О «лапше» про космический мониторинг, о тайном числе госслужащих и как глубоко нас затянуло в кризис

Обзор Telegram и Youtube каналов

На этой неделе авторские Telegram и YouTube-каналы настроены особо критично и полны решимости идти в бой за перемены, искоренение коррупции и даже введение новой экономической политики. Телеграмеры подозревают, что нацкомпания, которая занимается космическим мониторингом морочит всем головы – снимки они покупают у китайцев. А тут цена вопроса – миллиарды тенге. Скоро выборы сельских и городских акимов: как посмотрят в глаза избирателям «слуги народа», которые предпочитают жить вдалеке от своих односельчан? Казахстанцам закрыли доступ к информации о госслужащих, а объяснять причину не стали. Почему всем не дает покоя «завирусованное» в интернете интервью бывшего главы КНБ Шабдарбаева? И экономические и политические проблемы Казахстана «замести под ковер» уже не получится – мы в полном кризисе и замалчивание проблем каждый день только усугубляет положение. Но, кто не работает, тот не ошибается. Посмотрим, что пишут телеграмеры.

А сколько их — теперь большой секрет

Данияр Ашимбаев – 7563 подписчика на этой неделе.

Количество важных для общества государственных документов, публикуемых в открытом доступе, поубавится, сообщает авторский ТГ политолога Данияра Ашимбаева.

«Симптомы, скажем так, не очень хорошие», — заключает он, комментируя Указ Президента Касым-Жомарта Токаева, подписанный им 31 июля.

Речь идет о «о … перечне должностей политических госслужащих, должностных и иных лиц, назначаемых и освобождаемых Президентом (или) по согласованию с ним, избираемых по представлению Президента, а также назначаемых и освобождаемых по согласованию с АП, а также о Положении о порядке согласования, назначения на должность и освобождения от должности политических госслужащих, должностных и иных лиц».

чиновники

«Раньше такие документы принимались в 1990, 1994, 1999 и 2002 годах и давали интересный повод для анализа кадровой политики в стране. Новацией 2023 года стало то, что принятые документы впервые оказались под грифом ДСП – «для служебного пользования»», — пишет политолог.

Оказывается, это не первый опыт. Телеграмер напоминает: в декабре 2021 года, Правительство поставило аналогичный гриф на свои решения, касающиеся лимитов штатной численности центральных и местных исполнительных органов. А ранее, в июле 2019 года, был удален из государственных баз данных Указ Президента о новой структуре и штатной численности администрации.

Кстати, телеграмер также рассказывает, как аким Павлодарской области Асаин Байханов приказал акимам сельских округов … вернуться в села, где они акимствуют.

Оказывается, они предпочитают жить не там, где работают, а в районных или областных центрах – подальше от неблагоустроенных сел.

«Находясь в комфортабельных условиях, каждый из них по-настоящему не знает проблем сельчан. Нам не нужны такие акимы сельских округов и сотрудники полиции, которые после рабочего дня забывают о своих прямых обязанностях», — цитирует автор уже другого акима — Акмолинской области.

«Акимы должны пешком ходить по своим городам», — вспоминается в довесок политолог недавнее поручение Касым-Жомарта Токаева.

А в целом, ну чем ни «картина Репина»?

Всего-то 90 тысяч!

Всемирное шежiре — 21499 подписчиков на этой неделе.

Telegram-канал «для тех, кто хочет понять: кто, зачем и почему» продолжает тему жизни госаппарата, его количества и качества.

«Одно из любимых занятий нашего госаппарата — борьба с самим с собой. В смысле, за сокращение рядов, дебюрократизацию и эффективность. И эта борьба всегда заканчивается победой. Или поражением. Как посмотреть», — пишет ТГ, цитируя далее Президента Токаева.

В январе 2022 года глава государства заявил: «Некоторые безынициативные чиновники могут годами просиживать штаны в своих кабинетах. Они не дают расти молодым и перспективным ребятам, снижают эффективность госаппарата. С такими чиновниками надо легко прощаться» и поручил сократить число чиновников.

«А уже в апреле подписал Указ о дебюрократизации госаппарата. Вроде бы все шло нормально. То есть как обычно. По Национальным докладам о состоянии государственной службы в Казахстане за 2021 и 2022 год прослеживалось сокращение числа чиновников. Например, в 2021 году штатная численность госслужащих составляла 96,9 тысяч единиц, фактическая — 88,4 тысячи. Разницу составляли незанятые вакансии. За счет реорганизации и оптимизации структуры отдельных госорганов в 2020 году произошло сокращение на 493 единицы по корпусу «Б», но рост на 31 единицу по корпусу «А» и политическим должностям. Просто-напросто в этот период были созданы АСПиР, АЗРК, МЧС и АФМ», — сообщают авторы.

