Форумы, саммиты, покушения…

“ХАБАР — Жетi-кун”

Не медиа-форумом единым…

\"\"

В отличие от других средств массовой информации главный официоз страны Хабар не стал называть итоги саммита глав прикаспийских государств провальными. В еженедельной информационно-аналитической программе “Жетi Кун” встречу пяти президентов окрестили безрезультатной. Впрочем, как отмечают аналитики Хабара, один положительный результат все же есть – главы государств договорились не разжигать конфликтов на Каспии и решать все возникающие проблемы мирным путем посредством переговоров. Как известно, данная встреча не принесла результатов в деле раздела Каспийского моря – слишком сильно расходятся интересы бывших советских республик как между собой, так и с Ираном. Во встрече зафиксирована боевая ничья — “0:0”.

О поездке премьер-министра республики Имангали Тасмагамбетова по Западному Казахстану поведал в своем материале Бауыржан Айтказин. Ситуация, когда акимы региона вынуждены были чуть ли не записываться на прием к руководителям крупных компаний, постепенно стала меняться в пользу отечественных чиновников. Иностранные инвесторы, наконец-то, повернулись лицом к проблемам региона.

Несколько выпала из поля зрения аналитиков Хабара встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с главой оборонного ведомства США Дональдом Рамсфелдом. Глубокого анализа данной встречи не последовало – лишь небольшая информация об итогах, даже не сопровождавшаяся видеорядом. Стоит отметить, что американские боевые самолеты все же могут появиться на казахстанских аэродромах, но только в экстренных случаях, без постоянной дислокации в республике.

В традиционный дайджест событий уходящей недели попали встреча главы республики с президентом Ирана Мухаммадом Хатами, второй космический турист, стартовавший на МКС, и поездка иностранных журналистов, приехавших на Евразийский медиа-форум, в стольный град Астану.

Сам же Евразийский медиа-форум занял огромное количество эфирного времени в программе “Жетi Кун”, поскольку организатором выступало агентство Хабар. Лавина информации об итогах мероприятия: начиная от незапланированного выступления все того же Хатами и заканчивая сугубо профессиональными вопросами. Гостем программы стал знаменитый американский журналист Риз Хан. Кстати, местом проведения следующего медиа-форума опять выбран Алматы.

И в заключении материал о принятии Казахстана в UEFA, но тут, как говориться, без комментариев.

“КТК — Портрет недели”

Дворники Казахстана – самые бдительные дворники в мире

Первый сюжет был посвящен 1-му Евразийскому медиа-форуму. Журналисты отметили, безусловно, очень хорошую организацию форума, которая буквально развратила участников, так что на утренних мероприятиях собиралось не более половины участников. Зарубежные коллеги лениво и благосклонно заявляли журналистам, что положение в Казахстане по сравнению с соседними республиками вполне сносное. У других гораздо хуже. Одной из проблем, которую обсуждали на форуме, было: кого чаще показывать, израильтян или арабов.

Вывод, который был сделан КТК: форум больше напоминал фарс. Журналисты, отчаянно спеша куда-то, охотно каялись в грехах и принимали обвинения в свой адрес. Артур Платонов завершил сюжет словами о том, что оживление отечественных СМИ, начавшееся в этом году проведением первого митинга, первого конгресса, на сей раз разродилось первым форумом.

Саммит глав прикаспийских государств также получил от КТК весьма нелестную оценку, не были подписаны даже декларативные заявления. Невиданный размах культа личности Туркменбаши был ярко проиллюстрирован кадрами вызолоченных памятников вождю. Во всяком случае, по словам журналистов, Казахстану нечего опасаться: 29 процентов дна Каспия по праву принадлежит нам.

Бомба, обнаруженная бдительным казахстанским дворником на пути следования лимузина нашего президента, вызвала новый всплеск иронии ведущего в следующем сюжете. И то правда, слишком уж охотно комментируют данный факт обычно туго идущие на контакт со СМИ СОПовцы и КНБ-шники. Появление этой бомбы именно сейчас, когда в парламенте вовсю кипят страсти по поводу двух законопроектов — “О военном положении” и “О чрезвычайном положении”, может существенно облегчить и ускорить их принятие парламентариями. Интересно, что с проектами знакома лишь десятая часть депутатского корпуса.

В Южном Казахстане старшина полиции сбил сразу 5 человек, все они, включая пятилетнюю девочку и ее бабушку, погибли. Дали ему 5 лет обычного режима, вероятно, в расчете по году за человека. При “хорошем поведении” и попадании под очередную амнистию преступник выйдет года через два, а потом, глядишь, и в органы устроится. И снова будет защищать и беречь нас, таких прецедентов было уже немало.

Российская ракета снова упала в Казахстане, и снова по счастливой случайности пока никого не убила. Это обстоятельство, в котором, впрочем, нет никакой заслуги российских военных, пока выступает главным оправданием россиян. Но везение не может длиться вечно, да и радиационный фон в Казахстане и так оставляет желать лучшего.

Сразу два небольших сюжетика из областей объединила одна тема: притеснение сильными мира сего (в данном случае акиматом) обычных людей. Если в первом случае речь шла о предпринимателе, у которого незаконно отбирают участок земли, то во втором – о детях, которых выбрасывают из помещения детского сада, оно прямо-таки позарез нужно кому-то под новый бар (парикмахерскую, бассейн, сауну и т. д.).

