Несколько штрихов к портрету президента Ислама Каримова

О главе государства Республики Узбекистан написано немало работ, в которых отражается широкий спектр его оценок. К слову, например, в одной из работ утверждается “все: сторонники и противники отмечают, что Каримов в своих обещаниях смел и тверд, сдержать данное слово для него дело чести”. В другой — президент Узбекистана характеризуется как собиратель тюркских земель. В третьей, — “…Ислам Каримовы рубит “окно” в Европу”. И так далее. Но, пожалуй, наиболее емкая характеристика содержится в словах, где он назван политическим лидером явного предназначения.


Безусловно, президент Узбекистана на столь крутом историческом и поистине судьбоносном повороте развития всего Центрально-азиатского региона несет огромную ответственность перед своим народом, традициями и прошлым, которая требует от него неимоверного напряжения сил. Однако, как всякому смертному, ему ничто человеческое не чуждо. Можно предположить, что не всегда это оборачивается в пользу политика и политики. С такими мыслями и желанием задать хотя бы один вопрос я отправился к своему коллеге – историку, профессору Файзулле ИСХАКОВУ, зная, что он в свое время общался с главой государства.


Что из этого получилось – судить читателю.



— Файзулла Бурибаевич, в первый год независимости вы были приняты президентом Узбекистана и имели с ним продолжительную беседу. Не могли бы вы воспроизвести свои впечатления от этой встречи. Если возможно, попытаться описать наиболее существенные черты его облика, которые, на ваш взгляд, и сегодня находят заметное проявление, или, во всяком случае, могут непосредственно отражаться в политической деятельности, и, как говорят социологи, определять логику политического поля.


— Действительно, я имел честь разговаривать почти три часа с Президентом в апреле 1992 года. Сознаюсь, встреча произвела на меня далеко не ординарное впечатление, так как Ислам Каримов – фигура яркая. Не стану пересказывать содержание беседы, но на основании сделанных мной после встречи записях, могу подчеркнуть относительно его облика следующие существенные моменты.


Нельзя отрицать: время накладывает отпечаток на всякую личность. Вместе с тем, наблюдая все эти годы за деятельностью Ислама Каримова, я убеждаюсь, что значимые штрихи его облика сохраняются. Во-первых, Ислам Абдуганиевич Каримов очень эрудированный человек с глубоким аналитическим умом. Это было видно по тому, как он четко представлял реальное положение дел в социальной, политической и особенно в экономической сферах жизни общества.


Во-вторых, глава государства умеет использовать людей, которые ему нужны для одобрения его замыслов. Здесь, как показали прошедшие годы (1992-2001 годы), проявляются равно и плюсы и минусы. Если замыслы реальные, то подобранные кадры играют роль проводников данной линии. И наоборот, в случае неудачности планов, то естественно, происходит ротация кадров. Кстати, сам президент очень здраво судит о своем окружении. Так, с присущей ему откровенностью И.А.Каримов при той встрече обмолвился: “Среди тех, кто меня окружает, в большинстве своем составляют люди, настроенные явно угодливо”. И посетовал следом, что ему очень не хватает рядом таких людей, которые бы говорили правду. Предложил мне: “Пойдете ли вы на должность Государственного советника по политическим вопросам?”. На что я ему ответил: “Предложение лестное, но я создаю “партию социального прогресса” и может создаться впечатление, что эта партия будет карманная”.


В-третьих, должен заметить, что И.Каримов проводит кадровую политику, где отслеживаются, прежде всего, принципы, которые учитывают кланово-родственные связи, деловые качества людей. Последние качества, правда, не всегда принимаются во внимание. Зато более всего при назначении на ключевые посты исполнительной власти он руководствуется тем обстоятельством, а какова степень влияния той или иной кандидатуры на район, город, область.


К сожалению, излишняя податливость личности И.А.Каримова на лесть, дополненная доверчивостью, создала, вернее сказать, постоянно создает сложную ситуацию, в которой находится сам глава государства. Это старый дефицит по настоящему деловитых профессионалов, проявляющих готовность творчески претворять в жизнь решения и замыслы президента, правительства, Олий Мажлиса.


В-четвертых, президент не всегда анализирует, оценивает деятельность расставленных им самим кадров. Время показывает, что некоторые из этого числа людей на деле оказываются “временщиками”. То есть, упомянутая мной уже такая черта президента, как доверчивость, позволяет пробиваться “на верх” в качестве консультантов, в частности, конъюктурно мыслящих ученых.


В-пятых, И.Каримов терпит многие демагогические, оторванные от жизни подходы, носители которых очень часто, без должного знания дел на том или ином участке пытаются убедить общественность страны, что реформы осуществляются успешно. Вот поэтому важно, чтобы в Аппарате Президента, в его ближайшем окружении чаще всего встречались трезвомыслящие сотрудники.


В действительности же, пользуясь такой чертой главы государства, как обидчивость, болезненной реакцией на критику на положение дел в стране, “наверху” более прочное положение занимают кадры, которые избегают давать президенту объективную информацию. Именно названные чисто человеческие слабости в характере главы государства отражаются серьезным образом на управленческом уровне.


Данными обстоятельствами можно объяснить то, что на ключевых постах находятся те кадры, которые быть может и являются сильными специалистами в своей области, но не компетентны для выполнения управленческих функций, организационной работой.


Безусловно, такие моменты и объясняют серьезные промахи, например, в системе образования. Разве сообразуясь интересами населения сделали в Узбекистане платной систему заочного обучения. А в высших и средних специальных учебных заведениях добрую половину учащихся составляют контрактники, то есть поступающие в учебные заведения на платной основе.


В-шестых, одна из негативных сторон, я бы сказал, политического портрета президента И.Каримова, это амбициозность. Она проявляется зримо, когда он не всегда обоснованно подчеркивает решающую роль Узбекистана в Центральной Азии. Это мешает устанавливать нормальные взаимоотношения с соседними центрально-азиатскими государствами и развитию интеграционных импульсов. Впрочем, не бывает политиков без амбициозности.