Неожиданное освещение в еженедельнике “СолДат” получила позапрошлонедельная встреча главных редакторов ряда прогосударственных казахских изданий с президентом РК Нурсултаном Назарбаевым. Некий Аркалык Батыр в заметке “Кто обманывает Президента?” (в номере “СолДата” от 06.06.2000) уличает главного редактора газеты “Казак эдебиетi” (“Казахская литература”) Жусипбека Коргасбека во лжи. Тот, оказывается, сообщил главе государства, что “Казак эдебиетi” в этом году выходит тиражом 12 тысяч экземпляров и 2 тысячи из общего тиража продается в розницу. “СолДаты” не поленились и обошли целых пять газетных киосков в трех разных районах города Алматы и выяснили, что в среднем из 10 экземпляров ровно половина не продается, а что касается головного официоза на казахском языке – “Егемен Казакстан”, так тот практически вообще неликвиден. Но г-н Батыр более возмущен даже не тем, что главред “Казак эдебиетi” прихвастнул президенту, а тем, что акционерное общество “Казахские газеты”, куда входит и “КЭ”, вынесло решение повысить оклады сотрудникам этого еженедельника. Остальных же газет и журналов, входящих (по всей видимости. – Прим.) в это АО — вроде “Простора”, “Жулдыза”, “Жалына”, “Акиката”, “Мысли”, “Ана тiлi”, — данное решение никак не касается… С чем же связана такая избирательность? — задается вопросом автор заметки. И затем читателя почему-то отсылают за ответом к министру информации, культуры и общественного согласия Алтынбеку Сарсенбаеву, даже его фотографию присовокупили…
Обозреваемый номер “СолДата” стал бенефисом журналиста Жумабека Жандильдина. Сначала он в сравнительно небольшом материале припомнил новоиспеченному ответственному чиновнику президентской администрации Ермухану Ертысбаеву о его невыполненных перед редакцией газеты “Сухбат” обещаниях. Было это еще в ту пору, когда существовала Социалистическая партия Казахстана, в которой секретарствовал Ермухан, а газета “Сухбат” короткое время была печатным органом этой почившей в бозе политической организации. Впрочем, спустя несколько лет исчезла и газета “Сухбат”. Тут же намекается на пропажу партийных денег (Соцпартия, как известно, была создана как правопреемница Компартии Казахстана. – Прим.). Вспомнив былое, Ж.Жандильдин анализирует сегодняшнюю политическую позицию Е.Ертысбаева. По его мнению, последние заявления заведующего отделом по внутриполитическим вопросам президентской администрации — типа “прежде чем начать национальный диалог, оппозиция должна доказать, что она неукоснительно соблюдает законы” — наводят на мысль, что Е.Ертысбаев как бы заранее отказывает оппозиции в легитимности ее прав сесть за «круглый стол» переговоров с властью. Дальняя цель всей деятельности Е.Ертысбаева заключается в том, чтобы власть вступила в диалог с “удобной” ей оппозицией, но при этом чтобы с ней ни в коем случае напрямую не контактировал президент страны… Указанный журналист в этом же номере “СолДата” в куда большей по объему статье (названной “Цицероны…”) также рассмотрел на предмет искреннего служения собственному народу казахскую интеллигенцию – “зиялы кауым”. Здесь журналист в весьма пространной форме — сквозь призму создания партии “Отаншылдар” (партия Хасена
Кожа-Ахмета) достаточно ловко… “отмазал” Масанова от скандального “интервью” (того самого, от которого Масанов открещивался. – Прим.), почти раскрыв при этом этимологию слов “мамбет” и “быдло”… Жандильдин с горечью признает, что определение “быдло” в какой-то мере даже справедливо (по Ожегову, “быдло – люди, которые бессловесно выполняют для кого-нибудь тяжелую работу”). Также с горечью пишет журналист о житье-бытье аульных казахов, ради которых создана партия “Отаншлыдар”. В связи с этим Жандильдин вспоминает, что в свое время он активно и остро поднимал проблему выживания аульных казахов в газете “Zaman-Казакстан”. Тогда он провел серию интервью на эту актуальную тему, в том числе и с Абдижамилем Нурпеисовым — народным писателем Казахстана. Последний сообщил ему в беседе, что он на правах почетного аксакала республики зашел к президенту и попросил того “за Нуркадилова”, сидевшего на тот момент “без работы”. Этот эпизод журналист прокомментировал следующим образом: не лучше ли было попросить у президента “за народ”, голодный и холодный аульный народ?.. После чего влиятельный аксакал дал команду не печатать Жандильдина ни в каких казахских изданиях. Видимо, это мнение
