Дети-закладчики в Казахстане не могут выйти из наркотрафика из страха за родных – эксперт

Алматы. 15 июня. КазТАГ – Дети-закладчики в Казахстане не могут выйти из наркотрафика из страха за родных, сообщил председатель ассоциации по профилактике социально-значимых заболеваний «Жаңа ғасыр» Нуржан Жакупов.

«У нас в рамках программы «Наркостоп» запущена детская биржа труда. Это наши проверенные партнеры – крупные компании, которые через нас предоставляют рабочие места несовершеннолетним. Это делается в рамках работы «наркостоп – кибер-отдел», это наши волонтеры, которые в интернете под видом покупателей собирают номера телефонов продавцов и карт. Далее мы передаем эту информацию полиции и АФМ (агентство по финансовому мониторингу – КазТАГ) для их дальнейшего реагирования. Также сейчас большая проблема с закладчиками, особенно несовершеннолетними. Это такие же жертвы наркотрафика, наркоделы просто вербуют наших детей в курьеры и далее эти дети выйти уже не могут. Когда они уже хотят выйти, им скидывают фотографии, как их племянники, матери, отцы гуляют по улице. Это все происходит от того, что подросткам зачастую просто негде заработать деньги, и мы решили предоставить им возможность легально заработать. Это работа официантом, няней», — сказал Жакупов на пресс-конференции в Национальном пресс-клубе в Алматы.

Он уточнил, что проект «Наркостоп.кз» по Алматы имеет восемь фронт-офисов в каждом районе города.

«У нас большая волонтерская сеть, в том числе среди подростков-школьников, студентов и среди взрослой части населения. Также мы делаем социальные ролики, которые в скором времени будут размещаться в общественном транспорте, лекции в школах, но есть некоторые проблемы в части противодействия наркотикам, чтобы решить которые, нужно изменить законодательство. С недавних пор наш проект является членом рабочих групп при мажилисе парламента», — рассказал спикер.

Он сообщил, что при содействии генеральной прокураторы участники проекта «Наркостоп» работают над рядом проектов.

«По инициативе нашего проекта, в том числе, рассматривается возможность открытия аналитического центра по наркоситуации в стране, это то место, куда будет стекаться вся информация по передозам, по заграничным наркотрендам, какие тренды сейчас в мире преобладают, так как это все заходит к нам в Казахстан. (…) Мы работаем с управлением по борьбе с наркопреступностью в Instagram, где нам приходит очень много информации о правонарушениях, жители жалуются. Но нужно понимать, что размещение закладки и ее покупка занимают минуту во дворе, полиция не может успеть приехать. Поэтому мы проводим ряд профилактических мер. «Наркостоп» также инициировал возможность того, чтобы рассмотреть деятельность частных реабилитационных центров, так как сейчас возможно их субсидирование, поскольку сейчас мало мест, где можно получить квалифицированную помощь от терапевтов», — сказал Жакупов.

Психолог-адиктолог Галия Насханова отметила, что на сегодня в Казахстане остро стоит проблема наркотизации молодежи и подростков.

«Наркотик входит и выходит из моды, если алкоголь является классическим веществом, то наркотик из десятилетие в десятилетие может меняться. На сегодня на рынке присутствуют наркотические психостимуляторы, изготовленные кустарными методами из совершенно дешевых реагентов, завозимых из запредельных стран. Если говорить о наркомании, то, во-первых, это заболевание ведет к большой личностной деградации и разрушению всего организма. Но наркомания похожа на разрыв гранаты и ее осколками задевает всех, страдает не только сам наркоман, но и все его окружение. Об этом нужно говорить и нудно вводить те новшества, о которых говорит Нуржан. Дело в том, что тогда, когда человек заболевает наркоманией с ним происходят неприятные метаморфозы, человек становится безнравственным, циничным, жестоким, лживым, изворотливым, у него снижается круг интересов и потребностей и, в конечном счете, ничего, кроме денег на наркотики и самого наркотика ему не нужно», — сказала спикер.

Она добавила, что, к сожалению, на сегодня в Казахстане наркомания молодеет.

«На практике приходилось встречаться с подростками лет 12-13, которые уже употребляют наркотики и бегают, раскладывают закладки. Это очень тяжелая ситуация. Также наркомании такая проблема, которая ведет к повышению преступности, и это касается не только краж, с очень большой активностью несовершеннолетние вовлекаются в хранение и распространение наркотиков, в сбыт и изготовление. По проведенным иностранными коллегами исследованиям, примерно 2/3 несовершеннолетних, которые заболевают наркоманией, впоследствии вовлекаются в преступную деятельность. Когда эти дети возвращаются из мест лишения свободы, они ведь приезжают туда еще несостоявшимися личностями, а возвращаются взрослым не адаптированным человеком. В такие моменты адаптация и социализация бывает очень и очень затруднена», — сказала эксперт.