чиновники

ТГ предлагает статистику. На 1 января 2022 года штатная численность госслужащих составила 88,3 тысячи — значительно меньше, чем годом ранее. Но в течение 2021 года численность Счетного комитета выросла на 51 единицу. В январе 2023 года штатная численность госслужащих выросла до 90 тысяч, а фактически в корпусах «А» и «Б» работали 83,9 тысячи чиновников. Рост численности на 1,7 тысяч госслужащих был связан с образованием новых областей — Абайской, Жетысуской, Улытауской, нового района «Туран» в Шымкенте, реорганизацией Министерства образования и науки на два ведомства, открытием представительств Национального центра по правам человека в регионах, а также увеличения численности загранаппарата МИДа.

«А вот по структуре госаппарат Казахстана почти ежегодно претерпевает пару изменений. Эксперт Данияр Ашимбаев давно наблюдает за нашими чиновниками. Политолог заметил, что на 19 министерств приходится 6 вице-премьеров, то есть каждый курирует 3,2 министерства. По факту же в социальном блоке у Тамары Дуйсеновой 6 министерств (МИОР, МКС, МЗ, МП, МНВО, МТСЗН), при том, что большая часть вице-премьеров курирует только собственное министерство. Министр и старший министр, так примерно получается. «Правительство давно не публикует информацию о распределении обязанностей в своем руководстве (видимо, тоже засекретили, как и штатную численность министерств и акиматов), но вроде на Скляра приходится 4 министерства. Таким образом, на 2 вице-премьеров приходится 53 % министерств», подсчитал Ашимбаев.

Как видно, больше всего наш госаппарат любит реформирование, реорганизацию и прочую борьбу за эффективность, пишет ТГ.

«Поэтому, когда от чиновников требуют чего-то нового, они охотно соглашаются, они в эту игру уже десятилетиями играют: делят портфели, кабинеты, комитеты, сливают и разделяют министерства. Как они при этом успевают еще управлять своими отраслями?».

Тайны для избранных

Злобная татешка – 76 894 подписчика на этой неделе.

Интервью бывшего главы КНБ Амангельды Шабдарбаева не сходит с лент ТГ и все еще по-разному «вирусится» в интернет-пространстве.

Вот и Ермухамет Ертысбаев после долгой паузы решил вновь напомнить о себе на своем авторском YouTube-канале, сообщает «Злобная татешка» — выступил с критикой в адрес бывшего главы КНБ Амангельды Шабдарбаева, чье последнее интервью вызвало большой резонанс в стране. Ну а ТГ выступил с критикой самого Ертысбаева.

Ермухамет Ертысбаев

«Ертысбаев удивился, почему Шабдарбаев сразу не сообщил куда следует информацию Карима Масимова о том, что Назарбаев планирует полностью передать все властные полномочия Касым-Жомарту Токаеву. «Тогда бы не произошло кантарских событий!», — театрально восклицает Ертысбаев», — цитирует «Злобная татешка».

ТГ пишет: информация Масимова относится к разряду госсекретов, а Шабдарбаев, как бывший глава КНБ, являлся носителем тайн Ак Орды, и не мог рассказать об этом. Во-вторых, не исключено, что, как опытный чекист, Шабдарбаев принял информацию Масимова к сведению. То, что творилось в те дни в стенах Ак Орды, знали только избранные.

Шабдарбаев Назарбаев

«Почему Масимов решил поделиться этой информацией с человеком, которого первый Президент вынудил уйти в отставку до пенсии, вызывает много вопросов. Наверняка это была часть многоходовой комбинации, чтобы втянуть бывшего главу спецслужб в политические интриги. И Ертысбаев, как бывший соловей Назарбаева, об этом точно должен знать. Почему бы Ертысбаеву не расспросить обо всем этом у самого Шабдарбаева, пригласив его в свою студию, заодно узнал бы продолжение истории — была ли битва с летающими ножами в Ак Орде, учитывая, что в личной охране Масимова числились всего два человека, а у Токаева — целая служба (СОП)», — рассуждает телеграмер.

По данным ТГ Ертысбаев был когда-то вхож в кабинет Шабдарбаева. Но что его останавливает встретиться с бывшим главой КНБ?, – задает вопрос телеграмер.

«Замести под ковер» уже не получится

Айдархан Кусаинов -732 подписчика на этой неделе.

