Лучше пат, чем мат

Буш ищет выход из кризиса, а Хусейн стремится создать “пат”.


Первая декада декабря создала впечатление, что многие активные участники мировой политики чего-то ждут. А что остается делать, когда продолжается накопление сил для мощного военного удара по Ираку, а противостояние между “голубями” и “ястребами” зашло в тупик. Считается даже, что Америка находится на пороге глубокого кризиса и участие в войне есть для нее единственный способ спасти экономику, несмотря на пугающие цифры, необходимые для осуществления операции в Ираке, – по разным источникам, от 50 до 500 млрд долларов.


Во всяком случае, неспроста президент Д. Буш отправил в отставку руководителей своего экономического блока, министра финансов США Пола О\’ Нила и советника президента по экономическим вопросам Ларри Линдса. Причиной такого решения президент российской компании экспертного консультирования \»Неокон\» Михаил Хазин считает то, что “руководителям и идеологам этой операции – П. Вульфовицу, Д. Рамсфельду и Д. Чейни, необходим свободный контроль за бюджетными деньгами и прежде всего — за секретными фондами Министерства финансов, объемы которых достигают приведенных выше цифр стоимости операции”. Судя по всему, США продолжают рваться в бой, а оккупация Ирака для них — лишь вопрос цены и времени.


Между тем даже слабо владеющий шахматной терминологией человек, наверное, сразу поймет, что мат – это конец партии (от арабского слова “мат” — “умер”). А пат зачастую является результатом игровой тактики. В самых критических ситуациях, когда игроку некуда ходить и он не находится под шахом, пат становится наиболее приемлемым и единственным выходом из создавшейся ситуации. Та же ситуация возникла для С. Хусейна: если не предоставить данные о наличии оружия массового поражения, то американцы скажут, что его скрывают, а если предоставишь хоть что-то, – значит, скрываешь остальное. Клеймо виновника уже давно наложено на Саддама американской администрацией, и единственным выходом для багдадского правителя стала игра в “пат”. Направив в ООН доклад объемом в 12000 страниц и весом в 50 килограмм, часть которого к тому же составлена на арабском языке, С. Хусейн выигрывает время, что немаловажно для страны, жители которой каждый день ждут начала войны.


Игра, несмотря на продолжающиеся военные приготовления, приняла иной оборот, благоприятный для Ирака. Даже министр обороны США, самый злобный из американских “ястребов”, заявил, что, изучая полученные от Ирака документы, “не надо делать никаких скоропалительных выводов, нужно проявить терпение и ждать много дней и даже много недель, прежде чем закончится этот экзамен”.


Не шахматы (No chess)


Правила шахмат, как и политики, можно менять в угоду игрокам. Так, в игре “не-шахматы” используются обычные правила шахмат, но со следующим изменением: перед каждым ходом игрок также называет один из ходов оппонента, который тому не разрешается сделать следующим ходом. Американская администрация играет по тем же извращенным правилам, более того, не разрешая ходить своему оппоненту, она не желает запрета на любой свой ход, таким образом предоставляя самой себе значительную фору. То есть все идет практически в полном соответствии с имперской идеологией “великой шахматной доски” З. Бжезинского. Так, не предупредив о своем, как выразился генсек ООН Кофи Аннан, “неудачном” обращении с иракским отчетом, США забрали ночью у Совета Безопасности ООН один из двух его оригиналов, (второй экземпляр остался у инспекторов), скопировали и со всем соблюдением мер безопасности вручили полученные копии остальным постоянным членам Совета – Великобритании, Франции, России и Китаю.


А десяти странам, непостоянным членам Совбеза ООН, США вовсе отказали в праве на анализ полного текста отчета, чем вызвали у официальных лиц этих государств массу обид и недовольства. Ирак немедленно воспользовался случаем и, дабы дискредитировать действия американцев, назвал это устами министра иностранных дел Наджи Сабри “беспрецедентным в истории ООН рэкетом”. Таким образом, подобные ходы американцев можно рассматривать, как целенаправленное превращение “ферзей мировой политики в безобидные пешки и, соответственно, запрещение “возомнившим о себе” пешкам превращаться в ферзя. При всем этом легко могут превратить свою пешку в коня, ладью или какую-нибудь другую значимую фигуру (не короля, конечно, – он должен быть один). Об этом свидетельствуют хотя бы факты увеличения политического веса тех стран, которые стали преданными союзниками США по антитеррористической коалиции (к примеру, Узбекистан).


“Мат Диларама”


Арабы-мусульмане оказали, вероятно, наибольшее влияние на игру в шахматы, чем какая-либо другая культура. Они разработали и первые шахматные задачи, которые назывались “мансубы”. Некоторые из этих мансубов основывались на легенде “Мат Диларама”. Согласно легенде, Диларам был шахматным игроком, который играл на деньги и проиграл все свое имущество. В последней партии он поставил на кон свою жену, но играл опрометчиво и практически проиграл эту партию. Однако его жена заметила, что он может поставить мат своему противнику, если пожертвует обе свои ладьи. Жена шепнула ему это на ухо, и он выиграл партию.


В последние годы американские милитаристы в угоду строительству нового имперского порядка поставили на кон самое ценное и дорогое, что осталось у нашей планеты, – мир и миростроительство. Продолжает непомерно расти военный бюджет США, и без того самый большой в мире, который больше 10 следующих за ним оборонных бюджетов других стран вместе взятых. Прикрываясь благородными лозунгами о защите свободы и демократии, “ястребы” осматривают весь мир на предмет наличия фигур, которые ну никак не хотят становиться пешками, а ходят искренне и прямо, словно ладьи. Неспокойно стало на участке поля “имперской доски” под названием Ближний Восток – надо заменить С. Хусейна на пешку-марионетку. Стояла бельмом в глазу в 1999 году у Европы и Америки неспокойная Югославия – надо ее разбомбить, а С. Милошевича посадить в гаагскую клетку. Ломая тем самым судьбы двух выдающихся фигур мировой политики, США и их натовские приспешники обеспечивают себе безраздельные контроль и господство, поскольку маловероятно, что у напуганных югославским и грядущим иракским уроками стран возникнет желание выделиться, гнуть свою линию, пробиться из пешек в ферзи.


Парадокс, но именно в одной из югославских библиотек должен храниться (если его не вывезли на Запад или в США) единственный сохранившийся ценный арабский манускрипт начала 9-го века, в котором содержатся мансубы – шахматные задачи.


Сегодня жители пока еще Югославии продолжают себя чувствовать жертвами “Мата Диларама”. Создав народу политическую неопределенность, Европа и Америка без устали призывает сербов положить конец той самой неопределенности, вовсе не сербами созданной. Этот народ устал от войны, от политиков и от политики. Западные избирательные механизмы не хотят работать в Сербии, в стране, выборы президента которой провалились уже второй раз за последние месяцы. Явка избирателей опять оказалась ниже необходимых 50%, и выборы были объявлены несостоявшимися. Уже в следующем году название страны – Югославия — исчезнет с карты Европы, останется, согласно достигнутому компромиссу между Сербией и Черногорией, некий безликий союз между этими государствами. Нынешний президент Сербии Милан Милутинович сложит с себя полномочия в январе следующего года и, скорей всего, отправится в Гаагу сидеть рядом с С. Милошевичем, поскольку также обвиняется в военных преступлениях. Кто же станет новым президентом, и выберут или назначат его вообще – пока неизвестно. А это уже мат стране, сыграть в “пат” которой уже вряд ли удастся. Такая вот невеселая судьба у государства, ставшего жертвой имперской игры на “великой шахматной доске”.