Аблязов невиновен. Его амнистировал сам президент

Почему все забыли о легализации капиталов?

\"\"

“Не зарекайся!” – название заметки, опубликованной на прошедшей неделе в газете “Новое поколение”. В заметке речь идет о том, что “бывший министр энергетики, индустрии и торговли Казахстана, а ныне владелец банков, газет и телеканала Мухтар Аблязов задержан и водворен в изолятор временного содержания”. Напомним, что против члена политсовета ДВК (о чем почему-то в лиде забыли упомянуть журналисты “НП”) финансовой полицией республики было возбуждено уголовное дело, а “27 марта сотрудниками Агентства финансовой полиции РК ему предъявлено новое обвинение по статье 307 часть 3 – “злоупотребление должностными полномочиями” и статье 310 часть 1 – “незаконное участие в предпринимательской деятельности” УК РК. Далее “НП” смачно описывает все экономические преступления, совершенные так называемой “группой Аблязова”: “По версии следствия, в период 1998-1999 годов устойчивая преступная группа разработала и осуществила схему, по которой ресурсы АО “КЕГОК” и АО “Экибастузская ГРЭС-2” использовались в интересах частных предприятий. Схема не давала сбоев все время, пока г-н Аблязов был президентом АО “КЕГОК” и затем министром энергетики, индустрии и торговли. По имеющимся материалам уголовного дела, он имел к этой схеме самое непосредственное отношение”.

Все уже знают продолжение этой истории. Соратник Аблязова по ДВК Галымжан Жакиянов, выступивший в поддержку бывшего министра энергетики, был вынужден скрываться от правоохранительных органах в посольстве Франции и просить у французских властей политического убежища. Это произошло в ночь с пятницы на субботу, а потому в “бумажных” газетах отражения не нашло. Впрочем, за последние полгода мы привыкли к весьма стремительному развитию событий, отследить которое по техническим и прочим причинам пресса не успевает. Резкие встряски в политической жизни Казахстана уже напоминают судороги на глазах разваливающегося, а потому выглядящего весьма нелепо, существующего режима. Создается впечатление, будто властная верхушка сама не знает, что творят ее прочие органы, а потому не успевает погасить все больше разгорающееся пламя кризиса. Посадили Аблязова, расстреляли передатчик телекомпании “Тан”, но не успели схватить Жакиянова. В результате в субботу мы могли лицезреть собрание оппозиции перед зданием посольства Франции, протестующее против преследования оппозиционеров. Власть пытается очернить “младооппозиционеров” жалкими доводами, что “в прошлом году, когда расследование набирало обороты <…> Аблязов вдруг становится оппозиционером”. Оппозиционером “вдруг” не становятся. Аблязов, Жакиянов и другие основатели ДВК ушли в оппозицию из власти, потому что режим стал играть не по правилам. Как бы цинично это ни звучало, пусть Аблязов вор – но он невиновен. Почему? Да потому, что его амнистировал сам президент. Его и других таких же, не выпавших из властной обоймы, наживших свои капиталы в период так называемой “прихватизации”. Не надо удивляться и почесывать затылки – проще вспомнить, что в прошлом году проводилась некая акция по легализации нечестно нажитых денежек, проще говоря, уворованных во время “прихватизации”. Указ о легализации подписывал президент, он же и объявил, что граждане, “отмывшие” грязные бабки, амнистированы и чисты перед законом аки младенцы новорожденные. Так чего же сейчас кричать, что Аблязов вор? Если он легализовал свои капиталы, то никакой он ни вор, а самый что ни на есть допропорядочный гражданин. Самое интересное, что про легализацию сейчас никто не вспоминает, будто бы ее и не было. Отсюда вывод – арестовали Аблязова, как раньше говорили, “за политику” и Жакиянова преследуют “за политику”, и не надо лукавить и в подробностях описывать схемы нечестного обогащения – такие схемы по большей части однотипны и даже в детективных романах не используются. Или просто завидки берут, что кто-то успел таким образом “очиститься”, а кому-то не повезло – денежки на швейцарских счетах замороженными оказались в связи с делом о “Казахгейте”?

Не президентский уровень

“Вчера в Астане президент республики Нурсултан Назарбаев провел расширенное совещание, на которое были приглашены руководители министерств и всех служб городского акимата, а также генеральные подрядчики крупнейших строительных фирм и директора компаний, занятых на строительных площадках города”, – писали 28 марта казахстанские странички “Известий”. Речь на заседании шла, в основном, о чистоте столицы. “Вокруг резиденции без резиновых сапог пройти невозможно – а что же делается в других частях города? Вся Астана – чумазая, а вы этого не видите?! Где ваша хваленая ливневка? После совещания я заказал автобус и повезу всех ответственных за это дело на экскурсию по городу как есть, без резиновых сапог. Помесите грязь в ботиночках и посмотрите, как приходится горожанам. Грязную Венецию мне тут развели…” – распекал нерадивых акиматчиков президент. Это собрание, мягко говоря, вызывает недоумение. Не президентский это уровень. Это как если бы аким Алматы Виктор Храпунов устроил бы совещание с дворниками города – почему, дескать, двор по улице Шолохова не подметали сегодня? Да, президент заботится о собственном детище – новой столице Казахстана. Да, недоволен. Однако обычно подобное высказывается акиму города, тот на своем уровне оповещает подчиненных, а уж те на своем уровне дают задания. Словом, не президентский это уровень.

Нурсултан Абишевич раскритиковал и новенькие постройки, которыми так гордятся коренные астанчане: “Понастроили бетонные бастионы и деревянные терема… Сплошные архитектурные джунгли, нет ни стиля, ни архитектурного, ни цветового единства <…> А названия! Вы только послушайте: сити-маркет, синема-сити, плаза-сити, миллениум-пати… Что это? Где мы живем? В казахстанской ли столице?.. Президент запретил строить что-либо в Астане без разрешения главного архитектора, приказал прекратить “все попытки вмешательства в строительство нового города и из моего так называемого окружения”. Ни для кого не секрет, что девяносто процентов новых строек в столице – это способ “отмывания” денег. Легко представить, какое беспокойство поселилось в душах не совсем честных граждан из “так называемого окружения” после подобного заявления.

Озабочен президент и культурой в сфере обслуживания: “А какая у нас здесь культура? Продавец разговаривает с покупателем, повернувшись к нему спиной! Соберите владельцев предприятий соцкультбыта, объясните им, как надо работать в столице!”

Остается только пожелать, чтобы объяснили как работать продавцам и в других городах необъятной нашей родины.