Перед рассветом

трудно вообразить нечто более стоптанное и бесплодное, чем сегодняшняя интеллектуальная сцена, наследие 80-90-х годов. Это безыдейное, безрелигиозное и неконструктивное месиво, чуждое понятию истины, понятию факта и понятию порядка, канона… А бесчестие мстит бесплодием.

Глеб Павловский


Сегодня эфир Казахстана полон политической попсы, которая так и лезет из всех аналитических и информационных передач, подобно попсе музыкальной, кинопопсе и дьявольскому MTV, захвативших все остальное эфирное время. Та же ситуация и с газетами. Все эти парламентские, правительственные, олигархические, оппозиционные и бандитские разборки, имеющие, впрочем, одинаковую суть, имеют значение для очень малого количества людей, остальную массу это никак не затрагивает. Просто эти несколько тысяч “избранных” делят власть и деньги. Надо подчеркнуть, что в эту борьбу активно включилась и оппозиция. У оппозиции больше нет идей, у оппозиции есть только алчное стремление к власти. А власть сегодня означает богатство. И это именно то, что им нужно. Им больше не нужен Народ. Но и Народу больше не нужна оппозиция, впрочем, как и сама действующая власть.


Возьму на себя смелость высказать одну очень простую мысль. Власть постоянно говорит, что мы движемся к рынку и демократии (здесь и далее слово “демократия” используется в западно-либеральном понимании этого слова). Оппозиция же утверждает, что мы движемся не с той скоростью или вообще не движемся или движемся не туда, куда нужно. Смею утверждать, что уже довольно давно мы вообще никуда не движемся! Мы уже давно ТАМ, в капитализме. И сегодня мы имеем именно ТУ демократию и именно ТОТ рынок. То есть все это у нас такое же, как и у Них, на Западе. Да, у нас кое-что по форме отличается от Них. У нас не такие выборы, как у Них. Но это по форме, а по сути мы — уже Они. Подождите немного: и выборы, и все прочее скоро и у нас будет такое же по форме. Но суть от этого не изменится. Все равно правят в сегодняшнем мире Деньги. Деньги выигрывают выборы и берут власть, чтобы приумножиться. Несколько тысяч из нас (а может, несколько больше) уже давно принадлежат к “золотому миллиарду” и могут себе позволить то же самое, что позволяют себе и ОНИ. А остальные? А остальные живут так же, как остальные и ТАМ, в постоянной борьбе за существование. Но в отличие от них, они еще не полностью одурманены дьявольской идеологией “золотого тельца”. Но жить в таком же достатке они уже никогда не будут. Потому что мы пришли в капитализм “на новенького” и нам уже ничего не достанется. А они будут жить за наш счет еще богаче.


А раз мы уже ТАМ, то следовательно мы приняли ИХ идеологию, которая уже стала нашей национальной идеей, о которой так много сейчас споров.


Возможно ли сегодня найти новую национальную идею, которая смогла бы консолидировать народ? На этот вопрос можно ответить, проанализировав существующие в Казахстане политические течения.


Итак, власть фактически продвигает идею, основанную на рынке и западных либеральных ценностях. Но с учетом местной специфики эта идея частично окрашивается в этнические тона. Власть, надо полагать, смирилась с тем, что ей достается роль компрадорской буржуазии. Это то, что уже есть, что сегодня состоялось.


Такую же идею продвигают и оппозиционные западники-демократы. Ярчайшим их представителем сегодня выступает бывший премьер Акежан Кажегельдин. Из остальных представителей можно назвать Сергея Дуванова, Нурбулата Масанова. Остальные, примкнувшие к ним, выполняют роль лишь рядовых статистов и мало похожи на серьезных политиков. Кстати, как это ни покажется странным, к этому крылу можно отнести и Азата Перуашева, а вернее тех, кто за ним стоит. При резком ухудшении их положения в плане передела собственности, а это весьма вероятно, они так же могут перейти в стан оппозиции, как это уже случилось ранее с Акежаном Кажегельдиным. Таким образом, власть, группа Кажегельдина и группа, формальным представителем которой является Перуашев, не могут выдвинуть никаких других идеологических парадигм, кроме той, что уже реализована властью. В рамках этой парадигмы они постоянно будут бороться за власть. По мере передела собственности и власти кто-то из них исчезнет и возможно появление новых группировок. Некоторые из них уже сегодня просматриваются.


К последней группе тесно примыкают так называемые этноцентристы-западники, ярчайшим представителем которых является доктор истории Азимбай Гали. По некоторым признакам можно заключить, что часть весомых властных фигур также поддерживают идеи А.Гали. Основная его идея заключается в том, что казахский этнос может свободно и на равных правах интегрироваться в мировое капиталистическое сообщество, сохранив при этом свою этническую самобытность. Но Казахстану, к сожалению, это самое сообщество отводит роль только колониального государства, закамуфлированного под суверенное. Да, очень немногочисленная верхушка капиталистов-компрадоров может жить не хуже, чем на Западе. Но остальное население никогда и близко не достигнет среднего уровня “золотого миллиарда”. Таким образом, и эта группа не может продуцировать эффективную идеологию, приемлемую для всего населения. Хотя на первых порах эти идеи и могут привлечь некоторую часть казахов. Но все равно результат предсказывается априорно — окончательное закрепление за Казахстаном статуса западной колонии. Кроме того, реализация такой идеи вызовет повышение напряженности в межнациональных отношениях.


