Вот он казахский Путин, или Поиск политического Преемника

“...кандидат в казахские Путины – сам Назарбаев. Это звучит парадоксально, но, если вдуматься, резонно... Он даже не душитель свободы”

\"\"

В этом году выдалась на редкость теплая зима. Старики в Астане говорят: \»Теплая зима — начало ранней оттепели\». Только старики не могут предсказать, чем кончится ранняя оттепель: заморозками с гололедом-джутом в степи, бескормицей для скота, или бурным половодьем и ранним многоцветьем степных трав, ранней посевной. После таяния снегов и первых теплых дождей поднимется сорная трава, она может заглушить культурный злак, потому лучше взлущить землю. Это залог будущего урожая, это знает каждый земледелец. Ранняя посевная при дождливых весне и лете, переходящая в жаркую сухую осень, к хорошему урожаю. Дальше нужен упорный труд, дорогостоящая техника, и, наконец, нужен покупатель. Если получится, что у всех и везде хороший урожай, то это тоже плохо. Правда жизни в агрономии ещё и в том, что наше относительное благополучие сильно зависит от чужого относительного неблагополучия.

Я не синоптик, я не аграрник, но законы бытия удивительно созвучны и тождественны законам политологии. И, наоборот, получается, что аксиомы политических наук иногда отвечают законам метереологии.

Я выбрал из наиболее колоритных персонажей политической элиты, на мой взгляд, наиболее продвинутых. К этой кагорте я отнес О.Сулейменова, С.Абдрахманова, Б.Турсынбаева, А.Сарсенбаева, К.Сатыбалды, И.Тасмагамбетова, А.Кажегельдина, Н.Балгимбаева, Д.Назарбаеву, Т.Кулибаева, К.Токаева, К.Сулейменова, Г.Касымова, О.Жандосова, Г.Жакиянова, А.Байменова, С.Абдильдина, Н.Аблязова, Б.Абилова, Б.Сапарбаева, З.Нуркадилова и Р.Алиева. Всех их объединяет политическая амбициозность в хорошем смысле слова.

Заявка на верховную власть, хотя вещь деликатная, но вполне обыкновенная, если этот процесс легитимен. Опыт России показывает, что поиск политического приемника Верховной власти, хотя и не династийный, но вполне гражданско-правовой процесс, политической и экономической элите небезразлично, кто будет делать власть в государстве с авторитарной традицией. Мы произвели “отсев” из числа реальных претендентов по различным соображениям. Первый принцип — государственническая позиция. Будущий приемник обязательно должен быть государственником. Этому принципу соответствуют все.

Итак, первая группа преемников — мягкие государственники. Мягкому крылу государственников русофильского направления близки позиции О.Сулейменова, С.Абдрахманова, Б.Турсумбаева, Г.Касымова, С.Абдильдина, Н.Балгимбаева и А.Кажегельдина. Большинство из перечисленных кандидатур, на наш взгляд, открыто и честно ратуют за сближение с Россией, некоторые за передачу части суверенитета великому соседу. Может быть, потому что у части из них русские жены, или ангажированность интересами другого государства объясняется мотивами, неизвестными нам. Другое их сходство в том, что пик их политической популярности позади, возможно им уже не удастся взойти на политический олимп только потому, что у них не предполагается харизмы. Слишком много черного пиара на них обрушилось в последние годы. И ничто не в силах будет переубедить обывателя на честных выборах. Это обстоятельство – серьезное препятствие на пути к верховной власти. Борьба за власть слишком ответственное занятие. Как правило, к власти приходят консенсусным путем или её крадут. Украсть власть возможно только в обстановке раздрая и гражданской войны. Ситуация в Казахстане явно стабильная. Народ не пойдет за политическими аферистами, даже за теми, в ком есть сомнения истеблишмента. На дворе не 1996-1998год народ, народ ощутил социальные результаты реформ. После введения частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения крестьянин окончательно станет на консервативные позиции. Средний класс уже сложился, финансово промышленные группировки в целом довольны стабильной ситуацией. Вот если бы ещё провести политико-правовые реформы по либеральным образцам, то наступит период гомеостаза. Таким образом, эта группа государственных деятелей Казахстана окажет известное влияние на политический климат, но не сможет быть самостоятельным и значимым субъектом.