В последнем сюжете авторы программы поздравили всех казахстанцев с тем обстоятельством, что Казахстан теперь в УЕФА. 25 апреля в Стокгольме, наконец, свершилось то, чего все ждали уже несколько месяцев.

“31-й Канал — Неделя”

“Иранский Горбачев” — бедные иранцы…

Погиб Александр Лебедь. Очень трагичная и ужасная новость… Ведущий прав — он действительно был слишком неудобным… Но несмотря ни на что, он, несомненно, был неординарной личностью в российской политике. В нашей памяти он сохранится надолго. Вряд ли официальные расследования прольют свет на обстоятельства и причины его гибели, он действительно был неудобным…

Каспийский саммит в Ашхабаде. Несмотря на слова Токаева о том, что эта встреча была очень полезной, на самом деле саммит провален. Что же, как говорится, хуже некуда… И ирония по поводу очевидного культа личности Туркменбаши никак не скрашивает негативные результаты саммита.

Иранский президент Хатами был назван “Иранским Горбачевым”. Не дай Бог такой подарок иранцам… Отмечено, что культура и религия — это то, что является общим между Ираном и Казахстаном. И еще отмечено, что иранскому президенту очень импонирует так называемая многовекторность во внешней политике Казахстана. Большую глупость сказать трудно…

Евразийский медиа-форум весьма злобно был назван “глобальной рекламной кампанией Астаны”. “Зачем он (медиа-форум) понадобился вообще? Что будет дальше с ТАНом?”. Одним словом, “гости уехали, а мы остались со своими проблемами”… Вот такие вопросы… И трудно с этим не согласиться.

Последний сюжет был посвящен конкурсу “Жас Канат”. Разумеется, “попсовые” пристрастия “31-го” здесь расцвели пышным цветом. “Главная сенсация конкурса — квартира в Астане” — как-то это мало вяжется с аналитической программой. Как и все “культурные мероприятия”, все это смотрится убого и грустно. Музыкальная провинция — она и есть провинция, и ничто с этим не поделаешь… И радостный оптимизм автора сюжета Елены Семиковой только подчеркнул и усилил эту убогость.

“31 Канал – САЯСАТ”

Я б в писатели пошел…

Ашхабадский саммит лидеров прикаспийских государств закончился безрезультатно. Столкновение интересов и разных взглядов на проблему деления Каспия по секторам и определение правового статуса не позволили президентам принять итоговый документ.

Это была первая встреча президентов региона, которая вышла комом, и они выразили пожелания, что надо встречаться чаще. Во всяком случае лидеры государств открыто поставили друг перед другом вопросы. Особенно ярко выразились противоречия между Туркменией и Азербайджаном, Ираном и остальной четверкой. Президент Ирана покинул саммит, сославшись на плохое самочувствие.

После саммита глава Ирана Мухаммед Хатами посетил Казахстан. Переговоры прошли на двусторонней основе о дружбе и сотрудничестве двух стран.

Вторая тема, рассмотренная в программе, касалась Евразийского медиа-форума. Как отмечали многие в своих интервью, главным было общение с западными коллегами, которым пришлось раскрывать глаза на Казахстан. Ведь многие представляли республику исламской страной, расположенной рядом с Афганистаном.

При всей привлекательности таких международных форумов, как отметил ведущий программы Иманбай Жубаев, казахскоязычная журналистика оказалась как всегда на вторых ролях.

Событием в среде казахской журналистики на прошлой неделе стал уход с поста главного редактора “Жас Алаш” Нурторе Жусипа. Как раз в день открытия форума, он на страницах своей газеты в последний раз обратился к читателям и заявил: “Я ухожу”. Причины, побудившие его к отставке, Нурторе Жусип объяснил происками против него некоторых сил во властных структурах. Однако, представитель министерства культуры, информации и общественного согласия Ардак Досжан выразил удивление и сообщил, что “Жас Алаш” является 100% частной акционерной компанией и министерство не может влиять на кадровую политику, его ведомство всегда помогало казахскоязычным изданиям.

По мнению главного редактора еженедельника “Алтын орда” Мейрхана Акдаулета, “Жас Алаш” не был независимым изданием. Ежегодно издание получало от государства 50-60 миллионов тенге. Смена руководителя связана с политической ситуацией в стране, и неясностью позиции издания в последнее время, считает Мейрхан Акдаулет.

Если вообще говорить о казахской журналистике, то главная проблема — в менталитете, когда статьи пишутся с оглядкой на руководство, с поправкой на родственные связи.

Еще одним событием прошедшей недели стал съезд писателей Казахстана, который прошел на год позже положенного срока. Вопрос нужен союз или нет остается актуальным до сих пор. Писатели не могут дать однозначного ответа, представители провинции больше склоняются к мнению о ненужности такого органа, однако столичные бароны пера с различными оговорками высказываются за необходимость писательской организации. Кроме этого, продолжается традиционное деление писателей на русскоязычных и казахскоязычных, по жузам и родам, желание видеть руководителем свата, брата. Поэтому на момент выхода передачи не был избран новый руководитель Союза. Как сказал Мейрхан Акдаулет, численность писателей в республике достигла 700 человек, но только 70 можно назвать истинными исследователями человеческих душ.

“ТАН — Власть”

Телекомпания по-прежнему не вещает.