«Закон о «договорняках» принят»

Сетевые СМИ о том, как олигархи обходят закон о возврате активов

«Что дает Казахстану закон по возврату незаконно приобретенных активов» — Казахстанский политолог Данияр АШИМБАЕВ назвал принятый закон по вопросам возврата незаконно приобретенных активов нужным стране. При этом он считает, что эффективность документа зависит от того, как будут применяться его нормы, передает корреспондент МИА «Казинформ».

По его мнению, широкое применение закона, а именно изъятие всех когда-то приватизированных активов, разрушит экономическую структуру, которая есть в Казахстане.

Данияр Ашимбаев отметил, что в истории Казахстана цены при приватизации активов не раз снижались в обмен на инвестиционную программу, торги зачастую шли по голландскому методу на понижение цены. Кроме того, нужно учитывать инфляцию. Часть активов уже «отмыта» через западные институты. Национализация этих активов или просто смена собственника имеет плохие юридические перспективы.

По словам политолога, пытаясь привлечь иностранных инвесторов и демонстрируя чрезмерную склонность к отъему ранее приватизированных активов, государство может ухудшить инвестиционный климат.

С другой стороны, как подчеркнул Данияр Ашимбаев, есть определенные лица, в руках которых сосредоточены огромные ресурсы. Это экономическая власть, которую неоднократно конвертировали в политическую.

«Закон создает правовую основу. Он не предназначен для массового применения. Он создает механизм для точечной работы, которая последние полтора года активно велась. Мы видим, что ряд лиц свои активы государству вернули. Понятно, что здесь не обошлось без политического и силового давления. Инициируя этот закон, Глава государства имел ввиду, прежде всего, обеспечение процессов демонополизации, то есть решение может быть не только юридическим, но и политическим. Изымать все у всех как минимум будет экономически неправильным«, — пояснил эксперт.

Закон, как отметил спикер, будет применяться точечно. И предпринимаемые меры направлены не только на представителей прежней элиты, но и существующей.

Анна КОЗЫРЕВА – «Возвращение блудного капитала» — Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ подписал закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Документ, который, как сторонники, так и критики действующей власти, зовут не иначе, как «водоразделом» между старым и новым Казахстаном. Это, впрочем, не отменяет многочисленные претензии к закону — кто-то считает, что он может спровоцировать передел собственности и пересмотр итогов приватизации, другие называют документ «беззубым». Вызывают вопросы и методы поиска незаконных активов.

Согласно закону и пояснений к нему на сайте Акорды, искать незаконно полученные активы будут у субъектов «крупной коррупции и олигополии». Также действие закона распространится на людей, которые занимают или занимали ответственные государственные должности, чиновников квазигосударственного сектора, и на аффилированных с ними граждан.

Заниматься этим будет специально уполномоченный орган при Генпрокуратуре. Чтобы попасть в поле его зрения, гражданину нужно иметь совокупные активы на сумму свыше 13 млн МРП (месячных расчетных показателей) — это 44,85 млрд тенге или порядка $100 млн. Информация о том, чьи активы вызовут сомнения, попадет в специальную комиссию. Она включит человека в реестр и обяжет отчитаться о происхождении средств. Если сделать это не удастся, активы признают необоснованно приобретенными и обратят в доход государства. Вернуть их в казну можно будет добровольно, либо принудительно — по решению суда.

Уже несколько месяцев общественность требует от силовиков фамилии или хотя бы намеки на тех олигархов, которые могут оказаться в реестре. В Генпрокуратуре называют лишь Сатыбалды и Боранбаева, по которым уже есть судебные решения, и чьи активы уже переданы государству.

Неофициально «отрицательных героев» и одновременно кандидатов на попадание в реестр — 162 человека. Эту цифру взяли из выступления Токаева на встрече с бизнесменами после Кантара (казахское название января, ставшее обозначением январских событий 2022 года). Президент тогда заявил, что всего 162 человека владеют половиной благосостояния Казахстана, в то время как у половины населения доходы не превышают 50 тысяч тенге (чуть больше $1300) в год. «На такие деньги прожить невозможно, такое неравенство опасно, ситуацию нужно срочно менять», — призывал Токаев.

