К вопросу о полигамии

В последнее время как в прессе, так и на парламентском уровне нередко поднимается вопрос о многоженстве. Главный стимул подобных настроенийтревога в связи со снижением рождаемости и социальная незащищенность женщин. Именно введение многоженства способно, по мнению авторов и политиков, решить эти проблемы. Идея подобных авторов проста всех лишних девушек и женщин пристроить вторыми и даже третьими женами, зажиточным или просто богатым мужчинам, дабы не были одинокими и рожали детей. В основе подобных идей лежит распространенное заблуждение, что в обществе существует значительный численный перевес женщин над мужчинами. На самом деле это не так. Повторяя слова автора одной известной книги (одного из распространенных пособий для начинающего ловеласа), на этот счет есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая новость состоит в том, что женщин больше, а плохая в том, что их больше в основном за счет пожилых и старых, в общем женщин, вышедших из детородного возраста. Вспомним школьный курс биологии. В обычной популяции рождается больше мужских особей, чем женских. Природа закладывает в мужские особи физическую силу и экстремальный характер, а в женские более сильное здоровье и осторожный характер. Это и неудивительно: мужчина по своей природе добытчик, а женщины выполняют детородную функцию. Если брать детскую и юношескую среду, то в ней больше юношей, чем девушек. По мере взросления группы число мужчин в ней уменьшается (увы) за счет большей склонности к рискам и более слабого здоровья по сравнению с женским. Я хорошо помню возрастно-половую диаграмму населения СССР, опубликованную в газете “Аргументы и факты” по результатам последней переписи в истории СССР. Из нее было видно, что явного численного преимущества женщины достигают, уже выйдя из детородного возраста.


Так что вопрос о многоженстве явно надуман и не может решить проблем, связанных со снижением рождаемости. Наоборот, он может породить немало проблем. Если кто-то будет брать дополнительных жен, то кто-то останется без жены. Естественно, это будет неимущий. Каждый может вспомнить довольно типичную историю. Есть симпатичная девушка. Есть богатый человек, которому эта девушка нравится. А он ей не то чтобы очень нравится. Но, уступая давлению родителей, она выходит за него замуж. Теперь, если этот человек будет женат, уже не будет препятствием. Все будет благоприятствовать богатому человеку к тому, чтобы завести токал. А число сельских парней, находящихся на обочине (в прямом и переносном смысле), явно прибавится. Только теперь ощущение отчаяния и безысходности из-за отсутствия работы будет усиливаться еще и из-за ощущения возможной угрозы одиночества. То есть в обществе с резким социальным неравенством, в котором отсутствуют равные возможности, данный вопрос приобретает дополнительную негативную окраску.


Другой аспект: конечно, прогресс штука бездушная, и ему безразлично, какими путями идет развитие. Для нормального воспроизводства населения хорошо, если большинство женщин будут иметь по трое детей. Но для генетической стабильности общества желательно, чтобы каждая женщина имела своего собственного мужа, вместо того, чтобы нескольким иметь одного. Неспроста и у тюрков, и у славян в старину действовал закон седьмого колена. В случае введения многоженства часть мужчин фактически исключается из процесса воспроизводства населения, с другой стороны, возникает целый ряд сводных братьев и сестер. Генетическая безопасность популяции, таким образом, оказывается под угрозой. Возможно, что кто-то упрекнет меня, что я сгущаю краски, и что полигамия в случае ее введения не будет иметь массового характера. Разумеется не будет особенно если учесть массовое обнищание населения. Но тогда зачем огород городить?


Почему возник институт полигамии на Востоке в средние века? Безусловно, влияли войны, в которых гибло немало мужчин. Возможно, и наоборот: полигамия подстегивала войны. В обществе с сильной традицией полигамии образовывалось большое количество “лишних” мужчин, для которых обычно придумывали какой-нибудь военный поход. Вспомним историю, как страдали от соседства с османской Турцией соседние страны: похищение девушек для гаремов и мальчиков, которых превращали в евнухов, было обычным делом. Вот во что превратилась изначально благородная идея в позднее средневековье! А что сейчас? Траффик, связанный с похищением женщин, имеет многомиллиардные обороты. Женщин продают в подпольные публичные дома, и в гаремы. Похищают не только в развивающихся странах, но даже и в развитых. Вряд ли американские боевики врут на эту тему. Не зря во многих мусульманских странах многоженство запрещено или значительно затруднено. Неспроста и по американскому (федеральному!) законодательству многоженство стоит в одном ряду с наркоторговлей и терроризмом. Тот, кто совершал поездки в США, наверняка вспомнит декларации, которые им приходилось заполнять...


Таким образом, можно сделать вывод: в современных условиях институт полигамии не только бесполезен, но даже вреден и аморален. К проблеме низкой рождаемости нужно подходить с другой стороны. Одна из причин низкой рождаемости высокий процент распада браков. Супруги расстаются, успев завести лишь одного, и если затем и вступают в повторные браки, то детей больше не заводят. Следовательно, уже со школьной скамьи нужно готовить детей к будущей семейной жизни, учить находить свою будущую половинку. Каким образом — это уже другой вопрос. Другой комплекс причин связан с условиями жизни.


В одном из предыдущих номеров была высказана идея о том, что сытая жизнь не способствует многодетности. Очевидно, что людям как воздух нужна уверенность в завтрашнем дне и определенное ощущение стабильной жизни. Именно размеренный темп жизни способствует увеличению рождаемости. Если же члены общества живут в условиях постоянного стресса, побуждения к стремлению делать карьеру, то рано или поздно благополучие воцарится в государстве, но вопрос в том, сколько человек дойдет до финиша. Тут есть о чем подумать государственным мужам. Любой человек должен четко знать, что если он будет упорно учиться, совершенствовать свои навыки, стремиться делать карьеру, он достигнет достойных условий существования. Но если он хочет жить в более спокойном ритме, работать там, где ему благоприятствуют условия на данный момент и в данном месте, он должен быть уверен, что при этом ему гарантированы сносные условия жизни. Так было при социализме, так сейчас во многих странах Европы. Казахстан страна восточная, традиции многодетности довольно сильны (пусть не так, как в Узбекистане), и при улучшении условий жизни они возродятся. А полигамию вряд нужно оставить в архивах истории. А если кто-то хочет говорить о исламских традициях, пусть задаст себе вопрос: насколько сильны эти традиции в нашем обществе, насколько сильны они в душах людей?