отразилось на том, что главред “Zaman-Казакстан” Жумабай Шаштайулы (сегодня такой газеты нет. – Прим.) после выхода интервью попал с инфарктом в больницу, а второй главред, с турецкой стороны (Zaman-Казакстан” был создан на совместной основе с турецкой стороной. – Прим.), – Хидаят Дикташ, спустя неделю был вынужден покинуть Казахстан. Задевает виртуозный адвокат “якобы масановских”, “якобы антиказахских” обличений и главного редактора “Доживем до понедельника” Эрика Нуршина, называя последнего “топором” в руках определенных сил. Последнему он отказывает в казахскости, в любви к казахам и сетует, что именно эта газета занята пропагандой партии “Отаншылдар”. А ту часть интеллигенции, которая поддерживает президента и поддерживает с ним отношения, автор к национальной интеллигенции не относит…Кстати, нельзя не отметить следующую тенденцию – “СолДат” уже второй номер подряд пикируется с другими казахскими, а также русскоязычными (“Доживем до понедельника”) газетами, подвергает критике определенную часть “общественной прослойки” — то бишь провластную часть национальной интеллигенции. Скажем, в прошлом номере “СолДата” молодой литературный критик Амангельды Кеншиликулы, сын известного казахского поэта Кеншилика Мырзахметова, подверг жестокой обструкции линию, проводимую еженедельником “Казак эдебиетi”, попутно обвинив при этом главного редактора в безграмотности, посоветовав тому заново освоить курс казахского языка за… 5-й класс(!). Амангельды требует от представителей казахской журналистики честности, глубины и смелости в освещении реальной действительности, которая для казахского народа сегодня мрачна и безысходна. Читатель газеты Курылыс Сулейменов “наезжает” на газету “Ак Орда”, в которой 7
апреля т.г. была опубликована статья “Дуэт Кажегельдин-Алдамжаров…” (возможно, такая газета и существует в природе, но названную статью обозреватели “Навигатора” читали только в актюбинском еженедельнике “Алтын Орда”. — Прим.). Проникнутый, судя по всему, стойким оппозиционным духом, читатель превозносит Алдамжарова и Кажегельдина до небес, зато авторов “Дуэта…”
называет “сопляками”, ничего не разумеющими в этой жизни. В другой статье вновь подвергаются критике “Доживем…” и “Казак эдебиетi”. В ней коллективный автор статьи “Кайдасын, каска кулыным?”
(“Где ты, мой белолобый жеребенок?”) ужасается тому, что было написано в вышеупомянутых газетах по следам кончины бывшего главного редактора газеты “СолДат”, маститого писателя и известного публициста Марата Кабанбая… Опровергается информация по поводу того, что редакция “СолДата” не помогла в скорбный час семье писателя. В день смерти семье упокоившегося была передана сумма в 55 тысяч тенге, на другой, похоронный, день были арендованы два автобуса. В то время, как от “Доживем…” и “Казак эдебиетi” не было никакой помощи. В статье в негативном свете упомянуты Эрик Нуршин и Жусипбек Коргасбек, чьи газеты, выслуживаясь перед властями, являясь активными участниками антикажегельдинской пропагандистской кампании, ради красного словца не пожалели даже дух умершего…“Доживем до понедельника” (08.06.2000) на своих казахскоязычных страницах тоже прошелся в адрес “СолДата”. Приводится письмо заместителя партии “Отаншылдар” Бейбута Койшыбая, в котором он благодарит газету “Доживем до понедельника” за публикацию информации об учредительном съезде партии. В нем же он просит дать полный доклад Хасена Кожа-Ахмета, дабы объективней осветить съезд, поскольку информация была искажена журналистом Жумабеком Жандильдиным в еженедельнике “СолДат”.
