Война миров. «Заморозка» конфликта или его «прожарка»?

На Ближнем Востоке ни у кого нет ресурсов рубить гордиевы узлы

В день 7 октября воинственных заявлений со стороны Израиля и его врагов было хоть отбавляй. Чтобы слова не перешли в дела Белому дому пришлось срочно отправлять в Восточное Средиземноморье ударную авианосную группу во главе с «Джеральдом Фордом», а потом вторую с флагманом «Дуайтом Эйзенхауэром». Тель-Авив тем временем «топчется» с началом наземной фазы карательной операции в Секторе Газа, хотя авиационные удары и ковровые бомбардировки включительно продолжаются в режиме нон-стоп. Все с одной стороны понимают, что большую войну начать гораздо легче, чем закончить, а с другой никто не хочет терять лицо.

Путин виноват. Если бы Россия после начала войны на Украине убилась об стену ВСУ и мощной поддержки НАТО, а экономику страны разорвали западные санкции, то в движении «ХАМАС» вряд ли руководство решилось на игру ва-банк.

Из заявлений лидеров «ХАМАС» следует, что к операции они готовились более года. То есть к этому времени прошло уже несколько месяцев СВО, в ходе которых можно было убедиться в ослаблении былой мощи и возможностей коллективного Запада.

Нужно понимать, что Сектор Газа до 7 октября находился в стратегическом тупике, мирного выхода из которого не наблюдалось. Территория в 40 км в длину и в среднем 9 км в ширину вмещает в себя около 3 млн человек. Вся она окружена забором с парой КПП на суше, а морское побережье блокируется Израилем с 2007 года. Солдаты ЦАХАЛ открывают огонь по лицам, пытающимся пересечь периметр анклава.

По данным ООН, когда израильская армия по тем или иным причинам наносит удары по территории сектора, то две трети погибших приходится на мирных жителей. В результате операций «Литой свинец» 2008 года и «Нерушимая скала» 2014-го из 3,5 тысяч погибших палестинцев 70% относились к гражданскому населению.

Блокада препятствует экономическому развитию Сектора Газа. За время блокады ВВП на душу населения (по паритету покупательской способности) сократился более чем в два раза: с $5 тысяч до $2,3 тысяч. В 2005 году разрыв по ВВП с Израилем был 8 раз, а в 2022-ом уже 18 раз.

Если в 2011 году Палестина (Западный берег реки Иордан и Сектор Газа) получила более $1 млрд от арабских и мусульманских стран (33% бюджета Автономии), то в 2020-ом объем помощи составил $600 млн (12% бюджета Палестины). Если на Западном берегу безработица среди экономически активного населения в районе 25%, то в Секторе Газа 45% (среди мужчин 63%).

Перманентное национальное унижение, помноженное на нищету и неустроенность, создает среду, из которой «ХАМАС» постоянно получает мотивированных бойцов. Если бы тренды остались прежними, то помощь от дружественных палестинцам государств продолжила бы падать, бедность расти, перспективы ухудшаться.

Сектор Газа – это нечто среднее между тюрьмой и резервацией. В отличие от арабских территорий на Западном берегу он не сокращается в площади (там земли отрезаются в пользу еврейских поселений), а в остальном жизнь хуже, опаснее, депрессивней и безрадостней.

Большое количество руководителей «ХАМАС» (как военного, так и политического крыла) после 7 октября погибло под ударами израильских военных. Зная историю предыдущих ответов Тель-Авива на теракты, нападения и ракетные обстрелы, не просчитать подобное развитие событий было невозможно. Значит, в Секторе Газа на обострение пошли сознательно, в надежде на какой-то перелом.

Перелом возможен лишь в случае большой войны исламских государств с Израилем. Однако госсекретарь США Энтони Блинкен в режиме урагана пронесся по всем доступным американской дипломатии ключевым столицам и военной конфронтации со стороны арабских государств против Тель-Авива не наблюдается.

Территориальный сосед Израиля и Сектора Газа Египет занял нейтральную позицию и предлагает сторонам конфликта свое посредничество для урегулирования кровавой ситуации. При этом Каир отказался принимать беженцев из сектора на своей территории.

Иордания хоть и подтянула войска к границе с Израилем, но резких движений не делает. Оно и понятно: иорданская армия по сравнения с ЦАХАЛ кратно уступает в боевой мощи. Правда, король Абдалла II поручил продолжить работу иорданского полевого госпиталя в Секторе Газа, который сначала из-за бомбардировок и артобстрелов прекратил функционирование.

Сирийская армия хоть и обладает многолетним боевым опытом, но все-таки с ограниченными возможностями по сравнению с Армией обороны Израиля. К тому же израильтяне после первых перестрелок в районе Голанских высот нанесли удары по международным аэропортам Дамаска и Алеппо, сразу продемонстрировав серьезность своих намерений. Потом были ракетно-бомбовые атаки по военным складам на сирийской территории.

