Рекордный оборонный бюджет Токио на 2024-ый год – $53 млрд – стал логическим дополнением доктринальных изменений в сфере военного строительства Страны восходящего солнца. Япония уже двадцать лет занимается вопросами ликвидации ограничений, которые создала ее пацифистская Конституция после поражения во Второй мировой войне. За последний год этот процесс пошел по экспоненте. Превращение Сил самообороны в полноценную армию неизбежно приведет к серьезным геополитическим изменениям в обширном регионе.
Азия на сегодняшний день является эпицентром не только экономической и политической активности, но и военной. Исторический момент заставляет все серьезные государства заниматься наращиванием военной мощи, поскольку «новый дивный мир» обещает суровый передел сфер контроля и влияния.
США по-прежнему сильны, но черты угасающего гегемона проступают в полном объеме. Первой из «играющих вторым темпом» активную подготовку к борьбе за перспективную сферу влияния начала Турция, что неизбежно привело к напряжению по всему периметру ее границ. Токио находится под куда более плотным контролем со стороны Вашингтона, а потому на тропу предстоящей войны вышел позже Анкары, но вполне ожидаемо и закономерно.
Раньше Белый дом не был в восторге от японского усиления военной мощи, поскольку это объективно ослабляло его доминирующую позицию в отношениях с родиной самураев. Однако два последних года многое поменяли. Война в Восточной Европе продемонстрировала, что боевые возможности США совсем не такие грандиозные, как это навязывалось пропагандой. Второй фактор – тайваньский кейс.
В случае взятия Тайваня под контроль Пекина Китай разрывает стратегическую дугу, которая в лице этого острова, Японии и Южной Кореи закрывает ему выход на океанский простор. У Токио есть свои резоны не допускать резкого геополитического усиления Поднебесной. В том числе в силу исторической памяти, которую японские военнослужащие оставили в Китае в 1937-1945 годах.
Нанкинская резня, бесчеловечные эксперименты Отряда 731, бомбардировки гражданского населения, массовые убийства и изнасилования – это далеко не полный список японских преступлений в Китае. А китайская письменная традиция и ментальность ничего подобного не забывают. Наоборот, в подходящий момент за все нанесенные обиды положено спросить по полной программе и очень тщательно.
В международном рейтинге совокупной военной мощи Силы самообороны Японии находятся на 8-ой позиции. Токио не может похвастаться массовым флотом на фоне китайского корабельного состава, зато качество, оснащение, состояние и боевые возможности японских ВМС вопросов не вызывают. Японцы исторически боевая нация, из-за чего архетипы самураев и камикадзе достаточно легко активировать в любой момент.
Фото: Chad J. McNeeley/metropolisjapan.com
Развитие событий показывает, что Китай – это не единственный противник японских вооруженных сил на потенциальном театре военных действий. Есть КНДР, которая своим ракетным арсеналом способна простреливать японские острова вдоль и поперек. Россия тоже будет военным противником Токио, поскольку Страна восходящего солнца слишком рьяно держит антироссийский курс, который ей диктуется из Вашингтона.
Не стоит забывать, что у Японии имеются территориальные претензии к Российской Федерации на четыре острова Южно-Курильской гряды. Но это официально, а так в японских общественных кругах хотели бы забрать половину Сахалина как минимум, а дальше как фишка ляжет.
Война на Украине сильно озадачила японский генералитет. Реальное протекание боевых действий получилось сплошь поперек и вбок от того, как все это виделось западному военному искусству и военной мысли в XXI веке. Потопление крейсера «Москва», например, продемонстрировало уязвимость надводных кораблей к современным ракетным средствам борьбы с ними.
При этом совершенно ясно, что нужны высокоточные дальнобойные системы вооружений, гиперзвук, господство в воздухе. Если проанализировать статьи японского военного бюджета на 2024-ый год, то все эти пункты в нем присутствуют. Ну и интерес к танкам никуда не пропал, слухи о кончине важного значения бронетанковой техники оказались сильно преувеличенными.
Токио законодательно вернул себе право применять оружие вне территории страны, а также наносить превентивные удары в случае потенциальной угрозы. Теперь Япония строит армию, способную осуществлять наступательные операции. Следующим тактом военного строительства станет создание потенциала для масштабных наступательных операций.
Силы самообороны Японии комплектуются на добровольной основе и в последние годы страдают от недобора. Поэтому наряду с милитаристской пропагандой правительству страны приходится повышать заработную плату военнослужащим, плюс расширять набор разнообразных социальных льгот.
Перемены в военной сфере неизбежно приведут к смене в характере взаимоотношений Токио и Вашингтона. Был период, когда США решали все вопросы в деле обеспечения безопасности Японии, а та занималась обслуживанием американских военных баз на своей территории. Сегодня Стране восходящего солнца делегируется все больше полномочий в деле противостояния с Китаем, а это неизбежно ведет к переменам в правилах игры.
Япония не является самодостаточным игроком в вопросах военного дела. Отсюда большие надежды на закупку американских боевых самолетов F-35B и сотен крылатых ракет «Томагавк». Воротилы ВПК США всегда рады таким заказам, но в недавние времена они сдерживались по политическим соображениям. Теперь эти же самые соображения заставляют Белый дом помогать вооружаться своему островному союзнику, ибо одно важнее другого.
Объективно у Токио и Вашингтона разные взгляды на будущее и стратегические планы. Как гласит правило работы любого серьезного генштаба, у него должен быть разработан план ведения боевых действий на любой случай, в том числе и против сегодняшних союзников.
С союзниками у Японии в силу бурного недавнего прошлого большая «напряженка». Южная Корея, сама занимающая 6-ую строчку в неформальном мировом военном рейтинге за 2023-ий год, имеет к Токио массу претензий за годы Второй мировой войны на Тихом океане. В отличие от немцев из ФРГ, которые все послевоенные годы платили и каялись за совершенные злодеяния, у японцев ничего подобного не наблюдалось.
Японские премьер-министры (по статусу являются верховными главнокомандующими) зачастили в храм Ясукуни, где поклоняются душам воинов, погибших за Японию и императора. По факту и военным преступникам, осужденным специальным международным трибуналом.
Американцы прилагают усилия для того, чтобы японские военные больше сотрудничали с филиппинскими, но в этой сфере взаимодействие Токио и Манилы продвигается осторожно. Филиппинам в ходе Второй мировой войны досталось от Японии не так сильно, как Китаю, однако тоже «от души», а потому есть что вспомнить в плане убийств, изнасилований и грабежей.
Возрождение японского милитаризма заставляет реагировать в первую очередь те страны, которые находятся на первой линии потенциального противостояния с ним. В ходе визита министра обороны РФ Сергея Шойгу в КНДР, он предложил Ким Чен Ыну провести совместные учения военных флотов России, Китая и Северной Кореи. В сентябре северокорейский лидер нанесет визит в Москву и японский вопрос там тоже будет неизбежно затронут.
КНДР для Японии достаточно опасный сосед. Северокорейские ракетчики регулярно совершают пуски своих изделий, которые перед падением в океан пролетают над территорией Страны восходящего солнца. Все блоки японских АЭС под прицелом ракет КНДР. Общая уязвимость японской территории от ударов с севера остается нерешенной проблемой Токио и очень сильно сдерживает политическое руководство в «резких движениях». Однако в Японии над проблемой работают, о чем свидетельствуют статьи военного бюджета.
***
© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.