Что ждет эти 162 человека? «Их уведомят, заставят сдать декларацию с подтверждением законности активов, и если миллиарды не подтвердятся, начнется работа силовиков», — написал у себя в соцсетях Депутат Мажилиса Сергей ПОНОМАРЁВ.

«Уже создается госфонд, куда разместят возвращенные активы, тратить их будут на социальные нужды народа. Чувствую, многочисленным родственникам первого президента придется попотеть в судах», — добавил он.

Марина ЗАХАРОВА – «Как будут возвращать незаконно выведенные активы» — По информации экономистов, за последние 30 лет из Казахстана за границу незаконно вывели около 800 млрд долларов активов. На какой стадии находится сейчас процесс по возврату выведенного капитала, разбирался El.kz.

Депутат Ермурат БАПИ, активно участвовавший в обсуждении этого закона в мажилисе, обратился с запросом к прокурору.

«Вам известна компания Tethys, которая продает казахстанский газ. Одна из главных владелиц Tethys – дочь Кайрата Шарипбаева. А по открытым сведениям, Шарипбаев — супруг Дариги Назарбаевой. Эта фирма – государственный монополист. Кайрат Шарипбаев и Tethys продавали газ нацкомпании «КазТрансГаз». Журналисты выяснили, что за последние восемь лет эта фирма через контролируемую Шарипбаевым компанию APL Construction вывела несколько миллиардов долларов. По некоторым сведениям, более 20 миллиардов.

Если в это общественное расследование вмешается Генпрокуратура и Агентство по противодействию коррупции, можно будет быстрее определить размер и происхождение этих денег. Эти миллиарды сегодня — это не просто источник богатства, это вопрос вмешательства в госуправление. На эти огромные средства действительно можно нанять 20 тысяч террористов. Вы должны хорошо знать, что миллиарды – резерв реваншизма», — заявил Бапи.

Другой депутат, Абзал КУСПАН, также заявил, что на протяжении 30 лет темные схемы вывода денег из страны «продолжают работать и на Тенгизе».

«То есть если мы будем искать сокровища Казахстана, находящиеся за границей, мы должны сосредоточить свое основное внимание на Атырауском регионе и одном из пяти крупнейших нефтяных месторождений мира – Тенгизском заливе. К сожалению, уже 30 лет такие крупные компании-гиганты окружены казахстанскими и иностранными компаниями разного уровня, чья репутация сомнительна.

По некоторым данным, количество таких компаний исчисляется тысячами. Их задача состоит не в оказании услуг и работе, а в том, чтобы брать крупные заказы от компаний-гигантов, таких как ТШО, небольшую часть раздавать казахстанским компаниям, а оставшуюся большую часть нелегально вывозить за границу. В мире такие компании называются промежуточными, то есть фирмами-прокладками».

Евгений ПОГРЕБНЯК – «Вернуть государству. В Казахстане выявляют незаконные активы» — В Казахстане приняли новый закон о возврате незаконно выведенных активов. Косвенным путем это ставит под сомнение итоги приватизации в республике.

Экономист экс-советник председателя Национального банка Республики Казахстан Айдархан КУСАИНОВ в интервью «Ритму Евразии» сообщил, что стране теперь грозит передел активов, что не пойдет на пользу экономике.

Объем незаконно выведенных средств очень дискуссионный. Какие средства законные, а какие – нет, устанавливается в результате длительной юридической процедуры. Невозможно заранее оценить объем незаконно выведенных активов и финансов.

Установление законности – это сложный момент с юридической точки зрения. С этой точки зрения тревожит принятие закона «О возврате государству незаконно приобретенных (выделено автором. – Е.П.) активов». История появления этого закона любопытна. Президент Токаев дал поручение выработать закон о возврате незаконно выведенных (выделено автором. – Е.П.) активов. То есть была идея дать государственным органам дополнительные полномочия для поиска и возврата из-за границы этих средств.

Однако в результате деятельности парламента формулировка плавно трансформировалась из выведенных в приобретенные активы. Разницу чувствуете? Теперь в принципе любая сделка, совершенная ранее, может попасть под этот закон, даже если все активы и средства были и остаются внутри страны.

Проблема сегодняшнего момента в Казахстане заключается в том, что новый закон открывает активную и целенаправленную охоту за незаконными сделками, а, как говорилось выше, приватизационные сделки – самые уязвимые по своей природе. В этом смысле непонятны ни масштабы кампании, ни то, кто попадет под новый закон. При Генпрокуратуре создан специальный комитет, который будет работать с незаконно полученными активами.

