Много шума из ничего



Спор о введении повременки, продолжающийся уже несколько месяцев между “Казахтелекомом” и депутатами от Карагандинской области Уразалиновым и Сисинбаевым, все больше похож на игру в пинг-понг. На прошедшей неделе монополист связи вновь отразил атаку законодателей.


В очередной раз г-да Уразалинов и Сисинбаев заявили, что внедрение пилотного проекта системы повременного учета телефонных соединений (СПУС) в городах Караганда, Жезказган и Лисаковск было осуществлено незаконно. Генеральная прокуратура и Конституционный Совет, считают они, закрыли глаза на то, что в ходе эксперимента монополист нарушил 732 постановление и 17 статей законов. Теперь же, не обращая внимания на многочисленные жалобы и замечания жителей городов, где проводился эксперимент, правительство с подачи “Казахтелекома” проталкивает решение о повсеместном внедрении “успешного опыта”. Очевидность того, что эксперимент удался, монополист подтверждает неким социологическим опросом, по которому едва ли не половина абонентов рады, что повременка в Караганде есть. Со своей стороны депутаты — коренные карагандинцы — заявляют, что не знают никого, кто на их малой родине одобрил бы эти нововведения.


В этой перепалке за каждой из сторон стоит определенная сила. За монополистом связи: Генпрокуратура, Конституционный Совет, правительство, и, как ни странно, с одной стороны, и не естественно, с другой – Агентство по регулированию естественных монополий. О роли последнего необходимо поговорить особо. Какого монополиста и каким способом антимонопольное агентство в последнее время сумело приструнить, наверняка не скажет никто. Зато поддержка со стороны “врага монополистов” им очевидна. Подтверждение тому наша история об “антимонопольном регулировании” работы безусловного монополиста связи “Казахтелекома”. В этом, заметим, и заключается та самая странность, которая вот уже несколько лет отмечается за антимонопольщиками. С другой стороны, позиция ведомства более чем понятна. На последнем брифинге г-н Уразалинов напомнил о существовании специального постановления правительства, в котором исключительная роль “Казахтелекома” определена на девять лет вперед. Таким образом, как ни крути, а Антимонопольное агентство, являясь частью исполнительной власти, будет играть в одной тональности с Кабмином. В такой ситуации понятно, что шансов на победу у “Казахтелекома” очень много.


Что же касается депутатов Уразалинова и Сисинбаева, то, судя по последним судебным делам, их сторону правительство принимать не торопится. Однако это не столь уж важно, ибо повременка – весьма благодарная тема, если рассматривать ее с позиции общественной поддержки. В этом отношении причина замечания Уразалинова о том, что введение повременной оплаты является дополнительным грузом для населения, живущего и без того в неприемлемых социальных условиях, понятна. Кстати, так считает и работник “Казахтелекома”, заметивший, что “бодание” с монополистом обусловлено желанием законодателей заработать дополнительные очки. Правда это или нет, но на стороне депутатов выступают рядовые потребители услуг монополиста связи. Ведь то, что “Казахтелеком” остается единоличным хозяином на рынке телекоммуникаций, никто отрицать не станет. Не возможно опровергнуть и следующий вывод, что оплата, какую бы ее форму монополист не предложил, есть лишь навязанные им условия.


Именно поэтому несколько пунктов, исполнения которых требуют законодатели, могут вызвать поддержку общественного мнения. Требования заключаются в следующем: признание правительством незаконности решения о проведении эксперимента в Караганде, Жезказгане и Лисаковске и возмещение ущерба абонентам “Казахтелекома”; закрепление за потребителями услуг связи права выбора формы и системы оплаты; демонополизация “Казахтелекома” и отмена правительством постановления об исключительных правах монополиста.


Депутаты также заявили о законодательной инициативе с их стороны. Они намерены внести изменение в 24 статью Закона Республики Казахстан “О связи”, по которой за абонентами закреплялось бы право выбора формы оплаты услуг связи. Безусловно, предложение заслуживающее одобрения, если бы не одно “но”. За две недели до этого “Казахтелеком” на заседании правительства сам предложил закрепить норму о том, что потребители вправе выбирать, по какой из четырех тарифных позиций платить. Получается, что депутаты отвоевывают то, что уже и так без боя предоставляется компанией. Масло стало еще более масляным. Если же говорить о реальных интересах граждан, то, скорее всего, законодателям нужно было бороться за отмену введения всей системы повременного учета телефонной связи. Этого не произошло, и потому вновь возникают сомнения.


Тем не менее разговоры о повременке, судьба которой на самом деле решена, все же будут вестись. Об этом свидетельствуют высказывания депутатов и их требования, исполнения которых они намерены добиваться. Что ни говори, а реклама компании обеспечена.