Айдархан КусаиновКритично настроен и авторский Telegram-канал физика, инженера и экономиста Айдархана Кусаинова. Он предлагает свой комплекс направлений и мероприятий новой экономической политики – НЭП. А бегать от проблем — худший сценарий, говорит он.

«Проблема текущего кризиса 2023-2024 годов в стране заключается в том, что ситуация крайне запущена. Мы впервые в истории ЗАХОДИМ в кризис с уже 9-месячным падением доходов населения, кстати близким к рекордным. Но те падения были результатом кризисов, нижней точкой, а не прелюдией. Инфляцией в 15%, инфляционными ожиданиями в 17%. Опять рекорды, и снова эта прелюдия уже выше, чем разгар в предыдущих случаях», — пишет эксперт.

ТГ перечисляет причины кризиса: феноменальное прямое повышение зарплат, четырехлетний период удержания сильнейшего валютного дисбаланса, продажи квазигосов вместе с рекордными трансферами из Нацфонда. Раньше удержание не превышало 1,5 лет. И пятилетнее недофинансирование базовой инфраструктуры. «Так жестко ее ещё никогда не юзали с 90-х».

«Я писал, что на самом деле очередной виток напряжения был в 2020 году, но тогда решили «заметать под ковер», хотя можно было разрядить под соусом ковида, но решили усугубить. Можно было разрядить в 2022 под соусом СВО, но опять решили усугубить.

В общем, как и в целом по жизни, бегать от проблем — худший сценарий, все только усугубляется и усложняется», — пишет Айдархан Кусаинов.

Стоит привести тут весь комплекс направлений и мероприятий, которые лежат в основе предлагаемой Кусаиновым новой экономической политики — он ее предлагает с 2016 года.

Тут есть спорные тезисы и те, которые, как говориться, пройдут на «Ура».

  1. Исключить влияние нефтедолларов на курс. В первую очередь вывести все трансферты из НФ, экспортную пошлину, тем более интервенции и обязательные продажи с биржи. Пусть курс будет рыночным и без нефти.
  2. В переходный период стабилизации проводить супержесткую денежно-кредитную политику со запретительной ставкой пока инфляция не ужмется до 4%.
  3. В это же период индексировать соцобязательства по инфляции (можно чуть с опережением), при этом расширить пакет медобслуживания, школьного финансирования, заморозить тарифы естественных монополий и финансировать мелиоративные мероприятия для улучшения сельскохозяйственного использования земель.
  4. Финансирование этого всего делать из Нацфонда, который будет конвертироваться ЗА биржей по сложившемуся рыночному не-нефтяному курсу. Смысл заключается в том, это субсидирование населения и МСБ (через субсидируемые тарифы) — меньше денег тратится на базовые потребности, а значит выросшие потребительские расходы финансируют отечественный бизнес, потому что импорт дорогой. Средства Нацфонда не безадресно заливаются в экономику, а в естественные монополии (они все под регулированием, с прозрачной отчетностью и проверками), мелиоративные мероприятия, которые видны прямо глазами, в образование и здравоохранение по факту оказанных услуг.

То есть Нацфонд субсидирует не импортную продукцию и иностранное производство, а собственное население и собственное производство.

  1. Значительный рост импортных цен вызовет инфляцию, но главное в том, что резко подорожают импортные товары, а значит инвестиции во внутреннее производство станут весьма привлекательными. Запретительная базовая ставка с расширенным потреблением будут стимулировать владельцев МСБ использовать свои сбережения, их на самом деле много, но они не работают. Не работают, потому что глупо использовать свои деньги, если ставка по кредитам ниже ставки по депозитам, еще более глупо инвестировать собственные деньги в бизнес, который зависит от субсидий.
  2. Прекратить все субсидии и льготы бизнесу.
  3. Изменить принципы регулирования рынка. Нельзя бороться с олигополиями, потому что это глупо — наша экономика олигопольна по природе. Ее невозможно регулировать по методикам конкурентных рынков, нужно использовать модели регулирования олигопольных рынков.
  4. Реформирование работы госуправления. По-научному — отказаться от модели NPM (new public management), которая у нас недовнедрена с 2010 года, и в принципе нигде в мире и не работает, а перейти к неовеберианской модели.
  5. Изменить информационную политику — перейти от информирования населения о событиях в стране и мире и разговора власти с обществом, к разговору, дискуссии самого общества об обществе с обществом или людей о людях. Это принципиальное и крайне важное изменение коммуникационной политики.
  6. Бессмысленно бороться с «олигархами», погружаться в межэлитные междоусобицы и разборки в попытках восстановить некую «справедливость». Важно направить сформировавшийся национальный капитал во благо страны и населения — в активную экспортную политику. Инвестиции во внутреннее производство становятся выгодными, потому что казахстанское производство становится конкурентным и дает возможность выходить на огромный рынок ЕАЭС. Нашим олигархам вернуть свои капиталы или даже задействовать не выведенные кратно быстрее и проще, чем иностранному инвестору инвестировать сюда. Но для этого важно не бороться с ними и пугать, а использовать их и сотрудничать. Ну и разумеется, дипломатия, подкрепленная капиталами и интересами национального бизнеса, гораздо эффективнее, чем просто дипломатия.