Она подчеркнула, что наркомания угрожает психическому, физическому и нравственному здоровью нации.

«Влияние современных наркотиков еще до конца не изучено и мы не знаем, что получим в долгосрочной перспективе. Наркомания также связана с тяжелыми заболеваниями, такими как СПИД, гепатит и другими тяжелыми заболеваниями, сексуальными извращениями и проституцией. Это все широкий спектр социальных проблем. И также человек, находясь в состоянии наркотического опьянения, неадекватно отражает действительность и не отвечает за свои действия. Представьте, что такой человек будет управлять автотранспортным средством либо если он имеет при себе холодное или огнестрельное оружие, к чему это может привести», — сказала спикер.

Она отметила, что существует некая социальная заразность наркомании – по данным исследователей, один активный наркоман может вовлечь в употреблении от 15 до 20 человек. Причем это он делает сознательно, потому что каждый новый вовлеченный в употребление человек это новый ресурс для этого наркомана со стажем. Это важные проблемы, которые стоят перед нами», — пояснила психолог.

Она добавила, что сейчас создается большое количество НПО, которые стремятся заниматься первичной профилактикой наркоманией и с какими-то лекциями ходят к несовершеннолетним в школы, колледжи, университеты и начинают рассказывать, приводя прямо названия наркотиков и как их употребляют.

«Я считаю, что государство и уполномоченные органы должны обратить на это внимание, первичной профилактикой должны заниматься только люди, имеющие специальное образование. К нашим детям не должны быть допущены люди, которые не в теме вопроса и которые вообще не умеют работать с детьми. С ними должны работать люди, которые компетентны в этих вопросах, которые знают возрастную специфику и детскую психологию и которые донесут правильно о вреде наркотиков, а не вызовут наоборот интерес», — сказала Насханова.

Также отмечается, что проектом инициируются альтернативные меры наказания для тех, кто после вербовки наркосайтами оказались в тюрьме.

«Очень много таких ребят, у которых срок от 11 до 15 лет, даже есть больше. Есть моменты, когда на западе пацан вышел делать закладки, и его сразу же арестовали и посадили на 11 лет. Мы не отменяем их вины, но у нас есть предложение, как мы можем этих ребят не наказывать, а воспитывать. Они нарушили закон, они должны понести наказание, но ребенок лет 16 после колонии, когда выйдет, не сможет социализоваться и опять либо вернется к преступлениям либо просто будет иждивенцем на плечах государства. Поэтому мы предлагаем, чтобы после поимки некоторых преступников, систематических барыг, на этапе следствия человек должен побыть в сизо, получить шок от пребывания в тюрьме и разбить блатную романтику о тюрьме», — дополнил Жакупов.

По его мнению, в суде у человека должен быть выбор: либо альтернативные меры наказания либо полный срок в колонии.

«Суть программы в том, что, выбрав программу, подсудимый попадает в колонию минимальной безопасности, где первые полгода активно проходит программу перевоспитания в закрытых условиях и лечение от наркозависимости, если оно требуется. Жизнь по режиму, обязателен спорт и чтение социальных книг, работа с терапевтами, просмотр специальных фильмов. По итогу сдается экзамен, и если, по мнению службы пробации, человек имеет возможность социализироваться, как это делают в западных странах, его начинают выпускать под браслетом на улицу, он начинает работать дворником, грузчиком и так далее. Часть зарплаты уходит государству», — сказал эксперт.

Он привел данные о том, что содержание одного заключенного обходится государству почти в Т180 тыс. и нас сейчас министерство внутренних дел строит 18 новых тюрем в Казахстане.

«Закладчиков молодых очень много, образовался даже союз родителей осужденных по статье 297 (незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов) УК РК. Есть дети, которые даже по 16 лет получили. По примеру западных стран, когда человек проходит эти стадии, его выпускают под браслет на улицу, но все равно он живет в этом учреждении. К моменту завершению его срока, эти деньги, которые он зарабатывает тем же дворником, часть заработанных денег падает на его счет, которые он может забрать по выходу из учреждения. Шесть-семь лет он провел в таком учреждении, его различными действиями перевоспитают, и выйдет оттуда с какой-то суммой денег, и не будет делать давление на КУИС (комитет уголовно-исполнительной системы – КазТАГ) и при входе из такого учреждения у него будут средства на снятие квартиры, еду. И он будет отмечаться местному участковому о своих действиях. Это очень важно, потому что сейчас мы из-за наркотиков теряем нашу молодежь. И мы уже идем к тому, что одна часть казахстанцев будет сидеть в тюрьме, а другая их охранять», — сказал Жакупов.