Более того, в самом законе фактически утверждается принцип презумпции виновности (выделено автором. – Е.П.). Если у вас совокупный объем капитала больше 100 миллионов долларов, то вы автоматически попадаете в особый список. В результате проверки к вам могут прийти и спросить, откуда ты взял средства, чтобы всё это купить? То есть человек должен доказать, что у него были источники дохода для легального приобретения собственности. А если не сможет доказать, то его имущество автоматически становится незаконно приобретенным.

Второй момент заключается в том, что компании, их менеджмент начинают думать не о работе, а о своей причастности. Ведь теперь в любой момент может выясниться, что ваш акционер незаконно приобрел акции, а вы работали на него, принимали корпоративные решения. Эти вопросы пересмотра собственности дестабилизируют деятельность компании. А когда закон принимает неопределенные формы, то неопределенность дестабилизирует еще больше.

Повторюсь: всё это очень негативно будет сказываться на экономике. Полученные несколько миллиардов – слишком маленькая компенсация, ущерб будет намного больше. Потому что любой вопрос пересмотра собственности дестабилизирует экономику, в реальности очень мало стран идут на такие вещи.

Казалось бы, существовавшего правового инструмента вполне хватало для возврата активов, ну так и работали бы дальше таким образом. Но зачем-то приняли новый закон, зачем-то создали специальный комитет при Генпрокуратуре – и вот это напрягает уже не только экспертов-экономистов, но и, безусловно, элиты.

Потому что элиты понимают: создается новая какая-то специально сформированная, адресно направленная административно-законодательная система, нацеленная на охоту на активы крупных собственников. Естественно, это будет сильно нервировать, причем не только текущие, но и будущие элиты тоже.

Сагиндык ЖУРСИМБАЕВ, экс-депутат ВС РК, доктор юридических наук, профессор — «Закон о «договорняках» принят» — Наконец принят нашумевший закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Это — результат торга между главой государства и семейными кланами прежнего режима.

Есть данные, что закон подготовлен не без участия самих казнокрадов. До сих пор немало топ-чиновников прежнего режима занимают ключевые посты в управлении государством, и не заинтересованы допустить, чтобы вчерашние их единомышленники оказались на скамье подсудимых.

Неоспоримое тому доказательство, что формирование реестра – списка субъектов — собственников активов, то есть предполагаемых ответчиков и подозреваемых, будет определять специально созданная Комиссия под председательством премьер-министра Алихана СМАИЛОВА, а не прокуратура, на которую Конституция возложила высший надзор за соблюдением законности, и не органы следствия, призванные выявлять и расследовать преступления. Прокуратура оказалась лишь рабочим органом правительственной комиссии.

Главное, не только показать обществу, что власть в поте лице работает над возвращением народных богатств, но важно еще напугать нуворишей проверками Комиссии, и, без ущерба их здоровью и благополучию, слегка «обезжирить» оных, или вымолить у них хотя бы небольшую часть похищенных средств. А чтобы уважаемые прохиндеи признали «предъяву» в обмен на освобождение от уголовной ответственности, для них предусмотрели закрытый реестр, чтобы минимизировать репутационные риски субъектов.

В целом, формирование списков владельцев, имеющих за рубежом капитал и недвижимость, не составляет особого труда. По данным Комитета государственных доходов, у госслужащих, их супругов в настоящее время в зарубежных банках находятся почти 530 миллиардов тенге, а у 354 граждан есть счета в иностранных банках 59 стран, 377 человек задекларировали 466 объектов недвижимости в 25 странах мира. Помимо этого, во владении казахстанских физических лиц 490 яхт и 248 самолетов, а у юридических – 176 яхт и 665 самолетов.

Периодическая имитация руководством Казахстана бурной деятельности в этом направлении идет уже более 20 лет, но в основном на бумаге и выборочно, для успокоения населения.

А сколько было сообщений о незаконной продаже газовых и нефтяных месторождений, о незаконных действиях в банковской системе и квазигосударственных секторах, а также о коррупционных деяниях назарбаевых, шарипбаевых, есимовых. Никакой реакции!