Проиранская «Хезболла» в южном Ливане ведет боевые действия с ЦАХАЛ, но без фанатизма. Мобилизация дополнительных контингентов проведена, однако в целом шиитская группировка находится на паузе, ожидая решений в Тегеране.

Блинкен требовал от арабских правительств, чтобы они развернули информационную кампанию против «ХАМАС», но до такой степени реализации установок Вашингтона не дошло. Арабские элиты вынуждены лавировать между «улицей», которая на 100% пропалестинская и западными партнерами, способными создавать серьезные проблемы.

В итоге получилось, что даже у России, которая заявила о необходимости создания независимого Палестинского государство со столицей в Восточном Иерусалиме, позиция по конфликту более внятная, чем у арабских стран. Разумеется, втихаря аравийские монархи увеличат Сектору Газа финансовую и военную помощь, однако вступать в бой с открытым забралом они не готовы.

Президент Турции Реджеп Эрдоган громко называет происходящее в Газе «резней», обзванивает европейских лидеров, чтобы те озаботились правами человека в Палестине, но никакими военными действиями Тель-Авиву не угрожает.

Азербайджан благодарен Израилю за поставки вооружений накануне и в ходе Второй карабахской войны, а потому настроен к Тель-Авиву позитивно. МИД этой страны призывает стороны конфликта к деэскалации, но по факту Баку с израильской стороны баррикад.

Мусульманский Косово еще больше поддерживает Израиль, поскольку Тель-Авив недавно признал независимость этого территориального образования.

В странах вроде Казахстана палестинцам поддержки искать бесполезно. Здесь почти все публичные НКО с исламской и пантюркистской окраской живут на западные гранты, а потому резких публичных заявлений в адрес Израиля от них быть не может. Ну а что касается МИДа, то он стабильно за все хорошее против всего плохого в предельно обтекаемых и ни к чему не обязывающих формулировках.

Главным игроком, который потенциально может сорваться в полномасштабную войну с Израилем, является Иран. Однако при всей военной мощи Тегерана, Тель-Авив для него совсем не тот соперник, с которым хотелось бы иметь дело на поле боя. Даже если вместе с Ираном на дело пойдут «Хезболла» и Сирия. Первоначальные воинственные заявления Тегеран переформулировал и обещает военные проблемы для Израиля в случае с наземной операцией в Секторе Газа. Нужно иметь в виду, что американские авианосцы в случае военной активизации будут атаковать в первую очередь иранцев и их союзников.

Разумеется, Иран на геополитической арене не одинок – за ним Китай. В Пекине уже рады тому, что «ХАМАС» сильно подорвал американское влияние в одном из ключевых регионов мира. В том числе и поэтому через ООН Поднебесная оказывает экстренную гуманитарную помощь Сектору Газа.

Израильское военно-политическое руководство, поначалу настроенное предельно решительно, потом стало день за днем оттягивать наземное вторжение в сектор. Данное обстоятельство ломает конспирологическую версию, будто израильская правящая элита сама устроила двухходовку с провокацией «ХАМАС», чтобы потом его уничтожить. При таком раскладе «Меркавы» уже давно утюжили бы руины анклава.

За многие годы под землей Сектора Газа сооружен еще один город. Там бункеры, склады, тоннели, мастерские. Однако Газа критически зависит от воды, поставки которой израильтяне сразу перекрыли, как и электричество.

Вашингтон активно удерживал израильское руководство от наземной операции, поскольку без нее падает вероятность большой войны на Ближнем Востоке. Если посмотреть на развалины Сектора Газа после ударов артиллерии и авиации, то в них запросто можно снимать художественные фильмы о Сталинградской битве. Однако Биньямин Нетаньяху обещал уничтожить «ХАМАС», а это без захвата территории палестинского анклава сделать невозможно.

Очередная палестино-израильская война уже подорвала транспортный коридор из Индии в Европу, за который ратуют США, поскольку сближение Саудовской Аравии и Израиля, двух важных элементов в цепи, прекратилось. Провокацией большой ближневосточной войны Тель-Авив может сильно подставить Вашингтон, от которого критически зависит. Большие жертвы в Секторе Газа могут вовлечь в зону волнений и беспорядков Евросоюз.

Сегодня у военно-политического руководства Израиля на повестке мучительный выбор между плохим и ужасным. Чем принятое решение является в действительности можно будет понять только на стайерской дистанции, а принимать его нужно было еще вчера. Проблема усугубляется тем, что вообще не принимать решения в сложившихся обстоятельствах уже нельзя.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.