Накануне международной научной встречи наш корреспондент взял интервью у вице-министра науки и образования академика Национальной академии наук Республики Казахстан Е.ЕРГОЖИНА. Разговор получился откровенным, а диапазон обсуждаемых тем весьма широким: от научных открытий и поддержки молодых ученых до.
— Скажите, Едил Ергожаевич, почему все-таки местом встречи ученых избран Казахстан? Мы привыкли ожидать от наших ученых лишь одного — жалоб на плохое финансирование из бюджета… Представляют ли они интерес для остального научного мира?
—
Наша республика вступает в третье тысячелетие с впечатляющими научными результатами. И прежде всего в области новых технологий. Созданы более эффективные препараты, более прочные и экономичные материалы. Так что наши ученые далеко не изгои в международном научном процессе. Тем более что наступивший век сулит нам новые интересные открытия, вселяет самые смелые надежды.На рубеже двух столетий мы решили обменяться с коллегами своими планами, поделиться виденьем проблем, стоящих перед научным сообществом мира. Впрочем, у нашей встречи есть и вполне прагматичная цель. Жаловаться мы никому не собираемся, но всем известно, что наша страна переживает немалые финансовые трудности. Чтобы их преодолеть, надо занять свою нишу в международном разделении труда. Казахстанским ученым следует быстрее интегрироваться в международную науку. А для этого понадобятся не только конкурентоспособные технологии, но и свежие, нестандартные идеи, с которыми можно выходить на мировой рынок.
Мы придаем большое значение этой конференции: она укрепит связи казахстанской науки с международными фондами, научными центрами, которые определяют будущее мировой науки. Они могут помочь материальными и финансовыми ресурсами, что для нас крайне важно.
Эту конференцию можно считать международным саммитом по привлечению инвестиций в казахстанскую науку. Потому что в Казахстан приглашены не только Нобелевские лауреаты, но и руководители крупных международных фондов, которые без преувеличения контролируют финансовые потоки, направляемые на развитие науки.
—
А не превратится ли встреча в некий научный «междусобойчик», который большей части населения неинтересен?—
Не соглашусь о подобным предположением. Как мне думается, встреча в Казахстане может иметь самый широкий общественный резонанс. Возьмем физику: она представляет интерес для самых разных слоев общества. Ее развитие (как в теории, так и на практике) обычно предопределяет и продвижение в других областях человеческого познания: в биологии, химии, медицине и так далее.—
Кого из ученых с мировым именем можно будет встретить в эти дни в Астане и в Алматы?—
Звезд первой величины у нас немало. Из Турции прибыл вице-президент Академии наук А.Иззет Беркель. Китай представлен директором научно-исследовательского института Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук КНР Ли Цзиньцзэ. На конференцию съехалось немало ученых из СНГ. Особо хочу выделить ректора Московского государственного университета имени М.Ломоносова — В.Садовничего. Из Кыргызстана прибыл вице-президент Академии наук К.Сулайманкулов, из Таджикистана — ученый секретарь Академии наук Ф.Тохиров. Я полагаю, что немало интересного участники встречи почерпнут в диалоге с ведущими зарубежными учеными и специалистами: главой представительства ЮНЕСКО в Казахстане Х.Секвейра, директором программ по международному научному сотрудничеству Европейской комиссии Ж.Габолем, главой секретариата Международной ассоциации по развитию сотрудничества с учеными новых независимых государств бывшего СССР (ИНТАС) Д.Гуддом и другими. Гости выступят перед учеными высших учебных заведений, студентами и аспирантами.Конечно, сегодня мало говорить лишь о достижениях, какими бы весомыми они ни казались. Важно найти пути укрепления связей
между международными фондами, нашими научными учреждениями и учеными Казахстана.На конференции будут затронуты, в частности, и вполне практические вопросы. Как составить контракт человеку, который впервые приглашен на работу за рубеж? Как подготовить проект для научно-исследовательских работ? Как выйти на наиболее правильное, магистральное направление в своей работе?
Наши гости настроены на откровенную заинтересованную дискуссию. Так что к концу встречи, думаю, все вопросы будут обсуждены.
