“Собрать все книги бы да сжечь”

Тринадцатый номер журнала “КонтиненТ” вопреки суевериям оказался весьма информативным. И что самое показательное: от первых публикаций до последней проходит “красной нитью” мысль о том, что утеряны многие ценности прежних времен, в том числе и высокий уровень образования. “Полу-невежды” нынче все мы, ибо “учились чему-нибудь и как-нибудь”. Однако полуобразованность раньше могла сойти с рук; сегодня же время на дворе иное. По мнению доктора политических наук Константина Сыроежкина, “Будущее человечества – моделирование и проектирование не отдельных элементов, а целых систем. Та зона мирового хозяйства, где будут рождаться новые стили, будет притягивать мировые капиталы и станет ведущей”.


Вряд ли такой зоной даже в далеком будущем может стать Казахстан. Сегодня в республике складывается вопиющее положение не только с фундаментальной наукой, но и с образованием вообще. Создается впечатление, что занятые насущными проблемами, как-то: амнистия теневых капиталов, наши чиновники забывают о том, что непреходящими ценностями по-прежнему выступают здоровье и образование подрастающего поколения: “Вкладывая сегодня в будущие поколения, государство тем самым поступает, как рачительный хозяин, который, как известно, готовит сани летом”. Именно эта тема стала главной в данном номере. Аналитическая статья К. Сыроежкина не только обрисовывает ситуацию с наукой и образованием в республике, но и дает рекомендации как вырваться из образовавшегося порочного круга, и почему так произошло. Ученый указывает: “Коммерциализация высшего образования девальвировала не только ценность знаний, но и престиж профессии преподавателя и научного работника…<…> Вся коммерциализация свелась лишь к тому, что в вузах республики резко возрос уровень коррумпированности профессорско-преподавательского состава”. В итоге не просто снизился общий качественный уровень учебного процесс. Практически исчезла наука в вузах, а Академия наук влачит жалкое существование, ибо нет финансирования. “Многие фундаментальные научные направления заброшены, ведущие ученые разбежались, некоторые институты просто закрыты”. К этому следует прибавить то, что в подавляющем большинстве вузов сегодня преподают выпускники этих же институтов и университетов, а в результате “Серость начала плодить серость”.


Что уж тогда говорить о том, как делаются диссертации: “Внедрение в советскую систему образования элементов западной системы сразу же снизило значимость ученой степени кандидата наук…” Весьма увлекательно читать описание того, как нынче “стряпается” (именно так, ибо большинство защитивших кандидатские, а порой и докторские диссертации не удосуживаются хоть как-то поработать над ними) кандидатская диссертация. Способов несколько, в зависимости от того, кто какими деньгами располагает, такой способ и используется. Еще более любопытно, когда читаешь о том, как проходит защита самих диссертаций. Оказывается, сегодня далеко не редкость, когда отзыв о работе экспертной комиссии составляется самим соискателем. В прежние времена такое случалось редко, и то пойманного на подобном клеймили позором. А уж про пресловутое “телефонное право” и говорить нечего, не случайно, что у нас так много чиновников “остепенились”, правда, о вкладе многих из них в отечественную и мировую науку неизвестно, зато на визитках указывается кандидатская степень, а то и докторская. Девальвация понятий приводит к тому, что “Ученых” стала тьма, и свет науки как-то поблек”. Автор статьи знает о чем говорит: уже не первый год Константин Львович является членом Высшей аттестационной комиссии и наблюдает описанную картину ежедневно.


Будет ли когда-нибудь наведен порядок с защитой диссертаций и как развивается казахстанская наука – об этом интервью с Амангельды Кусаиновым, председателем ВАК. Хотелось бы верить, что многое высказанное им будет претворено в жизнь. И открытость диссертационных работ, их защиты путем публикации в Internet или приглашения экспертов из других государств резко снизит активность многих наших чиновников по части получения ученой степени. И наоборот – в той или иной степени реабилитирует саму науку, привлечет внимание перспективных ученых.


Другой темой номера стали процесс глобализации и существование “тайных обществ” в мире. Московский политолог Тимур Полянников анализирует книгу Джона Колемана, утверждающего наличие “некоего теневого центра власти, существующего как минимум несколько сотен лет и стремящегося к установлению гегемонии в глобальном масштабе”. Статья, несмотря на обилие имен и названий, читается на едином дыхании. И вот почему: несмотря на открытые шлюзы для многих из нас по-прежнему недоступными остаются теории, выдвинутые западными политологами и социологами. Большинство теорий было направлено в свое время на уничтожение врага в образе Советского Союза. Сегодня СССР нет, но тяга к созданию теорий, которые бы указывали на то, каким должен стать мир в XXI веке, осталась. Идея глобализма, в частности, приобретает все больше сторонников, с одной стороны, с другой – в развитых европейских странах ширится протест против этого. Да и в США далеко не все однозначно воспринимают призывы к глобализации. Политолог описывает все теории, имевшие место, и попытки их реализации. В следующем номере журнала, очевидно, можно будет прочитать о новой расстановке сил в мире, вследствие чего те или иные теории оборачиваются утопией.


Еще в номере можно прочитать материал о коллизиях, возникших с созданием Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Рустам Бурнашев отмечает, что все страны, вступившие в новое содружество, имеют свой интерес для объединения. Однако возникает вопрос, а насколько интересы эти соприкасаются и сможет ли поступиться ими любая из стран, если понадобится.


Этот вопрос вызывает тем большее любопытство, что рядом помещена статья Абая Турсынова “А из вашего окна площадь Красная видна?”. Речь в ней идет о взаимодействии России с соседями по СНГ: “На постсоветском пространстве сегодня много и с опаской говорят о возрождении имперских амбиций у российской властной элиты, вплоть до создания вокруг России нового союзного государства, эдакого аналога бывшего СССР. Прощай, независимость? Возможно, но только не так быстро. Для России в настоящее время это довольно несвоевременная, причем не только в силу своей экономической дороговизны, затея… Россия, конечно, будет оплачивать свои геополитические амбиции, кому больше, а кому и поменьше, но брать на себя это бремя по полной программе захочет вряд ли. Достаточно будет просто контролировать власть и ситуацию на местах, используя для этого всевозможные рычаги давления (недостатка в которых нет), в том числе и выборный. А вот это уже более реальный вариант.


Начали в Кремле с Беларуси как с самого братского, союзного можно сказать, государства. Далее по списку, так сказать, в порядке уменьшающейся приоритетности. И больше всего не повезет тем, кто стоит в его конце, как бы ни парадоксально это звучало”.


Жара, июль… а авторы “КонтиненТа” напротив полны задора… Номер читается от корки до корки и буквально каждая публикация заслуживает того, чтобы на ней остановили внимания. В общем, читать нужно все, ибо почерпнешь не только уйму знаний, глядишь, что-то и в собственных опусах пригодится использовать. А что не все псевдоученым использовать, но и псевдоаналитикам есть пища.