Налоговый юрист Токаеву о минфине и КГД: Они и бизнес убили, и бюджет деньги не дополучил

Астана. 17 октября. КазТАГ – Налоговый юрист и общественный деятель Айжан Балакешова обратилась к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву и премьер-министру Алихану Смаилову с жалобой на действия министерства финансов и входящего в его структуру комитета государственных доходов (КГД), передает корреспондент агентства.

«Вы, уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, встречались с бизнес-сообществом и сказали: «Не втягивать в орбиту судебных разбирательств налогоплательщиков, в целом бизнес», но государственные органы, по всей видимости, как подавали иски, как подают, так и будут подавать, исходя из устных разговоров. Дело в том, что под управлением министра финансов и председателя комитета государственных доходов в Казахстане подано огромное количество исков по признанию сделок недействительными», — сказала Балакешова в своем видеообращении.

Она уточнила, что сделала запрос в КГД.

«Я бы хотела вам озвучить эти страшные цифры, которые были мне предоставлены. С января 2022 года по 30 июня 2023 года, то есть за 1,5 года органами государственных доходов подано 5555 исков на налогоплательщиков по признанию сделок недействительными на общую сумму Т898 млрд. Из них удовлетворенных исков – 4282 иска на общую сумму Т592 млрд. Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, уважаемый Алихан Асханович! 80% проигрышных дел у налогоплательщиков в экономических судах. Это уже говорит о том, что налогоплательщики не могут бороться с этой системой, которую выстроил сейчас министр финансов в борьбе с теневой экономикой», — добавила налоговый юрист.

По ее словам, «из Т592 млрд взаимоотношений, по которым выиграли суд органы госдоходов, должно поступить в бюджет 32% – то есть, 20 КПН (корпоративный подоходный налог – КазТАГ), 12% – НДС (налог на добавленную стоимость – КазТАГ), это Т190 млрд».

«По логике вещей, исходя из действий минфина, Т190 млрд должно поступить в бюджет, а в бюджет поступило живыми деньгами из этих выигрышных исков всего Т4,278 млрд. Это всего 2% из Т190 млрд. Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, уважаемый Алихан Асханович! Сейчас министерство финансов во главе с министром финансов и КГД во главе с председателем КГД можно сказать, с треском провалили ваши указания в борьбе с теневой экономикой. Они и бизнес убили, потому что 80% проигрышных судов, а это обременение в дальнейшем, и по сути бизнес является банкротом, и людей лишили рабочих мест, и бюджет денежные средства не получил – всего 2% денежных средств поступило в бюджет – это же полностью неправильная отработка ваших указаний», — считает Балакешова.

По ее словам, минфин и органы госдоходов «допустили колоссальное количество нарушений и пошли легким путем».

«Из 5555 исков часть налогоплательщиков являются благонадежными, часть – нет. 50% этих предприятий являются благонадежными. 2267 предприятий на момент подачи исков являлись благонадежными. То есть, они являлись добросовестными, они работали, платили налоги, оплачивали заработные платы, а на них подали иски в суд, и они проиграли. То есть, по сути, был уничтожен добросовестный нормальный налогоплательщик», — обратила внимание юрист.

Она сообщила, что попросила статистику касательно того, была ли признана регистрация недействительной у предприятий на момент подачи исков на них в суд.

«Мне ответили, что такая статистика не ведется. Я попросила предоставить мне статистику по предприятиям, по которым поданы иски в суд во время того, пока проверка не завершилась – плановая или внеплановая. Мне ответили, что такую статистику не ведут. То есть, орган государственных доходов не соизволил вести статистику, но зато иски они подают», — сказала спикер.

Балакешова напомнила, что по статье 19 Налогового кодекса, органы госдоходов действительно имеют право подавать иски в суд.

«Но это их право. Но есть функциональные обязанности – это проводить анализ, после которого выставляют камеральное уведомление. Это их функциональная обязанность. Проводить проверки – это функциональная обязанность. Они все свои обязанности перешагнули и перешли сразу в право. Потому что, если промониторить 5555 исков, то половина, если даже не вся из них доля не имеет под собой никаких оснований: камеральный контроль они не проводят, проверки они не проводят, досудебный порядок они не проводят по такой категории дел, потому что есть соглашение между правительством и «Атамекеном» по проведению согласительных комиссий. Они сразу идут с исками в суд. Налогоплательщик автоматически попадает в орбиту судебных разбирательств. Это очень дорого, он несет кучу расходов, нанимая налогового юриста», — сказала эксперт.

Она добавила, что сама выиграла суд по признанию сделок недействительными, параллельно являясь налоговым юристом.

 

«От начала проверки до выигрыша суда ушел год. Год бизнес был парализован, потому что это были колоссальные нервы, переживания. Но в этом случае даже судьи физически не успевают все посмотреть. 80% проигрышных судов для налогоплательщиков говорят о том, что на такое количество штатных сотрудников судебной системы лег слишком большой объем», — считает юрист.

По ее данным, в Казахстане исков по признанию сделок недействительными вдвое больше, чем налоговых проверок.

«Это, наверное, в корне неправильно. Даже только вот по статистике, я попросила ее в разрезе по областям: по Астане – подан 1251 иск, из 1123 удовлетворенных, при этом, сколько судей на Астану? 50, 100 человек? При таком объеме даже если они всю ночь и весь день там находиться уже качество ставится под сомнение решения суда в плане качества рассмотрения. Сейчас налоговые органы полностью положили свои функции, они их не выполняют, они положили камеральный контроль, аудит на судебную систему. Судья сейчас сидит и делает аудит и камеральный контроль, потому что налоговики перешагнули свои функции, они полностью перешли в право, они считают, что выполнять функции не надо, они пользуются только своими правами», — сказала спикер.

В заключение она обратилась с просьбой к президенту и премьеру.

«Почему этот вопрос не поднимался раньше от различных палат, ассоциаций, от бизнес-омбудсмена, почему это все не остановлено, я не знаю, но как общественный деятель я прошу вас – остановите министра финансов, остановите КГД. Уже просто невозможно бороться. Очень тяжело без вашей поддержки и защиты. Помогите нам. Пусть на время выработки четкого механизма на время будет приостановлена подача исков в суд по признанию сделок недействительными», — попросила Балакешова.

Редакция КазТАГ предлагает компетентным органам считать данную публикацию запросом комментариев касательно описанной ситуации.