Еще раз о национальной идеологии

19 января сего года Президент Республики Казахстан официально изложил пять принципов казахстанской национальной идеи. Можно сказать, что вот оно свершилось. Наконец-то власти решили обратить на духовное состояние общества, которое пребывает в окружении воздействия массы чуждых идеологий. Государство, в котором население не представляет из себя единую монолитную нацию, не в состоянии стать сильным, даже если оно имеет большой экономический потенциал. Достаточно вспомнить такие страны Азии как Филиппины и Индонезию. Вроде бы есть все условия для бурного развития, да вот только отсутствует национальная идеология, без которой верхи и низы думают лишь о собственном благополучии, забывая о государственных интересах.


Надо сразу сказать, что попытки формирования государственной идеологии почти сначала получения независимости Казахстаном. Достаточно вспомнить такой материал как “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”, вышедший в мае 1992 года. По существу это была попытка озвучить одно из направлений национальной идеологии, каковой является Казахстанская мечта. Его сопутствующим и безусловно, поддерживающим фактором должна была стать Национальная идея, выраженная в опубликованном в 1993 году идеологическом творении “Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана”.


К сожалению, тогдашние министерства образования и культуры, а также нацагентство по делам печати вместо того чтобы использовать свой многолетний опыт советского идеологического воспитания, зараженные духом перестройки и всеобщего бардака ничего так и не сделали. В итоге на данный момент мы уже получили целое молодое поколение циников и космополитичных эгоцентристов, которым гораздо ближе западный менталитет, чем родные духовные ценности.


Отсутствие идеологии — это тоже идеология, причем в самом худшем смысле. На данный момент в Казахстане господствует Идеолохия, своего рода ассорти из чиновничьей недальновидности, западных отбросов и местной бездуховности. По существу деидеологизация казахстанского общества, без реальных альтернатив, обернулась его “дебилизацией”. В данном случае мы сейчас живем без определения идейных ценностей, довольствуясь неоколониальной массовой поп-культурой для лохов-аборигенов. И в этом отношении нам неспособна помочь даже Стратегия “Казахстан-2030”, которая по сути своей даже очень неплоха. Но, к сожалению, ее проникновение в жизнь свели к безликому развешиванию лозунгов и бесполезному заучиванию студентами и школьниками.


Доморощенные идеологи забыли о главном составляющем идеологии — культуре. Именно эта сфера является основополагающей в столь щепетильном деле как построение модели национального восприятия, то бишь национальной идеи. Хотя после перевода Комитета культуры в ведение министерства информации и общественного согласия, по существу в идеологическое ведомство казалось что чиновники наконец решили исправить свои ошибки. Но оказалось, что в нашей стране под культурой понимают только лишь искусство, призванное обслуживать государственные празднества и не более того.


Даже в базовом идеологическом материале нынешней власти Стратегии “Казахстан-2030” само слово “культура” присутствует всего один раз, оно находится в долгосрочном приоритете №4 “Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана” где речь идет о сокращении потребления алкоголя и табака “… за счет рациональной информационной и разъяснительной политики, через культуру и образование”.


Сегодня срочно необходимо заняться формированием внеполитических идейных ценностей. Я предлагаю назвать эту систему национально-государственными принципами, дабы не пугать уши западных наставников тоталитарным словечком “идеология”.


Национально-государственные принципы подразделялись на несколько категорий. Это:


  • Казахстанская мечта( создание целостного цивилизованного высокоразвитого государства, главной ценностью является человек);

  • Национальная идея( равенство всех народов Казахстана независимо от национальной, расовой, социальной, половой и религиозной принадлежности и незыблемость казахской государственности);

  • Интересы Казахстана(определение собственного геополитического интереса и просветительская деятельность о Казахстане за рубежом);

  • Национальный капитал(поддержка собственных производителей, приоритет местных инвестиций, захват приграничных рынков);

  • Гражданин(воспитание у населения меры ответственности за страну — патриотизм и гражданственность).

При этом для полноценного формирования национальной идеологии как воздух необходима пропаганда, особенно внутренняя, которая должна вестись через образование, культуру и средства массовой информации(СМИ). Но перед этим нужно вывести две первые категории из кризиса, школы и культурные центры должны стать рупором национальной идеи. И заняться этим обязаны специалисты, а не учителя в роли козлов отпущения. Мне не раз доводилось видеть, как педагог не мог объяснить ученикам что было в период декабрьских событий 1986 года и о чем говорят слова государственного гимна.


Что же касается СМИ, то здесь вообще надо наводить полный порядок. Пресекать любые действия, наносящие удар по продвижению национальной идеологии. Так сократить, а возможно и прекратить ретрансляцию иностранных теле- и радиоканалов. Но сделать это будет очень трудно, так как даже государственные каналы нередко пускают в свой эфир передачи не соответствующие местному менталитету.


Главное чтобы пять принципов, изложенных Президентом не были превращены потливыми умами в очередной винегрет, как это произошло в одной из казахстанских тюрем, где начальство по принципу “Бог един” насильно отправляло всех заключенных в храм одной из многочисленных сект. Этот случай описывали в прессе.


Формированием национальной идеи поручено заведующему культмассовым сектором правительства Имангали Тасмагамбетову. Хотелось бы верить, что он, имеющий опыт массовика затейника сумеет повернуть это дело в нужное русло. Ибо хороший идеолог это всегда хороший тамада.


Десять лет исполняется нашей независимости в этом году и мы приходим к данному юбилею до сих пор не ощущая себя единой общностью, монолитной нацией, народом Казахстана. В каком качестве мы придем к следующему десятилетию?