Казахстан на прошлой неделе: Коррупция, “Шанырак”, “зажигалка”

Обзор аналитических программ ТВ

“ХАБАР — Жетi-кун”

Борьба с коррупцией: Госчиновники получили сигнал?

Хабаровцы вновь проигнорировали правительство и парламент страны. И вновь главные события семи дней оказались не совсем уж главными.

Мероприятия с участием президента как всегда на первом месте. На неделе глава государства провел заседание Совета безопасности РК. Борьба с коррупцией стала основной темой совещания. Председатель КНБ и руководитель финансовой полиции обрисовали общую картину, а называть конкретные фамилии и давать поручения по персональным делам пришлось президенту. Примеры, приведенные главой государства не вызвали удивления, об этом слышали и знают многие, да и прежде давались поручения, но воз, как говорится, и ныне там.

Президент заявил, что его не пугает критика Запада о коррумпированности госаппарата, ибо он идет на борьбу с этим злом с открытым забралом.

После заседания министры на перебой признавали недостатки в своей работе и уверяли, что исправят положение в самое ближайшее время.

Далее подряд три сюжета были посвящены космическим амбициям Казахстана.

Потом показали пресс-конференцию председателя КНР, посвященную 5-летию ШОС.

Затем уже в 22.00, когда программа должна была закончиться, выдали в эфир материал о Кыргызстане.

И в заключение пошел сюжет о социальной ответственности бизнеса.

“КТК — Портрет недели”

“Китайский след” в истории с “зажигалкой”

Открыл “Портрет недели” сюжет с заседания Совета безопасности, которое провел глава государства Нурсултан Назарбаев. Главы ведомств отчитались перед президентом, самыми коррупционными органами оказались таможенники, налоговая инспекция и дорожная полиция, от коррупционных преступлений государство несет колоссальный ущерб, а за последний год осуждено 84 должностных лица. Нурсултан Назарбаев резко высказался по подобным фактам, отметив, что в нашей республике один из лучших законов по борьбе с коррупцией, но он почему-то не работает. Отдельно г-н Назарбаев отметил громкий арест заместителя начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями. Особенно выделил вопрос о том, как человек, который состоял в организованной преступной группировке и даже был в международном розыске, затем был назначен на руководящую должность. Причем позже его сняли за коррупционное преступление, но суд восстановил в должности. Президент приказал в срочном порядке сделать чистку в органах и назначил соответствующую комиссию, которую возглавили руководители ведомств. После этого сюжета в “Портрете недели” вновь продемонстрировали оперативную съемку обыска в доме у задержанного заместителя начальника управления по экономическим преступлениям.

В Вене прошла Международная конференция по выполнению Договора об обычных вооруженных силах в Европе, на которой Казахстан выступил председателем. Прокомментировали данное мероприятие вице-министр иностранных дел Рахат Алиев и вице-министр обороны Казахстана Алмаз Абдульманов. Г-н Абдульманов отметил, что данный договор является очень важным в сфере обеспечения безопасности. Рахат Алиев отметил, что данная конференция и председательствование на ней Казахстана очень важна для достижения задач, поставленных главой государства: председательствование в ОБСЕ, вхождение в ВТО и в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

После этого в “Портрете недели” подняли тему пожаров, в первую очередь пожар в астанинской “зажигалке”, и способность отечественных пожарных справляться с такими пожарами. Показали, как аким Астаны “руководил” тушением, предлагая локализовать его с крыши, хотя там и было самое сильное пламя. Вертолет, с которого хотели тушить с воздуха, не завелся, а пожарные лестницы поднялись лишь до 10 этажа. По итогам пострадала 1/5 часть здания, больше всего ущерб пожаром нанесен министерству культуры и информации.

В этом же сюжете показали парламентариев, которые нашли “китайский след” — алюкобонд, по запросу некоторых мажилисменов, был закуплен именно там, а из Германии сообщили, что там вообще не производится этот стройматериал. Однако один из руководителей “Базис-А” предложил снять со здания пару пластин алюкобонда, оставшиеся не поврежденными и доказать, что на них указано производство Германии.

Тема пожаров плавно перешла на Карагандинскую область, там, в некоторых районах вообще нет пожарных машин, вернее показали одну, но и та стоит без колес. В этой области опасность представляют ежегодные степные пожары, которые жители тушат, нося воду ведрами, а как быть, если загорится жилой дом, вообще не понятно.

С большой проблемой сейчас, особенно в Астане, сталкиваются долевые участники строительства. Дома, в которые они вложили деньги, не достраиваются. Ввиду того, что договора составлены в пользу строительных фирм, вкладчики не могут потребовать вложенные деньги, а соответственно и получить обещанное жилье, так как строительство заморожено. Уже заведено несколько уголовных дел, есть и арестованные, но пока они содержаться под домашним арестом.

