Без водки трава не косится, трактор не едет, дети не делаются



В газетном семействе прибавление


В информационно-новостном плане, если судить по газетным материалам, прошедшая неделя оказалась не очень богатой. В главной газете республики “Егемен Казакстан” было много материалов обзорного характера, написанных госслужащими крупного ранга и известными писателями… Впрочем, одна новость была – это выход в свет первого номера новой казахскоязычной газеты “АСАР” семейства формата А3. Учредителем газеты является молодежное движение “За будущее Казахстана”, а издателем движение “Молодых журналистов и издателей”. Кредо газеты, которое сформулировал заместитель главного редактора Даурен Куат, звучит так: “Мы не будем искать читателя — читатель должен искать нас”. Новая молодежная газета будет выходить на казахском и русском языках. Судя по первому номеру, газета обещает быть интересной и задиристой.


Пьянство как народная традиция


Известный общественный деятель Сабетказы Акатай в еженедельнике “КазакстанZaman” (06.04.01) поднял острую тему – “Водка и казахи”. По его словам, сегодня водка стала составной частью бытия современного казаха. Причащение к водке, нарастающей в толще народной как снежный, ком во многом происходит по той простой причине, что казаху в силу ментелитета трудно отказаться от предложения, допустим, хозяина дома выпить по тому или иному поводу. Если иные народы спиртное потребляют ради своего удовольствия и никто не навязывает выпивку, то казахи, еще 50 лет тому назад не имевшие стойких традиций возлияний, превратили потребление водки в соревнование между собой. Сегодня без водки – “…трава не косится, дрова не рубятся, трактор не едет, невестка в дом не входит, шымылдык не колышется ( имеется в виду занавеска, которая укрывает постель молодоженов. —Прим.), шилдехана не справляется (имеется в виду празднество в честь рождения младенца. —Прим.)”. Сабетказы Акатай ужасается: “Иногда мне кажется, что нынешние казахи без водки ни говорить, не веселиться не могут…Дай-то бог, если я ошибаюсь”. “Алтын Орда” посвятила этой теме целый разворот, центральное место в котором занял материал под названием “Алкоголизация казахов” Ахаса Тажутова. Другой автор, Ислам Кердериулы записал рассказ некоего Рамазана: “Нашел я себе хорошую работу за 40 000 тенге. Работа вахтовая – 15 дней пашешь, 15 отдыхаешь. Строили в Аксае газоконденсатный завод. На месте полакомился с ребятами. Ясно дело, за знакомство выпили. Многие привезли с собой выпивку. Но она быстро кончилась. Начали доставать ее у местных. Там в каждом дворе торгуют водкой в долг. В свободное время делать нечего и не пить невозможно. Сами себя успокаиваем: экологи , мол, плохая. И вот наступил день расчета, а у кассы бабы со своими блокнотами, где отмечено выпитая водка. А она лилась, как река Жаик (Яик, т.е. Урал-река. —Прим.)! Расплачиваешься, сердце плачет – плоды тяжелого труда коту под хвост. По дороге домой в поезде вновь везде водка, тебе нальют, ты нальешь. Короче, домой привозишь около 10 тысяч. Следующие вахты точно так прошли. Хотел уйти в другую бригаду, а там то же самое. Словом, теперь я дома подрабатываю на “шабашках”. Бывает и выпиваем — не без этого…”. Вот такой замкнутый круг. Но водка пьется не только в дальних командировках. Батык Мажитулы, специальный корреспондент “Егемен Казакстан” по Алматинской области, пишет в своем статье “Тот, кто обеспечивает сам себя, обеспечит и народ” о том, что происходит на селе. Главная мысль автора в том, что во многих неуспехах виноваты мы сами. Природа Алматинской области такова, что здесь можно развернуться сельскому труженику. Но только нужно упорно и систематически работать. И сегодня приходит понимание, что крестьянину никто не поможет, кроме него самого. К тому же надо избавляться от плохих привычек, ибо вошло в моду мало-мальски значимое событие превращать в разудалый банкет-той, который, в общем-то, обычно не по средствам: “Странное поветрие пошло в ауле, люди шумно справляют круглые даты – 20 лет, 30 лет. Водка пьется. Народ шумит. Если скажешь к чему это, люди обижаются, задевается их гордость. Знакомый говорит: “Сын мой хочет справить двадцатилетие. Позовем весь аул. Все так делают, и сын мой не хочет отставать от других. Одну скотину продали, другую забью на той”. А сын этот сидит у него без работы. Пришла весна, надо землю пахать, увезде проблемы с горючим – разве можно сейчас бес толку что-то праздновать?”.


И вновь продолжается бой


“Жас Алаш” в одном из своих номеров (от 07.04.01) на одной и той же полосе (первой) похвалил акима Западно-Казахстанской области Крымбека Кушербаева и вновь “наехал” на акима Южно-Казахстанской области Бердибека Сапарбаева. Первый был подан в хорошем свете — как защитник интересов местных рабочих, нанятых американской компанией “Си-Си-Си-Сайпем”. Что касается второго, то со злорадством сообщается: “На Сапарбаева подали в суд”. Оказывается, аким в последнее время часто ругается чуть ли не матом: “собаки лают… собака всегда делает свое собачье дело…мужчины этой области все сплетники, им бы юьки надо одевать…”. Многих граждан он так ругал, и они теперь готовы на него в суд подать за оскорбление чести и достоинства. Одним словом, “Жас Алаш” продолжает свою “черную” ПИАР-кампанию против акима ЮКО.


Продолжается бой не только против акима Сапарбаева. Но и против не знающих казахский язык казахов. Группа казахских интеллигентов из Семипалатинска в своем отклике на президентскую Программу о развитии казахского языка на 2001-2010 г.г. предлагает добавить в Программу еще 6 пунктов, один из которых таков: “Запретить казаху, который не знает казахский, участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты парламента и маслихатов. Ибо как такой казах может защищать интересы казахов?”.


Известный политик, заместитель председателя движения “Азат” Дос Кошим, в своем интервью Берику Бейсенулы дал свое видение развития демократии в стране. Он считает, что будущего у партии РНПК с уходом Газиза Алдамжарова нет. Также он заметил, что если Казахстан станет страной, составленной из эмигрантов, как США, Новая Зеландия, Австралия, тогда здесь необходимы приоритеты абсолютной демократии. Если же Казахстан все-таки государство самоопределившихся казахов, тогда у нас должны быть такие рамки демократии, в которых учитываются национальные особенности титульной нации, и тогда Казахстан будет близок к Японии, Франции, Германии: “Вот об этом надо думать. Если будем и дальше ходить сонными, у нас будет такое государство, которое себе представляет Масанов”.