Мирный атом — на зависть Штатам

После распада СССР Казахстан стал владеть почти всем необходимым для создания собственного ядерного оружия. Перспектива стать ядерной сверхдержавой казалась очень заманчивой” – это отрывок из речи президента Назарбаева на открытии Международной конференции “ХХI век – навстречу миру, свободному от ядерного оружия”. Началась конференции 29 августа – именно в этот день 10 лет назад Указом Нурсултана Назарбаева был закрыт Семипалатинский испытательный полигон.


В целом конференция была посвящена вопросам нераспространения ядерного оружия. И Казахстан в далеком 91-ом сделал первый шаг на пути всего мира к уничтожению ядерного оружия. Атом, как говорилось на конференции, должен служить мирным целям. Как упомянул заместитель премьер-министра Школьник, через 50-70 лет во всем мире иссякнут нефть и газ, лет через сто – уголь. В мире не останется топлива, и тут в дело вступит атом. В пример частенько приводился наш ядерный реактор на быстрых нейтронах – БН –350. Он прослужил верой и правдой Мангистауской области 25 лет, сейчас находится в процессе демонтажа. Ядерный реактор БН-350 работал исключительно в мирных целях. Аналог ему есть сейчас только в России.


Приветствовали конференцию многие выдающиеся политические деятели как современности, так и тех, тревожных времен распада Союза. В речи экс-президента СССР Михаила Горбачева был один весьма интересный момент. Михаил Сергеевич заявил, что работники Горбачев-фонда, шерстя Интернет, обнаружили документ, в котором говорилось, что Соединенные Штаты недавно произвели несколько подземных ядерных взрывов на полигоне Невады. Горбачев отметил, что источник, распространивший этот документ в сети, заслуживает доверия. И вообще, как отметил экс-президент Союза, с распадом СССР процесс всемирного ядерного разоружения затормозился. Некоторые государства колебались: уничтожать им оружие или нет. Другие, напротив, решили его приобрести. Пример тому – испытания, проведенные Индией и Пакистаном.


Не менее интересна позиция Китая в этом вопросе. Председатель Комитета по иностранным делам народного политического консульства КНР Тянь Цзэнпэй в своей речи призвал страны, имеющие ядерное оружие, дать обязательство не применять его и не угрожать применением неядерным странам и безъядерным зонам. Дескать, Китай не уклоняется от своих обязательств о неприменении и нераспространении этого оружия, чего и вам советует. Сам же Китай, как следует из слов господина Тянь Цзэнпэя, уничтожать свое оружие не намерен. “Ядерное оружие у нас только для своей защиты,” – заметил г-н Цзэнпэй и упомянул при этом, что Китай дал Казахстану гарантии безопасности еще в 1995 году, когда был уничтожен последний ядерный заряд на Семипалатинском полигоне. То есть, как только Казахстан стал безъядерной державой, ядерный Китай предложил нам свою дружбу и руку помощи на всякий случай. А случаи – они ведь, действительно, всякие бывают…


Мы выступаем за то, чтобы человечество использовало имеющиеся научно-технические возможности не для взаимных угроз или уничтожения друг друга, а поставило их на службу дальнейшему мирному развитию, прогрессу и процветанию человечества” – фрагмент меморандума, вынесенного на алматинской антиядерной конференции. За этими строками встают грибы над Хиросимой и Нагасаки, дети-мутанты Невады и Семипалатинска, бомбоубежища, устроенные в подвалах и погребах по ту и эту стороны океана, люди, долгие годы со страхом боящиеся поднять глаза к небу и увидеть смерть… Это отказ от кровавого наследства, оставленного нам отцами, прошедшими бойню.


Атом должен служить человечеству, а не уничтожать его. Атомная энергетика когда-то была энергетикой будущего. Сейчас это будущее уже становится настоящим, а мы не очень-то и готовы принять его. Казахстан, отказавшись от ядерного оружия, пожалуй, хоть в чем-то оказался впереди планеты всей. С 1992 года у нас существует Национальный ядерный центр, который долгие годы работал над проблемой – как заставить атом работать в мирных целях, не причиняя вреда использующим его людям. Хорошим подспорьем для этого стал ядерный реактор – БН-350, использующий в качестве топлива уран 239. Сейчас мы уже готовы строить АЭС в Прибалхашье. Почему именно там, ведь в Мангистауской области есть все условия для строительства подобного сооружения. На этот вопрос ответил Владимир Школьник. На юге Казахстана недостача энергии в 300-400 МВт. На севере энергии хватает, однако север от юга находится на расстоянии в 1300 км. Переброс энергии на такое расстояние вызывает неизбежные потери энергии. Поэтому в центре – Прибалхашье – и будет построена АЭС, как связующее звено в цепи север-юг. Между прочим, заметил Школьник, добыча угля на Балхаше гораздо губительней для экологии, нежели атомная энергия.


Как мы уже говорили выше, наши потомки останутся без обычного топлива – нефти, газа, угля. Зато в Казахстане хранится 30% всего мирового запаса урана. Использовать его – не проблема, тем более что у нас уникальные экологически чистые способы его добычи. Проблема в захоронении отработанного ядерного топлива (ОЯТ). В принципе, как утверждают наши ядерщики, захоронение – это для нас тоже не проблема. Мы даже можем позволить себе захоронить на территории Казахстана низкоактивные отходы и других держав за соответствующую мзду, разумеется. Пока что, по существующему сейчас закону РК, ввозить на территорию нашей республики ядерные отходы нельзя, однако парламентарии обещали рассмотреть необходимые поправки нынче осенью. Если поправки будут приняты, мы сможем помочь другим государствам разобраться со своими отходами, а на вырученные деньги захоронить собственные и, кроме того, изрядно помочь экологии Казахстана.