Тем временем “Алтын Орда” (02.06.2000) ехидно удивляется тому факту, что общество дожило до ранее немыслимых прецедентов. Имеется в виду тот факт, что Масанов подал в суд на “Караван”: “Масанов не единожды на страницах “Каравана” “поливал” своих соплеменников (народ), а теперь вот в суд подает на эту газету. И такое, оказывается, бывает, а?..”.
Судя по злорадству “Алтын Орды” по поводу того, что знаменитый водочный завод “Кристалл” засветился в “Казахстанской правде” как предприятие, в работе (финансах и т.п.) которого “не все чисто”, можно говорить о том, что водочная война в Актюбинске, где сегодня помимо “Кристалла” есть еще несколько мощных водочных производителей, разгорелась не на шутку. Надо сказать, что “Алтын Орда” всегда пытается удачно совместить на своих полосах материалы как местного, регионального, так и республиканского масштаба. Иначе говоря, газета подает себя как масштабное, высокоинформированное издание. Пожалуй, это единственное на текущий момент казахскоязычное издание, которое достаточно активно использует материалы, почерпнутые
из сети Интернет. Так, газета доводит до своего читателя мнение, что сайт “Евразия”, например, передергивает факты относительно усть-каменогорского дела “Пугачева”-Казимирчука и, по сути, специально занимается дезинформацией.В обозреваемом номере любопытны и добротны материалы, касающиеся проблем казахов-реэмигрантов (возвращенцев на историческую родину из Монголии и др. стран — “оралманов”. —
Прим.) и широкой практики усыновления казахстанских сирот иностранцами.На страницах “Алтын Орды” печатаются также высокие государственные мужи. Статья Абиша Кекилбаева посвящена истории Сарайчика, столицы Золотой Орды.
Еженедельник “Туркiстан” (09.06.2000) оправдывает свое имя. В том смысле, что в преддверии празднования 1500-летия со дня основания священного города Туркестан редакция в каждом своем номере львиную долю газетной площади отдает материалам, посвященным этой теме. Вместе с тем газета не упускает из виду актуальные политические и общественные процессы. И с этой точки зрения последний номер “Туркiстана”, безусловно, удался. В газете можно прочесть о гипотетических шансах Казахстана стать членом… Европейского союза; познакомиться с творческим портретом казахского писателя и журналиста Дидахмета Ашимханова, которому исполняется 50 лет; узнать, какова жизнь в “казахских микрорайонах” в южной столице – речь в данном случае идет о поселке “Шанырак” на северо-западе Алматы, где на заре суверенитета огромному числу бездомных казахов дали земельные участки под частное домостроительство.
Насыщенными получились на неделе и все три номера единственной… “ежедневной” казахскоязычной газеты “Жас Алаш”. В номере от 6 июня т.г. в связи с десятилетием казахстанской независимости на вопрос “На кого будут опираться государства Центральной Азии в будущем?” отвечали: действующий политик, председатель партии “Алаш” Сабетказы Акатай, доктор исторических наук, демограф и политолог Азимбай Гали, а также доктор философии Раушанбек Абсаттаров. Первые двое сошлись во мнении, что необходимо опираться на Соединенные Штаты Америки (вплоть до вступления в НАТО) — правда, каждый из них по-своему аргументировал выбранную позицию. Если для Сабетказы союз с США дорог как оборонительный военный союз против России и Китая, то Азимбая привлекают либерально-демократические принципы построения государства и общества, практикуемые на Западе. В отличие от них, Раушанбек Абсаттаров считает, что необходим как можно более тесный союз государств Центральной Азии, включая Азербайджан, а также Турцию, Иран, Афганистан. И тогда, мол, ни одно из этих государств не будет бояться ни Штатов, ни России, ни Китая и будет оставаться самоценным.