Есть и огорчения. Мы приглашали президента Гражданского фонда научных исследований из США д-ра Г.Шера. Но, к сожалению, его не отпустили неотложные дела в Америке. Зато он прислал письмо с хорошей новостью. Фонд взял на себя обязательства профинансировать пять наиболее интересных работ ученых из Казахстана
— в области зоологии, химии, медицины, фармации и микробиологии.Хочу подчеркнуть: впервые американцами так щедро финансируется наша наука. И разумеется, мы уже направили благодарственное письмо г-ну Г.Шеру. Разумеется, он не одинок в своем стремлении поддержать молодых талантливых ребят. Свой вклад внесли фонд Сороса, ТАСИС, другие организации.
Таким образом, наши планы по инвестициям в казахстанскую науку обретают реальные очертания. Мы будем работать в этом направлении, и весьма интенсивно.
Замечу, впрочем, что научный обмен
— это улица с двусторонним движением. Потому я полагаю, зарубежные ученые с интересом выслушивают сообщения казахстанских коллег — по проблемам химии, физики, в том числе и ядерной, биологии, медицины, общественных наук.Всего в работе конференции примут участие более
300 ученых из 20 стран мира.— Едил Ергожаевич,
22 года назад московское издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу, в которой был помещен очерк о молодом ученом из Казахстана, докторе наук Едиле Ергожине.И вот прошло почти четверть века. Озабочено ли сегодня Ваше министерство тем, чтобы о молодых талантливых работах узнала бы вся страна?
—
Спасибо за напоминание. Я действительно 9 лет возглавлял Совет молодых ученых в нашей Академии наук. Докторскую диссертацию защитил в 33 года. ЦК ВЛКСМ для публикации в книге утвердило 15 кандидатур. Все это были молодые ученые из 15 советских республик, и самым молодым был ваш покорный слуга. Да, Вы правы, тогда молодых ученых считали буквально «пошуточно», им оказывали внимание и поддержку. Мы и сегодня пытаемся возродить эту практику. Хотя надо признать самокритично: в какое-то время этот участок работы был запущен.Теперь мы взяли на учет всех молодых докторов наук, делаем на них представления в правительство, выделяем гранты для стажировки за рубежом. В планах финансирование книг и сборников очерков о молодых ученых.
—
А не боитесь ли Вы, что молодые ученые, поддаваясь соблазнам , останутся на Западе?—
Сегодня на дворе не семидесятые годы, когда каждый «невозвращенец» объявлялся чуть ли не предателем и врагом народа. А Казахстан — вполне цивилизованное государство, чтоб не чинить препятствий талантливым ребятам. Можно поставить вопрос иначе. Я верю, что наши ученые прославят свою страну, где бы они ни находились. Впрочем, я остаюсь оптимистом и надеюсь: наша республика не всегда будет бедной. И постарается сохранить свои таланты.—
Скажите, а как развиваются отношения с Россией — в области науки? Несколько слов о совместных проектах…—
Тема эта многогранна, и ей можно посвятить и отдельную беседу, и специальную научную конференцию. Меня радует, что сейчас восстанавливаются связи между научными учреждениями, прерванные после распада СССР. Кстати, наиболее дальновидные директора НИИ и ректора вузов их и не прерывали.Если же говорить о проектах.
.. Неплохо налажена кооперация по производству лекарственных препаратов (просидол, казкаин и др.). Особенно отличаются ученые Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Кемерово.—
Высокие научные «эмпиреи» — это, конечно, хорошо. На конференции не будет недостатка в высокоинтеллектуальных дискуссиях. А если спуститься на «грешную» землю, Едил Ергожаевич — второй год Казахстану угрожает нашествие саранчи. А что же местные ученые?—
Как объявил глава казахстанского Кабинета министров К.Токаев, на борьбу с саранчой из бюджета выделяется около 2 миллиардов тенге. Это немалая сумма. Уже закуплены специальные препараты — в дальнем и ближнем зарубежье.К сожалению, республика оказалась не подготовлена к подобной «агрессии». Ни одного завода, который бы производил специальные жидкости для опрыскивания полей, в Казахстане не осталось… Возможно, мы сможем решить эту проблему с помощью иностранных инвесторов. Это к вопросу о том, что наш саммит не превратится, как Вы сказали, в «научный междусобойчик».