Максат НУРПЕИСОВ — «Возврат капиталов: новая стадия противостояния Кажегельдина и Назарбаева» — Большинство наших материалов в рубрике о конкурентах первого президента мы посвящали уже ушедшим из жизни политикам и видным общественным деятелеям. Но сегодня мы расскажем о живом. Даже более чем живом. Речь о человеке, который тоже начинал вместе с НАЗАРБАЕВЫМ и даже изначально способствовал его «восшествию на престол», с которого тот потом не хотел сходить. Но уже четверть века он является не просто оппонентом Нурсултана Назарбаева, но и последовательным борцом с построенным им режимом, причем с конкретными предложениями и четкой программой действий. Речь, как вы поняли, об Акежане КАЖЕГЕЛЬДИНЕ.

Действительно, нынешняя деятельность Кажегельдина за пределами Казахстана и ее отголоски в самой стране в первую очередь направлены против «Назарбаева и К». Но не из-за какой-то старой мести, а по простой формуле – «справедливость должна восторжествовать». Это касается не правовой реабилитации самого экс-премьера и возможности его возвращения на родину (это само собой разумеющееся), а возвращения в страну похищенных активов, принадлежащих нам с вами.

И противостояние Кажегельдина и Назарбаева сейчас проходит совсем даже не в одностороннем порядке, как может показаться.

Также, как мы видим, идет неприкрытое противодействие всему тому, что позволит быстро, эффективно и, главное, открыто найти и вернуть выведенные капиталы. И это даже не отголоски противостояния между бывшими президентом и премьером, а его новая стадия. Поэтому можно с уверенностью сказать, что борьба продолжается и продолжение следует.

Марина ЗАХАРОВА – «Как олигархи обходят закон о возврате активов» — Вопрос о возвращении богатств, годами вытягиваемых из страны олигархами, волнует казахстанцев уже много лет. После январских событий реализация идеи возврата активов стала реальной, но власть не спешит наказать олигархов, пишет «Жас Алаш».

В законе нет ни слова о вопросе приватизации государственного имущества, что стало причиной начала коррупции в Казахстане. А капитал разве не должен быть приватизирован? Сам же законопроект проходил через руки причастных к преступлениям мирового масштаба, то есть мы просто наблюдаем за шоу «борьба с коррупцией». В связи с чем и страдают «обычные» продажные люди, не имеющие «крыши» или лишившиеся ее в свое время.

Суд над теми, кто незаконно вывозил капитал в зарубежные страны, ведется в порядке гражданского судопроизводства. Что-то вроде конфликта между двумя бизнесменами из-за деловых разногласий. То есть для тех, кто разработал и принял этот закон, разграбление страны не является преступлением. Никаких следственных действий не предусмотрено. Если это так, то настоящие клептократы не будут привлечены к ответственности.

Поэтому указ президента о разработке такого закона и возвращении похищенных активов, как и его поручение правительству, выполняться не будут. При этом четко не указано, кто был руководителем столь беспощадного разграбления страны и что послужило тому причиной. Имя главного виновника назвать некому, поэтому закон пользы не принесет.

В рамках закона будут также рассматривать законность приобретения активов. А найти незаконно нажитый капитал будет нелегко. Потому что на эти деньги все олигархи уже подготовили законодательные документы. Например, некий финансовый воротила заявит, что у него имеются документы из банка о выдаче кредита, и выйдет таким образом сухим из воды. При этом по закону, никто из богачей в нашей стране не преследуется, он касается лишь государственных служащих. В итоге народ остался в дураках. Основной упор был сделан на государственных служащих высокого ранга, которые могли вывести из страны более 13 миллионов МРП (100 млн долларов США). Для некоторых эта сумма ничего не значит. Зато простой казахстанец даже не может вообразить себе такие цифры.

Одним словом, мера по возвращению незаконных активов и отмыванию денег провалилась. Возникает много противоречий. Потому что мы не видим здесь интересов страны. Украденное уже не вернуть. Интересно, что осенью власти внесли изменения и дополнения в закон и указали, что все же рассмотрят замечания, высказанные общественностью. Так почему сразу не сделали полноценный закон? Почему кража богатств страны изначальна не была признана преступным деянием?

Исходя из всего, можно предположить, что авторами законопроекта являются сами олигархи.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.