Старший оперуполномоченный управления по противодействию наркотикам департамента полиции Алматы Сулушаш Досболова сообщила, что по статистике с начала 2023 года выявлено порядка 350 наркоправонарушений, из них около 120 связаны со сбытом наркотических веществ.

«Если остановиться на несовершеннолетних, то по факту сбыта несовершеннолетними у нас не зарегистрировано по городу Алматы, были факты выявления, задержана девочка 15 лет при ликвидации нарколаборатории, но по делу она проходит как свидетель. Если вернуться к статистике, с начала года изъято более 100 различных наркотических средств, синтетические наркотики очень популярны, выявляется, изымается большое количество. Наряду с выявлением, наше управление задействовано с профилактикой наркомании и употребления наркотических веществ. 28 июня международный день борьбы с наркоманией и в преддверии этого праздника с 26 мая у нас начался месячник наркотических мероприятий», — сказала Досболова.

Она отметила, что различные мероприятия проводятся полицией ежедневно.

«Задействованы дворовые клубы, например, сейчас в парке Горького проводится турнир по футболу между дворовыми клубами, это не те клубы, кто ходит постоянно по секциям, а именно ребята со двора играют и таких мероприятий у нас много. Планируется проведение мероприятий в библиотеке. Также в рамках месячника мы проводим мероприятия по закрашиванию вместе с «Наркостоп», мероприятий в рамках месячника много, проводим лекции в школах, колледжах. По поводу людей, которых вербуют на работу, связанную с наркотиками, проводится работа на сайте Olx при поддержке «Наркостоп», точнее, ими проводится, мы направляем объявления на блокировку», — сказала представитель полиции.

Также, по ее словам, проводится работа по блокировке сайтов, распространяющих наркотики.

«Есть у нас такое программное обеспечение – киберконтроль при регулировании министерства информации и связи, однако мы имеем доступ, и те сайты, которые мы выявляем, Telegram-каналы и прочее, имеем возможность их блокировать, работа разная проводится. Также мы есть в соцсетях, TikTok, Instagram. Если присылают информацию о граффити с рекламой сайта, мы едем закрашивать граффити и блокируем сам сайт», — уточнила Досболова.

На вопрос, почему нельзя подробно рассказывать о наркотиках в школе, психолог Насханова пояснила, что это такой возраст, когда ребенок еще полностью не созрел и в подростковом возрасте велик исследовательский интерес и стимулировать этот интерес нужно в положительную сторону.

«А если приходит в школу, у нас в Алмате были такие случаи, когда сами наркозависимые, которые сейчас имеют какие-то сроки ремиссии, создавали общественные фонды и ходили по школам, якобы читали полезные лекции для детей, был такой скандал пару лет назад в Алмате. Плохо это тем, что наркозависимый не имеет педагогического образования и не знает психологии несовершеннолетнего подростка и о чем он ему моет рассказать? И психика ребенка настолько тонка и не сформирована, что случайным словом или картинкой наоборот можно вызвать интерес к такому образу жизни. Мы знаем, что многие подростки идеализируют уголовную жизнь, смотрят с удовольствием сериалы типа «Шекер» или «Эйфории» и думают, что это крутая жизнь», — пояснила эксперт.

Также у психолога спросили: «Сейчас уже школьники с 7 класса употребляют наркотики, как вы относитесь к тому, чтобы проводить массовое тестирование учеников с 7 класса, студентов на наличие наркотиков?»

«Кого-то подсадить насильно невозможно, у него должен быть склад личности такой, либо интерес. Что касается тестирования, я не знаю, насколько это будет отражаться на правах человека. Нельзя грубо вводить такие меры профилактики в школах», — сказала она.

Вместе с тем, был задан вопрос о том, как часто к экспертам обращаются из образовательных учреждений с информацией о распространении наркотиков.

«С начала года нет фактов регистрации такого и даже за текущий год, предыдущие несколько лет таких фактов не зарегистрировано. Бывает, что педагоги что-то говорят, когда мы ездим с лекциями по образовательным заведениям, но сами образовательные учреждения, как правило, о таком не заявляют, они заботятся о своем имидже, авторитете, им проще от таких детей избавиться, отчислить. Есть дети, которые лечатся от зависимостей и в 14 лет, но никто к нам не обращается с заявлением, откуда они взяли наркотики», — сказала Насханова.