Следующий номер “Жас Алаш” (от 8 июня т.г.) интересен очередными рассуждениями журналиста Кали Сарсенбая. Согласно его мнению, казахи не заботятся о своем имидже за границей. Любое государство, любой народ становится известным миру через своих выдающихся политиков, ученых, писателей. Имя Чингиза Айтматова до сих пор гремит по миру. А все потому, что он ведет активный публичный образ жизни, и прежде всего за границей. А такие классики национальной литературы, как дагестанец Расул Гамзатов или башкир Мустай Карим, постоянно выступают на страницах крупных российских газет и журналов — вроде “Труда” или “Огонька”. И те и другие при случае громко говорят о своих народах, делятся не только печальным и плохим — словом, создают имидж своим автономным республикам и своим народам. А вот выдающихся личностей из казахов в таком вот ракурсе нигде на международной арене днем с огнем не сыщешь – констатирует К.Сарсенбай. Не потому ли сегодня казахское общество основательно заражено пессимизмом и нигилизмом, что казахскую культуру и литературу сегодня практически никто не представляет, не говорит об этом ничего положительного в глобальном масштабе. Так неужели тому же Олжасу сегодня нечего сказать от имени казахов? – риторически восклицает журналист. В связи с печальной ситуацией, сложившейся на Каспии с местной уникальной фауной, “Жас Алаш” напечатал большую аналитическо-информационную статью, в которой негативно рассматривается производственная деятельность нефтедобывающего концерна ОКИОК.
В последнем за прошлую неделю, субботнем, номере привлекает первополосная статья Берика Бейсенулы, в которой журналист размышляет об акимском труде и о том, какими должны быть акимы на местах. Автор считает, что лучшие акимы — это: тягавшийся с правительством РК павлодарский голова Галымжан Жакиянов; прекративший бесконтрольный лов ценных пород рыб в Западном Казахстане Имангали Тасмагамбетов; вновь взявшийся открывать ранее позакрывавшиеся “очаги культуры” в Жамбылской области Серик Умбетов. Но “не все акимы таковы”. Южно-Казахстанскую область, например, добила акимская чехарда. Сама статья, кстати, носит интригующий для казахского уха заголовок: “Если женщины станут акимами, вернется ли порядок?”. Основная мысль Б.Бейсенулы (или, по крайней мере, так понимается материал) – акимам необходимо дать больше независимости от правительства. Однако тот же “Жас Алаш” не раз писал, что вроде бы дела обстоят наоборот, т.е. наши акимы имеют слишком много прав творить все, что их душе угодно, без какой-либо оглядки на правительство и даже президента…
Практически весь “Казак эдебиетi” (09.06.2000) посвящен столетию со дня рождения Сабита Муканова. Колоритная фигура казахского соцреализма вновь напомнила о себе в воспоминаниях современников, в ранее никогда нигде не публиковавшихся фотографиях… Министр культуры, информации и общественного согласия Алтынбек Сарсенбаев в своем интервью, связанном с ходом подготовки к празднованию юбилея, сказал: “Сабит Муканов — сложная личность, каким сложным было и его время”. Множество авторов, пишущих сегодня о творческом вкладе Сабита Муканова, о перипетиях его жизни, о его взаимоотношениях с современниками-коллегами, отмечают, что он был, несомненно, сыном своего времени и сыном своего народа. И в этих воспоминаниях, некоторые из которых слишком уж похожи на оправдания Сабита, как человека сугубо советского, партийного, зримо проскальзывает тоска самих авторов этих текстов — даже не по самому Сабиту, а по тому времени, по пресловутой социалистической эпохе…
Воспоминания воспоминаниями, предвкушение мукановского тоя предвкушением, а современные проблемы казахов втискиваются и в “сплошь юбилейный” номер казахской “Литературки”. Доктор филологических наук Айгуль Исимакова через “Казак эдебиетi” с открытым письмом обратилась к первому казахскому космонавту Тохтару Аубакирову и к парламентариям страны. В нем она требует либо резко ограничить коммерческие запуски российских ракетоносителей на космодроме “Байконур”, либо кардинально решить проблему оздоровления местного коренного населения, жестоко страдающего в последнее время от огромного количества запусков.