Продолжилась тема строительства уже в зале заседания Мажилиса парламента, больше всего возмущался депутат Тшанов, назвав всю облицовку в Астане театральной декорацией, “подойду, для примера, пну здание, и все развалится”, сказал он, отметив, что в Астане одни сараи с красивой облицовкой.

Сюжет о Бакае также прошел в эфире “Портрета недели”. Свои комментарии дал аким Турксибского района г-н Васильев. Отметив, что слух о погибших детях во время сноса — это кем-то заранее спланированная политическая акция, чтобы поднять людей, констатировал, что незаконные постройки все равно снесут, если не будет иного указания с городского акимата. Также он отметил, что эта земля уже имеет своих законных владельцев, таких же граждан Казахстана и жильцов Алматы.

И вновь эфир заполнился депутатской темой. На этот раз сюжет о заботе здоровья избранников народа — их показали в форме на футбольном поле. Но не все любители этого вида спорта, спикер Мухамеджанов, например, предпочитает после работы бильярд.

“31-й Канал”

“Состояние.kz”

Страна неписанных законов

Вчера в итоговой воскресной программе “31 канала” первым делом заговорили о горячих точках Алматы – микрорайонах “Шанырак” и “Бакай”. На разворошенный улей окраин южной столицы, грозящий аукнуться острейшим социальным конфликтом в самом крупном мегаполисе страны, по замечанию ведущего программы Евгения Грюнберга, вначале обратила внимание лишь казахстанская оппозиция и лидеры национал-патриотической коалиции, и лишь потом заприметили народные избранники и правительственные мужи.

Сам репортаж из зоны так называемого “шахидского пояса” носил ярко выраженный сочувственный оттенок жителям самовольно построенных хижин. По всему было видно, что в споре между исполнительной местной властью и внутренними мигрантами, 31-й занял сторону народа, правда, с некоторыми оговорками. Невзирая на то, что кадры, запечатлевшие принудительное выселение граждан с облюбованной кем-то другим территории, сопровождавшееся насилием и погромами, давно предстали перед очами парламентариев, “Состояние” все-таки не рискнуло подробно “смаковать” атаку ОПОНА на мазанки шаныракцев и бакайцев. Не стали раскапывать авторы репортажа и темную историю с якобы гибелью ребенка при штурме полицейскими бакаевских хибар в преддверии Дня защиты детей.

Сюжет с ограниченной демонстрацией потасовки между местными жителями и представителями власти плавно перешел на более политкорректную стезю дискуссий мажилисменов с министром юстиции Загипой Балиевой. О набившем уже многим оскомину законопроекте про легализацию имущества “31 канал” устами “Состояния” отозвался негативно, привлекая на свою сторону депутата Серика Абдрахманова и руководителя независимой ассоциации предпринимателей Талгата Акуова. Так, первый со своего депутатского кресла оценил сей продукт законотворческой деятельности правительства, как перспективно коррупционный, а второй пояснил, что в его среде мидлкласса нет никого, кто бы имел что-то теневое и незарегистрированное.

Одним словом, делался “Состоянием” вывод, от принимаемого закона, скорее всего, не выиграет никто, кроме супербогатых чиновников, которым необходимо срочно узаконить награбленное имущество. А бедные слои населения, как всегда окажутся в пролете.

Еще один репортаж, подвергающий критике, складывающуюся в Казахстане ситуацию вокруг принятия и реализации законодательных норм повествовал о том, что у нас в республике закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло. В пример приводились разные случаи из жизни, аргументация юристов, основанная на богатой профессиональной деятельности, а также, что немаловажно, история с проталкиванием недемократического закона о деятельности некоммерческих и международных организаций прошлым летом в Мажилисе. Тогда, напомню, парламентариям предлагалось одобрить такие положения, как согласования с акиматами финансирования и деятельности неправительственных организаций, при обеспечении постоянного уведомления и присутствия государственных чиновников на их мероприятиях. После поднятия мощной волны протеста Мажилис пошел на некоторые уступки и теперь, по мнению журналистов 31-го конечное творение выглядит анекдотически. Конкретные рамки и сроки осуществления указанных норм не ясны, то есть позиции закона во многом декларативны, зато Генеральная прокуратура трактует его содержание, как обязательное для исполнения в период, обозначенный некими границами разумности.

Возможно, что подобными сюжетами на заданную тему “31 канал” потихоньку готовится к обструкции новых поправок в законодательные акты по вопросам СМИ, презентованными на минувшей неделе в нижней палате Ермухаметом Ертысбаевым.