Далее следует рассмотреть группу этноцентристов-изоляционистов. Ярчайшим представителем этой группы является Ермек Нарымбаев. Другой, не менее яркий представитель — Сеилбек Кышкашулы. Первый является довольно ярким публицистом, а оба они весьма искренни и последовательны в своих выступлениях. Из представителей “старой гвардии” сюда могут быть отнесены с небольшими натяжками Хасен Кожа-Ахмет и Собетказы Акатай. Если отбросить все “политкорректности”, то можно сказать, что эта группа придерживается лозунга “Казахстан для казахов”. Причем геополитика игнорируется полностью. Считается, что все контактирующие с Казахстаном государства, возможно, кроме России, Узбекистана и Китая, будут поступать с Казахстаном “по-честному”. Конечно, такие идеи имеют полное право на существование. Но при этом следует иметь ввиду, что с учетом фактически сложившейся демографии эти идеи могут быть реализованны только насильственным путем. А значит неизбежна локальная война с последующим геноцидом и дальнейшим вмешательством в военный конфликт других стран, также имеющих в Казахстане свои интересы. История показывает, что национальные государства создаются только силовым путем. Думается, что такой путь является малоприемлемым для большинства казахов.


Группа этноцентристов-русофилов представлена сегодня в Казахстане очень слабо. С некоторыми натяжками к ним можно отнести Геннадия Белякова, Александра Шушаникова. Ярких лидеров в этой группе нет. Перспективы их полностью зависят от России. Единственная конструктивная идея — объединение с Россией с целью восстановления статуса “русского в Казахстане” (как это было в СССР). Но сегодня это никак не возможно по ряду очевидных причин.


Отдельную группу представляют псевдорусофилы. Это: Юрий Бунаков, Виктор Михайлов, Федор Мироглов. На словах провозглашая борьбу за права “русскоязычных”, на деле эти люди уже давно куплены властью и будут ею использованы в своих целях в зависимости от обстоятельств. Само слово “псевдо” говорит о полном отсутствии креативности у этой группы.


Интересную группу представляют эклектики-популисты. К ним относятся лидеры партий и движений: “Азамат”, “Партии патриотов”, “Орлеу”, “Поколение” и некоторые других. Эта группа пыталась вначале получить поддержку населения, выдвигая эклектические идеи — что-то вроде “социалистического капитализма” или наоборот. Здесь наблюдаются судорожные метания от “рыночной демократии” к “социализму с человеческим лицом” и обратно. Что интересно, в этой группе довольно много ярких и харизматических лидеров. В группе превалирует критико-аналитический подход и полностью отсутствует креатив. Блестящий анализ, тонкое знание “дворцовых интриг”, высокая эрудиция, личная дружба с западными послами отличает их от остальных. К большому сожалению, и эта группа не способна родить позитивных идей общенационального масштаба.


Наиболее идеологически цельными сегодня предстают коммунисты, используя уже готовый огромный теоретический багаж. Однако здесь тоже имеются серьезные проблемы. В среде коммунистов сегодня происходит серьезный раскол. Лидер КПК Серикболсын Абдильдин перешел на позиции социал-демократии, что вызывает негативную реакцию у значительной части коммунистов. В любом случае вряд ли сегодня уже возможен возврат к недавнему прошлому.


Следует рассмотреть также религиозный фактор, который может способствовать созданию общенациональной идеи. В Казахстане имеются две клирикальные церкви — мусульманская и православная. Однако ни одна из них не может привлечь в свое лоно подавляющее большинство населения в силу хотя бы этнической его разнородности. Казахи никогда не смогут принять православие, так же как и русские не смогут принять ислам. Так что ни одна из господствующих религий не сможет стать объединяющей.


На юге республики все большее значение начинает приобретать, условно говоря, “чистый ислам”, то есть ислам без клира. Этот ислам, ставя во главу угла понятие “справедливости” и избавляя верующих от духовных посредников, является сегодня реальным исламом. Реальный ислам — это фанатичная вера, это джихад. И этот ислам способен захватить значительную часть населения на юге республики. Тому способствуют очень недальновидные действия властей, объявивших этому исламу непримиримую войну. Но с реальным исламом нельзя бороться, с ним можно только установить контакт и попытаться в какой-то степени им управлять. Чистый ислам — есть реальный генератор национальной идеи для части южного населения. Внедрение этой идеи рано или поздно обязательно должно привести к сепаратизму со всеми вытекающими последствиями.


Подводим итоги. Реальной идеологией сегодня является рыночная демократия, этнически окрашенная. Единственное, что может этой идеологии сегодня противостоять изнутри — это только чистый ислам. Все остальные идеологические воздействия придут извне. И придется эти воздействия принимать как должное, раз нет своих. И это время уже скоро наступит. Казахстан — на пороге перемен. Нужно будет делать выбор, но уже не из своего, а из чужого.


Хочется закончить опять же словами Глеба Павловского: “… наш последний учитель, жареный петух, уже поджидает!”


P.S. Автор благодарит редакцию газеты “Мегаполис” и “Навигатор” за представленную обширную информацию, в которой он так нуждался при написании этой статьи.