Вторая группа претендентов на власть — Б.Сапарбаев, З.Нуркадилов и Р.Алиев. Несомненно, это сильные и колоритные личности. Нельзя им предсказывать политический закат, но эти политические персонажи из-за нехватки политического опыта допустили некие ошибки, которые им сильно помешают в развитии их политической перспективы. Трудность политической деятельности в гражданском обществе — интерактивность как постоянное свойство повседневной политической жизни. Любой прокол, проявление любой некорректности вызывает политический сбой. Сдаётся мне, что разбитые армии хорошо учатся, возможно их мы увидим в первом эшелоне власти, хотя не в политических преемниках.

Третья группа претендентов на власть — в лице О.Жандосова, Г.Жакиянова, А.Байменова, Н.Аблязова, Б.Абилова и социал-демократа С.Абдильдина. Никто в этой группе не является серьёзным противником политической системы. “Бунтом” младотюрков против одного из политических фаворитов воспользовалась одна из политических групп, перехватив влияние на верховную власть. Третья группа продолжает структурироваться, а их мнимый конфликт с властью хорошо ими обыгрывается. Политическая и финансовая консолидация этой группы, несмотря на видимость внутреннего раздрая, продолжается. Если партии “Ак жол” удастся легитимизироваться, а процесс идет к этому, то представители этой группы будут существенно влиять на политический климат и без парламентской фракции. Что касается движения ДВК, то оно будет и далее наполняться праволиберальными ценностями и заполучит больше популярности , чем упертые партии из ОДП. У этой группы достаточно денег, чтобы влиять на власть, но недостаточно финансов, чтобы перехватить власть. Хотя и они будут пестовать своего Преемника .

Четвертая группа — национал-демократические деятели. В числе национально мыслящей номенклатуры наиболее известны: А.Сарсенбаев, К.Сатыбалды, И.Тасмагамбетов. Национально-мыслящая интеллигенция и номенклатура хотели бы видеть торжество государственного языка и державнического сознания. Неминуемая деколонизация сознания, расширение казахского демографического присутствия Казахстане до 58%, в городах до 50%, доминирование казахов в среде экономической элиты привели к возрастанию собственно казахской субъектности. Несмотря на системную дискредитацию казахского языка, государственный язык отвоёвывает пространство: растет число казахских школ, увеличивается трансляция ТВ на казахском языке, география функционирования государственного языка расширяется. Причем казахское масс-медия пространство остается почвенническим. Наиболее сильной кандидатурой этого политического направления является И.Тасмагамбетов. На сегодняшний день И.Тасмагамбетов — реальная кандитатура в Преемники. Он чрезвычайно популярен в казахских кругах интеллигенции, авторитетен в номенклатуре, пользуется доверием в семье Президента. И.Тасмагамбетов — выходец из западного Казахстана. Финансовый вес нефтяного и газоносного края может конвертироваться в должность политического Преемника. Но политический марафон долог и результаты предугадывать еще рано.

Пятый кандидат в казахские Путины – сам Назарбаев. Это звучит пародоксально, но, если вдуматься, резонно. Во-первых, Назарбаев не стар. Во-вторых, Назарбаев реформатор. Ему удались экономические, финансовые, социальные реформы. Произошло экономическое оживление и социальное умиротворение. Запад перестал на него коситься после 11 сентября. Тем более, что он сам взялся за реформирование политической и правовой сферы. В-третьих, в отличие от лидеров соседних государств на нем нет крови политических оппонентов. В-четвертых, если у Президента есть харизма, то ему нет необходимости в культе личности. В- пятых, начав как мягкий государственник, Назарбаев все-таки построил национальное государство со всеми его атрибутами, а последние подвижки государственного языка, несомненно, его личная заслуга. И, в – шестых, Он даже не душитель свободы. Хотя и с перерывами выходят газеты радикальной оппозиции со сплошной, часто несправедливой критикой. В стране имеется рабочий фоновый демократический шум и “война компроматов”.

С чего начнет казахский Путин? Конечно, и очень возможно, с передела частной собственности финансово-промышленных олигархов. А кому это нужно? Казахский Путин, как и русский Путин, произведет передел масс-медиа для собственных имидж-технологий. Казахский Путин, несомненно, будет более авторитарен, чем Нуреке. Он будет, в любом случае, менее опытен, значит немало напортачит. Так что нам предпочтительнее получить нового старого казахского Путина — предсказуемого и понятного Назарбаева. Есть старая русская номенклатурная поговорка: \»Береги старого начальника, новый будет хуже!\» Похоже, что эта правда, да, может быть, не вся…