Правила выборов президента в Казахстане подразумевают, что глава государства, если его представить в образе директора школы, должен соперничать с учениками. Потому что с той поры, как в выборах участвовал «завуч» в лице Акежана Кажегельдина, в памяти остался повышенный градус стресса для государственного аппарата и политического класса. Поэтому принята формула: пусть будет скучно, зато канонически.
Беглый обзор электоральной гонки показывает контролируемость общей ситуации. Тот факт, что Мажилис и маслихаты одним и тем же составом единогласно то называют города и улицы в честь Нурсултана Назарбаева, то возвращают им прежние названия, показывает, что система остается устойчивой и рабочей.
Гипотетически проблемы возможны, но пока власть их с успехом купирует. Тревожат разве что кибератаки на все подряд в Казахстане, что с одной стороны свидетельствует о неразборчивости противников правящего режима, а с другой выдает их желание продемонстрировать потенциальный масштаб своих деструктивных возможностей.
Мухтар Аблязов все призывает своих сторонников на митинги, зная как болезненно власть относится к таким вещам после январских событий. Если алматинцев последние беспорядки года на полтора закодировали от участия в масштабных акциях протеста, то с жителями других городов вопрос открытый.
Видно, что бенефициары «Старого Казахстана» поделились деньгами с пулом политиков, которые за щедрое финансирование способны будировать возбуждение в массах. Делается это для того, чтобы Касым-Жомарт Токаев не победил с разгромным счетом и, как следствие, меньше задавался. Но получается так себе. Проблема использования продажных политиков, на которых клейма ставить негде, заключается в том, что при крайне узком политическом классе страны (включаем сюда всех, кто активно занимается и интересуется политическими процессами) они все известны поименно.
Выборочные задержания политических активистов на 15 суток – это уже смотр качества работы силовых структур. С работниками МВД и КНБ произошла сложная метаморфоза. Сначала их сильно напугал разгул народной стихии, потом представилась возможность расквитаться за пережитые страхи с задержанными, а дальше начались служебные расследования. Одних наказывали за трусость, других за чрезмерное использование силы, а все вместе перемежалось наказанием невиновных и поощрением непричастных. Теперь нужно убедиться, что силовики вернулись в норму и от них можно ожидать более-менее адекватного исполнения приказа.
Про соперников-мучеников, которые выставлены против фаворита президентской гонки, известно только то, что у Дайрабаева имя Жигули, а Салтанат Турсынбекова выступает против бытового насилия и обещает спуску никому не давать.
Программа самого Касым-Жомарта Токаева благодаря агитационной кампании постепенно доходит до избирателей. Пожалуй, самой серьезной переменой будет возвращение к жизни Конституционного суда. Данный судебный орган оценивает, насколько принятые в стране законы соответствуют Конституции, и отменяет те из них, которые противоречат ее нормам. По идее, это серьезный механизм системы сдержек и противовесов, обеспечивающий главенство Конституции. Если эту идею не выхолостят, то Новый Казахстан будет отличаться от Старого Казахстана.
Тусклые выборы требуют неординарных ходов, чтобы повысить явку в городах. На селе ходят на избирательные участки просто в силу того, что серьезных эвентов (событий) в тех местах мало, поэтому превращение населения в электорат тамошние жители стараются не пропускать. Для горожан ввели графу «против всех». Но альтернатива для тех, кто привык голосовать «против» своей неявкой так себе. Опять же в городах по воскресеньям много соблазнов.
Россия и Китай сразу заявили о том, что выборы – это сугубо внутреннее дело Республики Казахстан и последующее поведение Москвы и Пекина все это подтвердило. У Запада принципы другие. Там не могут допустить, чтобы кто-то занимался демократическими процедурами без их контроля и поучений. Поэтому информационная подача происходящих событий в прозападных СМИ соответствующая, но без перегибов.
Обязательно будет тестирование акимов всех уровней. Кто сможет транспарентно, объективно и демократично обеспечить высокие явку и число голосов за действующего главу государства, тот почувствует это на своем карьерном росте.
По итогу можно утверждать, что выборы проходят хоть и заурядно, зато как по накатанной. Значит, бюрократическая машина в целом исправна и работоспособна, а потому годится для постановки ей задач определенного уровня сложности. Осталось совсем немного подождать и президент Токаев получит достаточно целостную картину своих властных и управленческих возможностей.
***
© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.