее процедуры регистрации своей кандидатуры в ЦИКе он не продвигался. Сегодня У.Кайсаров является лидером инициативной группы по созданию партии «Алаш Орда».

По сообщениям главного редактора онлайн-издания «Orda.kz Гульнар Бажкеновой, выдвигает свою кандидатуру и 44-летний Нуржан Альтаев. Он известен как бывший депутат Мажилиса Парламента РК 6-го созыва от партии «Nur Otan» в 2019-2020 годов. Но был исключен из рядов этой провластной партии из-за своих критических выступлений в адрес «родной» партии и лишен депутатского мандата. В настоящее время – он лидер инициативной группы по созданию партии «El Tilegi». Н.Альтаев имеет политический вес среди активистов Союза ветеранов (участников боевых столкновений на таджикско-афганской границе). Есть инсайдерская информация, что он связан с Тимуром Кулибаевым. Пока трудно говорить о нем, как о зрелом политике.

О 65-летнем Имангали Тасмагамбетове, обладающим наиболее сильным политическим капиталом, по сравнению с другими претендентами. Люди на кофейной гуще гадают, вступит ли он в борьбу за президентский пост. Но в этом вопросе нет ясности.

Отбросив в сторону политкорректность, можно с уверенностью сказать, что шанс переизбраться больше всего у 69-летнего К.Токаева.

При всем при этом, К.Токаеву предстоит тяжелая предвыборная борьба, поскольку ему придется оправдываться перед избирателями за неблагоприятное положение в экономике и вытекающие из этого последствия — высокий уровень безработицы, досрочные выборы, растущую день ото дня дороговизну жизни, за политическую мягкотелость в отношении наследия бывшего президента РК Н.Назарбаева, за политику в отношении беженцев из России, а соперники тем временем вновь и вновь будут возвращаться к вопросу о необходимости тщательного расследования январского кровопролития этого года.

***

© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.