«…Сейчас мы накопили такие дисбалансы, что по масштабам негатива в горизонте двух-трех лет разница между половинчатым решением и радикальным будет незаметной, но она сильно проявится в горизонте 5 лет. При половинчатом решении — мы даже вряд ли устойчиво стабилизируемся, или максимум окажемся в стагнации и, скорее всего, снова в этом же очередном предкризисном состоянии. При радикальном — мы уже начнем стабильно и уверенно расти», — делает вывод эксперт.

Земля, Земля, я Китай!

Фонд- Бюро расследования коррупции – 15 630 подписчиков на этой неделе.

Ну а эта коррупционная история Telegram-канала ФБРК просто просится в блокнот карикатуристам и фельетонщикам. Как бюджетные деньги колоссальными потоками улетают в космос? В феврале 2023 года Комитет по управлению земельными ресурсами Минсельхоза РК заключил с АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» договор, стоимостью в 1,14 млрд тенге, на услуги, связанные с использованием космических объектов для дистанционного зондирования Земли. Услуги подразумевали аэрофотосъемку для создания цифровых сельскохозяйственных земельных карт.

«Есть основания полагать, что снимки АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» лишь перепродает, закупая их по более низкой цене у иностранного поставщика. «Қазақстан Ғарыш Сапары» выступает в качестве заказчика космических снимков сверхвысокого разрешения по Туркестанской, Актюбинской, Атырауской, Костанайской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях. Именно эти регионы указаны в технической спецификации договора КУЗР РК с НК «ҚҒС», — рассказывают телеграмеры.

спутник

Авторы делают вывод, что ««ҚҒС» вместо того, чтобы сделать снимки с собственных спутников, которые находятся под их прямым контролем, перекупает космические снимки у иностранного поставщика, прикрываясь статусом национального оператора пространственных данных, что позволяет им заключать контракт из одного источника».

Кто и по какой цене продает «Қазақстан Ғарыш Сапары» снимки — это отдельный вопрос. Телеграмеры предполагают, что поставщиком снимков является китайская компания по продаже спутниковых изображений «China HEAD Aerospace Technology Co», которая находится под санкциями США из-за того, что поставляла спутниковые снимки территории Украины организациям, связанным с ЧВК «Вагнер».

О том, что «Қазақстан Ғарыш Сапары» предоставляет некорректные спутниковые данные по стране, ранее писал и журналист общественник Кирилл Павлов, сообщают телеграмеры. Если учесть, что, к примеру, по пожарам «ҚҒС» не проводит собственную аналитику, а за деньги предоставляет ведомствам данные иностранных спутников, находящиеся в открытом доступе, то вопрос: почему информация публикуется с задержкой, а данные разнятся с показателями в настоящем времени, отпадает сам собой, заявляет ТГ.

«Представьте, сколько рисков, потерь и нерационального расходования бюджетных средств можно было избежать на одних только пожарах, будь у МЧС РК актуальные данные. Также недавно «КҒС» выложил информацию о том, что более 81% посевов находится в плачевном состоянии — на поверку информация подтвердилась с точностью до наоборот. Отсюда возникает вопрос — кто в реальности пользуется этими геосервисами?», — спрашивают телеграмеры.

Выходит, Казахстан ежегодно вкладывает миллиарды в спутниковый мониторинг, а компания, которая им занимается, не только не справляется с поставленными задачами, но и откровенно всех дурит.

«Достаточно вспомнить, как проглядели пожары в Абайской и Костанайской областях, выбросы метана на Бузачах или наводнения, которые ежегодно становятся неожиданной новостью для акиматов. Очевидно, перспективы развития космической отрасли в Казахстане при таком раскладе весьма печальны. При этом, власти Казахстана продолжают выделять бюджетные деньги на поддержку псевдокосмического мониторинга и на закуп иностранных спутниковых данных», — заключают авторы.

Интересно, что на эти обвинения ответят в АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары». Будем следить за новостями.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.